Удар, еще удар, всплеск адреналина, пот катится ручьем, все лицо залито кровью, а сил уж и вовсе давно нет. Еще парочка ударов, хотя боль не позволяет даже нормально вздохнуть. Время уходит, остаются считанные секунды и… Да, победа! Ради столь желанного триумфа можно перетерпеть все: кровь, пот, слезы и невыносимую боль.
Бокс как будто создан для кинематографа. Энергия, азарт, драйв, бьющая через край харизма и какая-то особая "мускулинность" - те качества, которые делают бокс столь популярным и столь привлекательным для толстосумов от мира кино.
Достаточно вспомнить самую что ни есть классику мирового кинематографа – франшизу о боксере Рокки Бальбоа, которая вознесла "итальянского жеребца" и начинающего порноактера Сильвестра Сталлоне на вершину табеля о рангах американского кинопроизводств (и, между прочим, сделала песню Eye of the tiger группы Survivor международным хитом и саундтреком всех "качалок" мира). Сага об устойчивом и несгибаемом Рокки насчитывает на сегодня 6 частей и принесла своим создателем общий доход свыше миллиарда с четвертью американских долларов – и это только кассовые сборы, а прибыль от рекламы, продаж товаров и всего прочего и вовсе не поддается исчислению. Ну а поединок Рокки с "советским" боксером Иваном Драго так и вовсе стал притчей во языцех на территории бывшего "великого и могучего".
Но не только начинающие актеры добивались славы с помощью боксерской тематики. В послужном списке многих прославленных и даже, не побоимся этого слова, великих актеров присутствуют фильмы о ринге и крепких парнях в боксерских перчатках. Роберт Де Ниро на заре своей непревзойденной карьеры снялся в культовом фильме Мартина Скорсезе Бешенный бык (Raging bull), рассказе об истории успеха боксера итальянского происхождения Джейка Ламотты. Эта картина по версии Американского института киноискусства является лучшим спортивным фильмом всех времен, ну а Де Ниро в очередной доказал, что, наверное, хорошим танцором ему не быть. Ибо есть то, что мешает. Позже Роберт сыграл роль опустившегося промоутера в ремейке драмы 1950 года Ночь и город (Night and the city), но успеха Бешенного быка, понятно, достичь было нереально. Да и сам фильм получился очень и очень средним, справедливости ради.
На подтверждение тезы о боксе в резюме многих уважаемых актеров просто скажем, что у Пола Ньюмана был фильм Кто-то там наверху любит меня (Somebody Up There Likes Me), у Кирка Дугласа – Чемпион (Champion), у Энтони Куинна – Реквием по тяжеловесу (Requiem for a Heavyweight), у Чарльза Бронсона – Тяжелые времена (Hard times). Перечислять можно бесконечно.
В последнее десятилетие тема бокса приносит своим творцам как признание суровых критиков, так и ощутимый финансовый успех. Драма Малышка на миллион (Million Dollar Baby) собрала щедрый урожай из четырех Оскаров, в том числе и награду за лучший фильм года (и почти ни слова о 216 миллионах долларов, собранных в прокате). История непростой жизни и трагической гибели Мегги Фитцджеральд в исполнении милашки Хиллари Суонк и непревзойденный и как обычно суровый Клинт Иствуд в роли ее тренера покорили не только сердца зрителей, но и растопили лед в душах всегда циничных кинокритиков.
Тепло приняли и биографическую картину Али (Ali), посвященную сами понимаете кому. Фильм Али позволил по новому взглянуть на бывшего "принца из Беверли-Хиллз" и охотника на пришельцев Уилла Смита, доказав что у парня присутствует недюжинный актерский дар и талант перевоплощения.
Также классным байопиком стала экранизация жизни великого чемпиона из "прекрасного далека" Джеймса Брэддока, сумевшего преодолеть не самые простые жизненные обстоятельства и, главное, достойно сразиться в безнадежном поединке с непобедимым противником - временем. Ну и роль личности – Рассела Кроу в роли Брэддока – определяющий фактор для того, чтобы отнести фильм Нокдаун (Cinderella Man) в категорию "must see".
Из недавнего стоит обратить внимание на фильм Боец (The Fighter) с Марком Уолбергом и Кристианом Бэйлом. Возможно, данный фильм слегка перенасыщен типичной голливудской патокой и чересчур большое внимание уделяет проблемам семьи, а не самого спорта, но статуэтки Киноакадемии за лучшую мужскую и женскую роль второго плана (Бэйл и Мелисса Лео соответственно) просто так не дают.
И напоследок – думать что о боксе снимают только "взрослое" и серьезное кино – в корне неправильно. Есть отличнейшие комедии на заданную тематику – например, Бей в кость (Play it to the bone), с Антонио Бандерасом и Вудди Харрельсоном, поведает о путешествии двух закадычных друзей, а параллельно боксеров-лузеров, на боксерский вечер в Лас-Вегасе, где им придется сойтись в ринге друг против друга. Большой белый обман (The great white hype), с Самюэлем Л. Джексоном в главной роли, напоминает историю главного обманщика и бизнесмена современного бокса - Дона Кинга. Есть и образцы коммерчески успешной фантастики – как недавний блокбастер Живая сталь (Real steel), подающий боксерские поединки в совсем новом и необычном ракурсе. Есть много чего. В этом и прелесть бокса, и его киногеничность.