Причем сразу двумя резонансными событиями. Одно из которых прогремело на всю страну, второе оказалось менее заметным, но от этого не менее важным. Давайте-ка начнем с того, что поскандальнее.
Скажу вам честно – как только я узнал, кто будет судить матч в Севастополе, то первое, что подумал – без скандала не обойдется. Нет, это не экстрасенсорика, не какие-то законспирированные инсайдеры. Все гораздо проще и от этого страшнее. Это мое частное мнение. Мнение, которое сформировалось, в общем-то, тоже без двух вышеперечисленных пунктов. То есть, по большому-то счету, только на работе судьи и наблюдениями за этой работой.
И вот в результате этой работы (и этих наблюдений) получился такой образ – «Где Швецов, там скандал». Можно, конечно, обвинять меня в какой-то (правда, какой…)предвзятости к одесскому судье – но факт, как говорится, налицо. Скандал был. Скандал очень громкий, возможно, с продолжением. Как минимум, шумный, раз уже дошло дело до главного «тролля» украинского футбола Игоря Коломойского (как вам его предложение Буковине в эфире Профутбола? «Полмиллиона! Мало? Удвоим»).
Что случилось в Севастополе и кто в этом виноват – понятно. Да, понятно, ибо доказательств какого-то сговора у меня нет – стало быть, вся вина на бригаде арбитров. А вот что делать… Вот красиво выступил после матча Алексей Белик. То, что он умеет смачно сказать, мы помним еще по «Лучшем быть бомжом…» Здесь тоже было весело, но одна фраза получилась просто в жилу. Ну да, Швецова, возможно, накажут, даже дисквалифицируют (пусть даже и пожизненно) – но матч-то уже сыгран. И как быть с этим?
Я не владею информацией обо всех тонкостях подковерных игр в нашем футболе. Но – вот простая человеческая логика. Матчи у нас не переигрывают. Судей тоже не расстреливают и даже пожизненно не дисквалифицируют (Березку разве что, так и того вернули). Стало быть, вариант «Договориться с судьей за очень хороший гонорар» выигрышный для всех и ни для кого не опасный. Одни получат результат, другой отдохнет месяц-другой с пачкой денег в кармане. И всем хорошо.
Не утверждаю, что так и есть. Но – если я за три минуты на колене такую схемку набросал? Где гарантии, что люди, вращающиеся в этом бизнесе годами, не набросают?
И переходя от частного к общему. Понимаете, в чем дело – у нас никто или почти никто не несет ответственности. Личной, персональной, конкретной и обязательной. Ни фанаты, ни футболисты, ни владельцы клубов, ни судьи, ни футбольные чиновники, в конце концов. Я тут читал эксклюзивное интервью главы ПФЛ Милетия Бальчоса нашему сайту – плачется господин президент, что клубы задолжали Лиге взносы, стало быть, денег нет. А кто на выборах президента ПФЛ рассказывал, как все будет хорошо, как взносы вообще отменят, потому как Лига зарабатывать будет? И это все – если не завтра, то послезавтра точно?
Не знаю, как голосовал на тех выборах представитель Металлурга, но не удивлюсь, если поддерживал как раз Бальчоса (которого сейчас устами господина Курганского называет «членом системы»). Ведь борцы за справедливость в условиях украинского футбола на самом деле борются за совершенно иную идею – «чтобы не против меня». Судьи, власти, соперники, кто угодно. Не против меня. А не «чтобы никого». Увы. Но Запорожье безусловно может пылать праведным гневом. Праведным – и таким же бесполезным. Хотя…
Вот я сейчас заберу свои слова из прошлых Седмиц обратно. И это приятно делать – ибо худшие мои подозрения не оправдались. Говерле не разрешили играть в Ужгороде. И это правильно. Давайте я буду без обьяснений, почему это правильно, хорошо? На сайте ФФУ можно найти и пояснения по этому конкретному поводу и документы по стадионам в целом. Ищите – и обрящете. Все же лучше, чем бессмысленные срачи в комментах разводить.
Вот есть люди, которые даже в наших, украинских условиях пытаются что-то сделать. Думаю, вы еще помните Юрия Киндзерского, экс-президента ФК Львов. Можно по-разному к нему относиться – но то, что он в очень неблагоприятных «стадионных» условиях во Львове нашел выход, это факт. Да, Добромыль – это далеко и неудобно, да стадиончик маленький и не всегда готов на 100 процентов. Но он есть и на нем можно играть. Можно быть играть – ведь после смены владельца Львов как-то вдруг оказался нужен родному городу. Загадка…
И есть господа Шуфричи. В основном, конечно, Александр, который веселит народ рассказами о том, где надо искать тренеров Челси да Ливерпулям. А стадиончик для своей команды, пусть даже такой скромный, построить не сумел. И ладно он, без году неделя в футболе – отец-то его давным-давно в этом бизнесе.
Но нет. Видимо, проще господам периодически конфликтовать с владельцами Авангарда, чем строить что-то свое. Проще, выгоднее, удобнее – не знаю. Но надводная часть айсберга – вот она, любуйтесь. Между прочим, Говерла может установить уникальнейший рекорд. Да, Севастополь формально провел весь свой премьерлиговый сезон за пределами родной административно-территориальной единицы (Севастополь, как и Киев – отдельные субъекты, в АРК и Киевскую область не входящие), но фактически-то это один и тот же регион, Крым. А здесь можем получить команду, которая проведет весь сезон в чужих краях. Пока что Арена Львов станет домом для ужгородцев только на 2012-й – хотя и это немало, это уже традиционно две трети чемпионата.
Ну, и, конечно, нельзя не повеселиться с того, что Карпаты до сих пор не подписали договора с Ареной Львов. Вот интересно – для кого тогда этот стадион на краю города строили? Под Евро? Ну так надо было, как в Европе – временный, потом разобрать конструкции и продать. А зачем нужна такая арена, если местный клуб на ней почему-то не спешит играть. Для Говерлы? Ну тогда конечно.
Кстати, о стадионах. В Луцке обещают начать ремонт, а со временем и реконструкцию Авангарда. Засыпать аплодисментами мы, конечно, эту новость не будем – нечему пока радоваться. Но отметить обязательно отметим. Авось и выйдет чего из новой Волыни.
А вот что выйдет из Александра Рыбки – вопрос печальный. На прошлой неделе легендарный спортивный арбитражный суд в Лозанне отклонил апелляцию вратаря Шахтера. И, значит, сидеть ему без работы 2 года. А это очень много. И вероятность его возвращения на вершину украинского футбола будет уменьшаться с каждым днем. Кстати, вспомните историю Сергея Нагорняка – полтора десятка матчей в Шахтере, вот и все его достижения после той допинговой дисквалификации. И это полевой игрок, которому шансов проявить себя выпадает куда больше, чем голкиперу.
Зато свои шансы получили сразу четыре вратаря, которых на Евро до последних месяцев и не видели. Завтра Олег Блохин объявит окончательную заявку сборной на ЧЕ – и там не будет одного из квартера голкиперов. Ждем!
Ну, а с Марко Девичем все понятно – по крайней мере, пока. Человек ушел за большими деньгами и большой игрой. И попробуйте бросить в него камень.