На четвертом этапе Мировой серии FINA украинский дуэт Илья Кваша и Алексей Пригоров, бронзовые призеры Олимпийских игра в Пекине, выиграли золото в синхронных прыжках с трехметрового трамплина, впервые обыграв представителей Поднебесной. По завершении соревнований спортсмены поделились впечатлениями от турнира и планами на выступление в одиночном разряде.
- Илья, Алексей, что для вас значит эта победа?
Илья Кваша: Мы очень счастливы. (Улыбается.) Эта победа действительно много для нас значит: мы впервые в синхронных прыжках обыграли Китай. Для любого спортсмена выиграть у китайца дорогого стоит, потому что они самые сильные – побеждают всегда и везде. Но иногда удается их обойти. Надеюсь, что дальше мы будем делать это чаще. Говоря мы, я имею в виду всю прыжковую семью – Россию, Мексику, Германию. У нас получается, что весь мир борется против китайцев.
Алексей Пригоров: Мы к тому же еще набрали рекордную сумму баллов. Можно сказать, двойная радость. (Улыбается.)
- В подтверждение ваших слов замечу, что все присутствовавшие на трибунах спортсмены, тренеры болели именно за вас. И российские болельщики поддерживали вас, как своих. Это заряжало какой-то дополнительной энергией, придавало сил для борьбы с китайцами?
И.К.: Конечно, придавало. Это сложно объяснить словами, но когда ты чувствуешь поддержку зала, начинается огромный прилив сил. Ты чувствуешь, что можешь это сделать – обыграть китайцев. Мы неудачно сделали третий прыжок, но четвертый получился отлично. После этого мы у китайцев выигрывали один балл. И дальше шли, понимая, что ошибаться нельзя, нужно выдавать свой максимум. И у нас это получилось. Пусть и 0,090, но мы у них выиграли.
- Как сохранять концентрацию и спокойствие при такой тесной борьбе?
И.К.: Самое главное здесь не обращать внимания на оценки, не смотреть на табло, а идти и уверенно выполнять каждую попытку, стараться из каждого прыжка выжать максимум. Как только начинаешь думать: "А если я сейчас ошибусь", обязательно что-то пойдет не так.
А.П.: Все знают, что китайцы очень сильны в любых дисциплинах, поэтому приходится думать только о своих прыжках, которые ты умеешь делать, и просто выполнять свою работу.
- Одним из первых нарушил китайское доминирование россиянин Илья Захаров, выигравший золото на трехметровом трамплине. Его пример вас вдохновил?
И.К.: Конечно. Я прыгал тогда с Ильей в одном финале, мы понимали, что нам уже не достать китайцев, а Илья может их потеснить. Все трибуны, все болельщики и спортсмены поддерживали именно его. И когда он исполнил заключительный прыжок, мы все дружно вскочили, потому что знали, что он выиграл. Его поздравляли все команды, не только Украина и Беларусь. Вся Англия, все спортсмены в Aquatic центре были едины: все поддерживали Илью и желали, чтобы он победил. И он сокрушил постоянно выигрывавший Китай.
А.П.: Это была фантастическая победа. Он очень мощно и уверенно к ней шел.
- Писали, что украинская федерация прыжков в воду планировала привлечь к работе со сборной китайского специалиста.
А. П.: Да. Разговоры были.
И. К.: Но разговоры пока остаются разговорами, и у нас нет ни одного китайского специалиста. Думаю, что и с нашими тренерами при грамотном подходе и плодотворной работе, сможем бороться с китайскими спортсменами. Нужно еще немного добавить, чтобы им совсем пришлось несладко.
А.П.: Нам бы получше условия для тренировок.
- А где вы сейчас тренируетесь? Писали о строительстве олимпийского центра в Киеве, он уже работает?
И.К.: Нет. Сейчас его достаивают. Наша сборная тренируется на базе бассейна ЦСКА в Киеве вместе с пловцами, аквааэробикой, изредка даже синхроннистки заплывают.
А.П.: Про них даже шутили, как это они в 95 квартал попали…
И.К.: Но мы очень надеемся, что вскоре у нас появится свой личный бассейн – единый олимпийский центр, где мы сможем готовиться и тренироваться по полной, и подойдем к Рио во всеоружии.
- На подмосковной базе "Озеро Круглое" тоже все водные виды собраны вместе, хотя вместе с тем у каждого свое пространство для тренировок.
И.К.: Мы там были. По-хорошему немного завидуем условиям, в которых тренируется российская команда. У ребят идеальные условия: и бассейн, и медицинское обслуживание. Я сам проходил курс лечения в этом центре, когда возникли проблемы с гайморитом перед чемпионатом Европы. Это классно! Все в одном месте, и все сделано для того, чтобы ребята показывали максимальный результат.
- Тем не менее, российские спортсмены иногда жалуются на то, что устают постоянно находиться в одном месте, чувствуют себя запертыми...
А. П.: А мы, напротив, хотим, чтобы нас заперли в таких условиях. Конечно, мы стараемся выезжать на сборы в Киев. У нас недалеко есть спортивное общежитие. Но хотелось бы свою масштабную спортивную базу. Мы бы с удовольствием там занимались.
И.К.: Мы слышали, что в июне-июле должны, наконец, сдать наш бассейн. И хотя подготовку к чемпионату Европы и чемпионату мира будем вести в другом месте, надеемся, что новый сезон откроем уже там.
- Ваш дуэт существует очень давно. Наверное, уже наверно затылком чувствуете друг друга?
А.П.: Да. К тому же мы не только давно прыгаем вместе, но еще и дружим столько же лет.
- Тогда обратный вопрос – не устаете, проводя друг с другом столько времени?
А.П.: Нет. Конечно, бывает, ссоримся по мелочам, как все люди. А в целом мы стараемся, и гулять, и отдыхать, и работать вместе. Совмещаем приятное с полезным.
- Немного грустный юмор, но порой вы даже повреждения получаете в какой-то мере одинаковые.
А.П.: У Ильи была более серьезная травма. Перед Шанхаем он так ударился головой о трамплин, что на чемпионат мира не хотелось даже ехать. Нужна была лицензия, и мы были хорошо готовы, и тут такая неприятность. Но сейчас уже все – беда миновала. У меня полторы недели назад произошла чуть иная история. Дело было на одной из тренировок. Беды ничто не предвещало, и тут я поскальзываюсь при наскоке, сначала бьюсь головой, а потом ногами еще себя и накрываю. Думал – все! Выплываю, не могу понять, где болит, а болит везде. Но сейчас уже все миновало. (Улыбается.) В Англии, правда, пришлось прыгать с чуть распухшей ногой. Но теперь, как видите, все хорошо. А многие говорят: "Что это за вид спорта. Пришел – наскочил и делов…" В шоу "Вышка" тоже люди приходили и думали, что легко, а, попробовав, понимали, что нет.
- Кстати о вышке, забраться повыше не думали, или ваша специализация – только трехметровый трамплин?
А.П.: Я могу подняться на вышку и исполнить какие-то простые прыжки.
И.К.: Я тоже могу поднять и спрыгнуть "солдатиком", но красиво. В детстве я еще прыгал с вышки, а в 16 лет окончательно перешел на трамплин. И вот уже в течение восьми-девяти лет только его и прыгаю. На вышку не тянет – высоко.
А.П.: Мы с Ильей после пекинской Олимпиады ездили на шоу, где была вышка 25-метровой высоты. Посмотрели на нее и поняли, что никогда оттуда не прыгнем.
- По сложности программы вы уже достигли своего максимума или можно еще где-то добавить?
И.К.: Теоритически можно добавить еще один прыжок с коэффициентом 3,9 - это два с половиной оборота вперед с тремя винтами, но тяжело. Пока не получается. И нет смысла ставить такой рисковый прыжок, пока он хорошо не отработан.
А.П.: Есть другой вариант – прыжок с коэффициентом 3,5 два с половиной оборота назад из задней стойки, но это нерентабельно. Вместо этого мы можем хорошо исполнить наш прыжок с коэффициентом 3,4 – два винта, который у нас получается, и заработать те же баллы.
И.К.: Пока не стоит ничего менять, лучше хорошо отработать свою программу. Те же китайцы не спешат учить что-то новое, не ставят три винта. Они и четыре с половиной оборота вперед не делали, пока весь мир не начал их прыгать. Тогда они поняли, что очень много теряют.
- Что сложнее сальто или винтовые прыжки?
И.К.: Все зависит от спортсмена. Есть ребята, которые легко делают гладкие вращения, а с винтами проблема. Есть – наоборот. А есть уникумы такие, как Илья Захаров, у которых идет все! Он настоящий самородок, такой, каким был раньше Дима Саутин. Но такие люди редкость.
А.П.: Я неоднократно у него спрашивал: "Илья, как ты это делаешь?" Молчит. (Улыбается.)
- На что рассчитываете в одиночных прыжках?
- Постараемся прыгнуть лучшие попытки.
- В одиночном разряде китайцы у вас уже оставались позади…
И.К.: Было дело. Посмотрим, будем пробовать еще раз потеснить.
А.П.: Но китайцы – не единственные соперники, есть еще Евгений Кузнецов. Будем бороться все вместе. Очень приятно выступать в такой компании.
- Известно, что еще с пекинской Олимпиады вы сдружились с ребятами и других видов спорта. С кем-то поддерживаете сейчас общение?
И.К.: Да, мы очень переживаем и поддерживаем наших боксеров.
А.П.: А также девчонок из синхронного плавания и художественной гимнастики.
И.К.: У нас в Пекине сложилась замечательная команда. Кто-то продолжил выступать до Лондона, кто-то пришел новый, но одной семьей болели друг за друга и радовались каждой медали, завоеванной Украиной.
- Не так давно беседовала с Ольгой Харлан, с который вы, Илья, кажется, из одного города, она также об этом рассказывала...
И.К.: Да. Ольга Харлан – наша очень хорошая подруга. Мы следим за ее выступлениями, болеем за нее. Оля – суперчеловек и суперспортсменка! Мы очень ее любим и уважаем.