- Как, на ваш взгляд, котируется Мемориал Михаила Таля по сравнению с другими международными супертурнирами, в которых вы принимаете участие?
- Очень и очень высоко. Я рад был играть в российской столице на этом Мемориале памяти величайшего шахматиста. Мне понравилось здесь выступать не только потому, что организаторам удалось собрать чрезвычайно сильный состав участников и пригласить почти всех лучших шахматистов мира. Похожее бывает и на некоторых других традиционных турнирах, например в голландском Вейк-ан-Зее или в испанском Линаресе. Прежде всего, я получил массу положительных эмоций из-за возможности соприкоснуться с богатейшими шахматными и культурными традициями не только Москвы, но и всей России в целом. Поэтому когда я получаю возможность сыграть в вашей столице, меня это радует вдвойне.
- Знакомы с игровым творчеством Михаила Таля, кстати, самого молодого чемпиона мира в истории шахмат?
- Конечно. Я знаю и разбирал партии не только Таля. Изучал творчество и манеру игры всех чемпионов мира, а также многих других сильнейших шахматистов планеты разных времен.
- Чем объясняется ваша не слишком энергичная игра в первой части Мемориала? После мощного выступления на супертурнире в Нанкине, который вы выиграли с большим преимуществом над ближайшими конкурентами, от Карлсена и в Москве ждали чего-то подобного.
- Мне не хотелось бы извиняться перед взыскательными московскими зрителями и любителями шахмат за невыразительный старт. Для хорошей игры должно сойтись одновременно несколько важных компонентов. Первые дни я играл, будучи больным. Мне явно нездоровилось, и в таком состоянии, естественно, не хватало энергии. При плохом самочувствии я никак не мог играть на победу.
- Известно, что в этом году у вас сотрудничество с Гарри Каспаровым. В чем оно выражается и как часто вы контактируете с нашим гроссмейстером?
- Мы с Каспаровым провели две короткие подготовительные сессии весной, затем две недели тренировались в Хорватии. Это было уже в августе. Потом поработали несколько дней в сентябре. Но вообще-то у нас постоянные контакты по электронной почте или по системе связи Скайп.
- Практически все элитные гроссмейстеры придают важнейшее значение дебютной подготовке. Интересно узнать ваше мнение на этот счет. Ведь в одном из интервью вы говорили, что вам никогда не нравилась изучать дебютную теорию и достаточно лишь получить нормальную позицию.
- Я в принципе и раньше понимал, насколько важен для игры на высоком уровне качественный дебют. Однако только работая с Гарри Каспаровым, стал осознавать, насколько это действительно важно. Мне еще не так много лет, я молодой человек, еще совсем недавно был школьником и потому не очень привык к жесткой, напряженной и кропотливой работе. А работа над дебютом требует очень тяжелого, изматывающего труда.
- Каковы ваши ближайшие соревновательные планы?
- Я буду играть в Лондоне, куда приглашен на хороший круговой турнир продолжительностью в семь туров. Затем в январе будущего года собираюсь выступать в Вейк-ан-Зее.
- Оцените свои шансы в борьбе за звание чемпиона мира. Текущий цикл - не ваше ли звездное время?
- Для меня важнее ближайшие планы. Я не заглядываю так далеко вперед. Что случится, то и случится. Тем более трудно планировать что-то конкретное в условиях нестабильности решений нынешнего руководства международной федерации. Когда стану самым лучшим шахматистом мира, тогда и появятся планы. Пока же еще очень сильны Вишванатан Ананд и Владимир Крамник.
Источник: www.vremya.ru