Фрум заставил критиков умолкнуть
Из мухи в виде схода Криса Фрума на четвертом этапе прошлого выпуска французской многодневки журналисты сделали огромного слона. Особо рьяные, насмехаясь над лидером Team Sky, иронично добавляли: "Он ведь даже до брусчатки не доехал!".
Фрум, осваивавший искусство езды на велосипеде на дорогах с отвратительным покрытием, и всегда утверждавший, что брусчатка – это свое, родное, обиделся, и на "мини-Париж-Рубе" проявил себя великолепно. Он не терял позицию в голове пелотона, отвечал на все атаки Винченцо Нибали и был достаточно силен, чтобы попытаться диктовать свои условия. Пусть и на коротком отрезке пути.
Грубо говоря, Крис продемонстрировал все те характеристики, которыми он, по мнению критиков, не обладает. Причем не на отдельно взятом этапе, а в течение всей недели. Перед началом Тура считалось, что на равнине Фрум должен потерять время, а на выходе он отправился на день отдыха в качестве лидера генеральной классификации. Избежав при этом кризисов, серьезных падений и показав готовность атаковать на небольших подъемах.
Как признался журналистам сам Фрум, о таком развитии событий до заезда Тура в настоящие горы он мог только мечтать.
Программа добровольного тестирования провалилась
Организация под названием "Движение за чистый велоспорт", инициировавшая добровольное тестирование гонщиков на предмет уровня содержания кортизола в их организме, серьезно пострадала еще на Джиро-д'Италия, когда из состава ее участников вышли сразу две команды, LottoNL-Jumbo и Bardiani-CSF.
Перед стартом Тур де Франс по организации был нанесен еще один ощутимый удар – Астана отважилась включить в состав на гонку голландца Ларса Боома, даром, что тесты показали ненормально низкий уровень содержания кортизола в его организме. Казахская команда стала уже пятой с начала сезона, которая была исключена из рядов "Движения". Еще одним заметным "отказником" ранее стала Lampre-Merida, посчитавшая, что условия контракта с Диего Улисси для нее важнее, нежели некое общество с сомнительными полномочиями.
Астана, целью которой была и является защита желтой майки Нибали, разумеется, не пожелала начинать гонку в усеченном составе после того, как организаторы Тура запретили произвести замену в составе перед выходом на старт. Президент "Движения" Роже Легэй может сколько угодно рассказывать, что членство в его организации является добровольным, но если дело так пойдет и дальше, к концу сезона она просто-напросто перестанет существовать.
Саган закрепился в статусе главного неудачника пелотона
Популярная фраза "И даже на чемпионате мира среди неудачников ты займешь второе место" как нельзя лучше отображает то, что происходит на Туре с титулованным словаком. Как бы его ни выводили на решающую атаку, выиграть он все никак не может. Зато Саган шесть раз финишировал в первой четверке на семи этапах, где теоретически имел шансы на успех (за вычетом индивидуальной и командной разделок). Второе, 27-е, третье, второе, второе, третье и четвертое места - к цифрам упрямой статистики добавить нечего.
Блеснув на своем дебютном Туре в 2012-м, когда он выиграл сразу три этапа, Саган до сих пор не может поставить победы на конвейер. Один триумф при восьми финишах в первой пятерке в 2013-м, отсутствие побед при девяти заездах в топ-5 в прошлом году - и ярлык "лузера" прочно приклеился к Петеру. Даром, что он трижды надевал зеленую майку лидера очковой классификации в Париже.
Нынче Саган как никогда силен, и зеленая майка вновь принадлежит ему, но места на подиуме быстро забываются, если не подкрепляются победами на спринтерских и не только этапах. А их у гонщика Tinkoff-Saxo нет, и пока не предвидится. В ближайшие несколько дней специалистам его профиля ловить будет нечего, кроме выживания на подъемах высшей категории.
Текламанот стал олицетворением прогресса
Интерес журналистов и болельщиков к MTN-Qhubeka присутствовал с самого начала сезона, но, очевидно, достиг пика после финиша шестого этапа Тур де Франс, по итогам которого удачно съездивший в отрыв Даниэль Текламанот облачился в гороховую майку горного короля.
Титульный спонсор южноафриканской команды, фонд Qhubeka, представляет собой благотворительную организацию, снабжающую людей велосипедами и вдохновляющую их проявлять социальную активность. Дебют представителей Черного континента на гранд-турах состоялся годом ранее на Вуэльте, а в нынешнем сезоне ребята стали первой африканской командой, принимающей участие в Тур де Франс. Текламанот вместе со своим соотечественником Техрави Кудусом прорубил окно в велосипедную Европу для маленькой, но гордой Эритреи - страны, появившейся на политической карте мира всего 22 года назад.
Достижение Даниэля и вовсе видится переломным в истории традиционно белого и ориентированного на европейскую публику вида спорта. Учитывая, какую поддержку Текламанот получил на родине, можно не сомневаться, что за ним в пелотоне окажутся и другие гонщики с экзотического (за исключением ЮАР, конечно - но африканская мерка к этой стране, как известно, неприменима) для велоспорта континента.
Не обошлось, разумеется, и без расизма. Натнаэлю Берхану, еще одному эритрейскому гонщику MTN-Qhubeka, выступающему ныне на Туре Австрии, довелось выслушать серию оскорблений вроде "чертов ниггер" от Бранислава Самойлова. Раздувать вселенский скандал из этого не стали (белорус добровольно согласился перечислить в упомянутый выше фонд штраф в размере месячной зарплаты), но осадочек остался.
У французов появилась новая надежда
После попадания Жана-Кристофа Перо и Тибо Пино на итоговый подиум прошлогоднего выпуска Тур де Франс ожидания от своих гонщиков на родине были весьма высоки. Что не помешало лидеру AG2R La Mondiale отстать от лидера генеральной классификации на три с половиной минуты еще на равнине. На той же, где его молодой товарищ по команде Ромен Барде "поймал" 4:38. Но главным разочарованием первой недели стали даже не они, а Пино, имеющий в пассиве полновесные восемь минут.
Тибо начисто провалил первую треть многодневки. Он выпал из основной группы на втором этапе, не сумел мощно финишировать на Мюр-де-Уи на следующий день, и дважды ловил проколы на брусчатке. Вдобавок ко всему, жуткий завал, в котором его товарищ по FDJ Вильям Бонне получил серьезнейшую травму (перелом шейных позвонков), заставил даже менеджеров команды говорить о давней проблеме Пино - психологической неустойчивости. Поэтому в те минуты, когда Тони Мартин выигрывал пятый этап на чужом велосипеде, француз гневно отмахивался от попыток собственных грегари пересадить его на другое транспортное средство.
Впрочем, в пелотоне нашелся человек, заставивший французов позабыть о страданиях Пино. Им стал 23-летний гонщик Team Giant-Alpecin Уоррен Баргиль, обосновавшийся на границе первой десятки с отставанием в 2:43 от лидера в лице Фрума. Впервые о парне заговорили после двух выигранных этапов Вуэльты-2013, а его реальный потенциал продемонстрировало попадание в десятку лидеров генеральной классификации прошлогоднего испанского марафона. На дебютном в карьере Тур де Франс Баргиль поднял планку еще выше.
С учетом того, что весит Уоррен всего 60 килограммов, нетрудно предположить, что его лучшие дни на нынешнем туре еще впереди. За желтую майку он, конечно, не поборется, но в числе восходящих звезд мирового велоспорта наверняка закрепится.
Тиджей ван Гардерен становится фаворитом
Перед стартом Большой петли Isport.ua в голосовании помимо четырех очевидных грандов (Кристофер Фрум, Наиро Кинтана, Альберто Контадор и Винченцо Нибали) выделял не Тибо Пино, Ригоберто Урана, Хоакима Родригеса, Романа Барде или Жана-Кристофа Перо, а капитана BMC Тиджея ван Гардерена. Пока 26-летний американец не просто оправдывает ожидания, а превосходит их – расчетливые букмекеры отсыпали ван Гардерену больше шансов на желтую майку, чем действующему чемпиону Нибали.
Ван Гардерен впечатлил на Критериум Дофине, проиграв в общем зачете Кристоферу Фруму лишь десять секунд. На первой неделе Тур де Франс BMC удалось уберечь своего капитана от серьезных неприятностей (Movistar и Астана такому могут позавидовать), лишь впечатляющее выступление Фрума на брусчатке помешало ван Гардерену стартовать в Пиренеях в желтой майке.
Год назад Тиджей ван Гардерен на Тур де Франс стал пятым, повторив свой личный рекорд 2012 года. Сейчас у американца есть все основания посматривать в сторону подиума – кажется, только Фрум может стать для Тиджея недосягаемой вершиной. Как и звездный соотечественник ван Гардерена Кэдел Эванс, нынешний капитан BMC умеет минимизировать потери, а свою силу в горах Тиджей не так давно показал на Критериум Дофине.
Завалы, завалы, завалы…
Фабиан Канчеллара, Тони Мартин, Насер Буанни, Джек Бауэр, Том Дюмолен, Саймон Герранс, Дмитрий Козончук – едва ли не на каждом этапе Тура список сошедших пополняется новыми фамилиями. Дважды непосредственно от завалов пострадали носители желтых маек (Канчеллара и Мартин).
Единственный представитель Украины на Тур де Франс Андрей Гривко убежден, что пелотону не хватает уважение к генеральщикам или капитанам команд – слишком много суеты в основной группе, что порой приводит к фатальным последствиям, разрушая титанический труд отдельных гонщиков и целых команд.
В этом году сразу несколько команд привезли на Тур конкурентоспособных спринтеров. Etixx-Quick-Step, Lotto-Soudal, Катюша, Team Giant - Alpecin, Tinkoff-Saxo – всем нужно построить свой поезд, все хотят выйти в голову группы и задавать выгодный себе темп. То же самое касается и доминирующих команд в генеральном зачете, хотя там дисциплины все же побольше. На выходе же получается муравейник, в котором избежать эффекта домино очень затруднительно.
Сплошные неудачи Нибали
Главным неудачником первой недели Тур де Франс смело можно назвать Винченцо Нибали – капитан Астаны фактически на ровном месте потерял две с половиной минуты относительно Фрума. Теперь Акуле придется не отбиваться от хилых атак поредевших генеральщиков, а самому стать агрессором – готовность Нибали к такому сценарию можно будет проверить на финише сегодняшнего этапа.
Уже на втором этапе итальянец вместе с Кинтаной стал жертвой эшелона, а все попытки отыграться на брусчатке были ликвидированы Фрумом. Вдобавок ко всему на финише шестого этапа Тони Мартин сделал Нибали соучастником завала, а первый финиш в гору на Мур-де-Бретань (восьмой этап) показал, что прошлогодний чемпион далек от своих оптимальных кондиций.
Нибали в горах нужно существенно прибавлять, две с половиной минуты не кажутся пропастью, однако есть большие сомнения, что итальянец способен на крупных градиентах разобрать Фрума и Кинтану. Год назад удача была благосклонна к Винченцо, сейчас же подиум будет отличным результатом после провальной стартовой недели.
Планировщики маршрута пока не ошибаются
Год назад на Тур де Франс хватало хаотичности – чего стоит только пятый этап, когда из-за проливного дождя организаторы гонки отменили две секции брусчатки и внесли сумятицу в пелотон. Когда Кристофер Фрум и Альберто Контадор сошли с гонки еще на первой неделе, было много дебатов относительно маршрута гонки.
Обсуждение этой темы усилилось в преддверии новой гонки. На стартовой неделе не обошлось без брусчатки, встречных ветров и колких восхождений. Многие считали, что столь высокий ритм первых этапов может вновь серьезно ударить по конкуренции среди генеральщиков.
Директор гонки Тьерри Гувен может вздохнуть с облегчением. Конечно, на первой неделе не обошлось без сходов весомых фигур (Мартина и Канчеллары), но основные фавориты в строю, а временные потери Кинтаны и Нибали вносят дополнительную интригу перед сегодняшним стартом горных разборок.
Кэвендиш не сказал последнего слова
Марк Кэвендиш, 26-кратный победитель этапов на Тур де Франс, в последние годы начал отучать поклонников велоспорта от своего безоговорочного доминирования в спринтерских баталиях. В 2013 году Кэв не устоял под натиском Марселя Киттеля, а в прошлом году Большая петля для британца завершилась переломом ключицы на стартовом этапе.
Начало Тур де Франс-2015 склоняло к мысли, что годы Кэва уже позади – Киттель из-за травмы не приехал на гонку, а разрушать надежды Марка принялся другой немец Андре Грайпель. Почти два года без побед на гранд-турах – критики досрочно отправили Кэвендиша на пенсию.
Достойный ответ скептикам британец дал на седьмом этапе, сорвав в последний миг хет-трик Грайпеля. Кэв не скрывает, что ощущал огромное давление, справиться с которым титулованному спринтеру помогла семья, прибывшая поддержать спринтера перед этапом в Ливаро.
По материалам Cyclingnews.com