Для австралийской команды Orica-GreenEdge нынешний Тур де Франс складывается лучше, чем это можно было предположить. Несмотря на конфузию с автобусом, застрявшим на финишной черте первого этапа, команда Мэтта Вайта успела одержать уже две победы, чем реабилитировалось за весьма бесцветное выступление в прошлом году. Пока юбилейная версия Тур де Франс проходит под ярким австралийским флагом.
У этого успеха Orica-GreenEdge есть много творцов. В первую очередь, конечно, Саймон Герранс, не только выигравший вчерашний этап, но и надевший сегодня желтую майку. Но нельзя забывать и про человека, который является своеобразным "дорожным" капитаном австралийской команды. Внутри коллектива у него непоколебимый авторитет, ну а в той же командной разделке без его помощи, конечно же, не обойтись.
Речь о 39-летнем Стюарте О'Грэди, который за свою профессиональную карьеру успел повидать все в велоспорте. Он был первоклассным спринтером, которого боялись монстры вроде Эрика Цабеля или Алессандро Петакки, он был великолепным классиком, которому покорялись великие гонки, и он был блестящим грегари, который в 2008 году помог Карлосу Састре выиграть Тур де Франс. За свою карьеру О'Грэди заработал статус одного из самых уважаемых гонщиков пелотона, что просто не позволяет пройти мимо.
Результаты пошли с самого начала карьеры австралийца, которая, как и большинства представителей этой страны, началась на треке. На летней Олимпиаде 1992 года О'Грэди стал серебряным медалистом в командном преследовании, а в 1996 году в Атланте Стюарт завоевал по бронзовой медали в очковой гонке и все в том же преследовании. В это время О'Грэди и попал на карандаш шоссейной команде GAN, которая со временем преобразовалась в Credit Agricole.
В 1998 году Стюарт О'Грэди не только выиграл свой первый этап на Тур де Франс, но и на протяжении трех дней носил желтую майку лидера общего зачета. В 2001 году история повторилась, но тогда О'Грэди проходил в желтом одеянии целых пять дней. Более того, на том Тур де Франс австралиец вплоть до финального этапа на Елисейских полях боролся за зеленую майку с легендарным немцам Эриком Цабелем, но удача оказалась на стороне спринтера из Telekom.
В 2004 году О'Грэди переходит в другую французскую команду Cofidis, в составе которой выигрывает свой второй этап на Тур де Франс. Тем не менее, с учетом большого количества повреждений и травм, австралиец решает сконцентрироваться на классических гонках, но также ненадолго возвращается на трек, где на Олимпийских играх в Афинах выигрывает золото в мэдисоне вместе с Грэмом Брауном, еще одним известным австралийским спринтером.
Пожалуй, своего наибольшего успеха О'Грэди добивается в 2007 году, выступая за CSC. Благодаря великолепному сольному отрыву бывшему спринтеру, уже превратившемуся на тот момент в звездного грегари, О'Грэди побеждает на Париж - Рубэ, одной из наиболее престижных однодневных гонок. Вплоть до 2010 года австралийский ветеран защищает цвета CSC, после чего на год уходит в Leopard-Trek. С момента основания проекта в 2012 году О'Грэди выступает за родную Orica-GreenEdge.
Но 39 лет - не предельный возраст для Стюарта, последней гонкой которого станет Тур де Франс. Но не в этом, а в следующем году. Это значит, что еще целый год нам предстоит наблюдать за выступлениями О'Грэди в профессиональном велоспорте. Большая честь и удовольствие, нужно признать.