- Господин Иванов, после известных мартовских событий Крым де-факто стал частью Российской Федерации. Какие последствия несет для украинского велоспорта фактическая потеря главной тренировочной базы велосипедистов?
- Нам пришлось переносить все соревнования, которые были запланированы в Крыму и сборы в другие места. Из-за этого мы теряем осенне-весенний период. Перенесли соревнования в центральную часть Украины, в основном, в Белую Церковь. А что касается подготовки, то ее в апреле мы успели пройти еще в Крыму. Потом проходили уже по своим местам, как говорится.
- Какое будущее в этой связи у многочисленных крымских гонщиков, тех же Сергея Лагкути или Артема Топчанюка? Существует ли какая-то общая линия, выработанная между двумя федерациями?
- Лагкути объявил о том, что он остается гражданином Украины и продолжит выступления за нашу страну. Тапчанюк на самом деле особого интереса для сборной Украины не представляет, поэтому мы с российской стороной договорились о том, что гонщик сам будет принимать решение по поводу возможности дальнейшего продолжение своей карьеры в Украине.
- Проведение чемпионата Украины по велоспорту в этом году было запланировано в Севастополе. В кулуарах ходят слухи, что у Федерации велоспорта Украины есть желание договориться с российской стороной о том, чтобы действительно провести соревнования именно там. Соответствует ли эта информация действительности?
- Нет-нет, чемпионата Украины в Севастополе не будет, он пройдет в Киевской области.
- Извлекла ли Федерация велоспорта Украины какие-то уроки из ужасного проведения прошлогоднего чемпионата страны в Феодосии?
- Ну, сказать, что была ужасная организация, наверное, нельзя. Это просто один человек написал, и все так решили. А соревнования проводились в Феодосии из-за профиля трассы. Выбирали трассу более гористую, как на чемпионатах мира. Провести чемпионат Украины на такой трассе у нас просто нигде больше в Украине не получилось бы. Только поэтому и проводили в Феодосии. А так провели нормально, определили чемпионов, команды, все в порядке.
- Как Вы, в качестве президента Федерации, оцениваете нынешнюю ситуацию в клубе ИСД? Все ли в порядке, существуют ли определенные проблемы? Спортивные результаты во многом говорят о том, что события на Донбассе серьезно сказываются.
- Конечно, такие события на спортивных результатах не сказаться не могут. И не только в велоспорте, но и, например, в хоккее, других видах. От этого никуда не деться. Но если говорить о ИСД, то они по-прежнему участвуют в гонках за рубежом. Поэтому, сказать, что события сильно повлияли на результаты команды, я не могу. Там хорошая молодежь, и дела у клуба не так уж и плохи.
- Александр Башенко, сын многолетнего президента ФВСУ Бориса Башенко и организатор Race Horizon Park, наконец, согласился заменить Вас в кресле президента федерации. Вы дружили с Башенко-старшим. Какие у вас отношения с Александром?
- Очень хорошие отношения, работаем вместе. Согласился он или нет? Будет время конференции с ним, там и будет решаться вопрос.
- Несмотря на сложную политическую ситуацию, в самом конце мая в Киеве прошла гоночная серия Race Horizon Park. Вы присутствовали на всех трех днях гонки. Вырос ли уровень соревнований за последние пару лет?
- Выросли, конечно, абсолютно точно. В этом году мы приглашали на открытие и министра, и президента Национального Олимпийского Комитета. Скажем так, нам уже не стыдно приглашать представителей спортивного руководства страны.
- Возвращаясь к ситуации в Донецке, вторая международная велогонка страны, Гран-при Донецка, в этом году не была проведена. Каковы ее дальнейшие перспективы?
- Важная гонка, сейчас ситуация неспокойная, поэтому ее не было, но если к следующему сезону все успокоится, то конечно уже через год будем проводить.
- Говоря об общем положении украинского велоспорта, нужно отметить, что в этом году в высшем дивизионе выступают лишь двое украинцев, Андрей Гривко и Ярослав Попович. Оба уже далеко не мальчики. Где, на Ваш взгляд, «потерялись» остальные гонщики?
- Ну как, они не потерялись. Хоть Андрей и Ярослав не мальчики, но в прошлом году Андрей был пятым на чемпионате мира, который проходил в Италии, дистанция 270 км. Это был его лучший результат в спортивной карьере. А если говорить про остальных, то есть такая команда Лямпре-ИСД, которая в силу финансовых причин была переформатирована, и наши гонщики потеряли свои места в ней. Все ездят в принципе, но на разных уровнях. Буц Виталий выиграл гонку, Костюк Денис тоже недавно победил в Киеве, они как раз раньше выступали за Лямпре-ИСД, итальянскую команду.
- В июле украинским андерам и юниорам предстоит старт на чемпионате Европы. Чего Вы ждете от этих соревнований, какие перспективы видите для молодых украинских спортсменов?
- Сейчас сложно говорить о планах. Обстановка в стране наложила отпечаток на подготовку всех спортсменов, мы не исключение. Рассчитываем на то, что молодежь будет подрастать и показывать определенные результаты. Рассчитываем на то, что гонщики, которые там будут выступать, подрастут и будут представлять нашу страну на международных соревнованиях. Сказать, что мы сегодня рассчитываем на первое или второе место, нельзя. Пока мы только можем смотреть в перспективу.
- Какие шаги предпринимаются в подготовке спортсменов с точки зрения федерации?
- Мы стараемся участвовать в соревнованиях, но финансовые проблемы серьезные. Поэтому мы не можем, как ведущие державы ездить по всему миру. Ездить в Австралию, Китай или Колумбию. По Европе ездим. Система велоспорта устроена таким образом, что для рейтинга спортсмена нужно как можно больше участвовать в соревнованиях, в которых набираются, собственно, очки. А отправлять команды далеко – возможности нет. Вот если говорить об элите мужской, то киевская гонка в этом плане для нас подспорье. Мы набрали тут определенное количество рейтинговых очков, что дает нам право рассчитывать, что на чемпионате мира мы сможем участвовать достаточно большим составом.
- Как прокомментируете контракт с Nike?
- Ну, я скажу, что это еще не контракт. Это больше помощь от бренда. Я могу поблагодарить фирму за то, что в это тяжелое время подали нам руку помощи. Большое спасибо Сергею Бубке, это во многом его заслуга, что Nike нам помог. Хочу надеяться, что в будущем мы будем сотрудничать. Это была бы большая помощь для национальной команды Украины по велоспорту.
- Постепенно приближается летняя Олимпиада в Рио-де-Жанейро. В этом контексте следующий вопрос: насколько серьезно Федерация рассматривает шансы украинских спортсменов на ОИ в треке и в женском велоспорте?
- По прошлому году – пятое место Андрея Гривко на чемпионате мира, третье место на чемпионате мира юниорском в шоссе от Лены Демидовой, восьмое место Соловей Анны в женской лиге. Они определенную надежду дают на участие.
Что касается женского велотрека, то многие после прошлых игр стали мамами, например Любовь Шулика, четвертый призер Лондона. Надеюсь, она успеет подготовиться к Рио и достойно там представить нашу стану.
- Что конкретно нужно изменить в украинском велоспорте в ближайшие десять лет, чтобы он в долгосрочной перспективе встал на ноги и превратился в по-настоящему успешный вид спорта?
- Дело в том, что у нас очень большие проблемы с дорогами. Единственная у нас была возможность тренироваться – Крым. Сейчас его нет. Это накладывает отпечаток на подготовку. Есть у нас трек во Львове. Но не слишком современный, как, например, в России, Беларусь, Польше или Казахстане, где построили самые современные треки, со всей инфраструктурой. У нас один устаревший на всю страну. В этом плане нам нужны дороги и нужна база. Тренеры у нас хорошие есть, которые готовят молодежь. Но сами понимаете, что все в финансирование упирается.
iSport.ua благодарит пресс-службу НОК Украины за помощь в организации интервью.