Как и в 2007-м году, 101-я версия супермногодневки Тур де Франс открылась в Великобритании. Тогда, впрочем, первый этап представлял собой пролог по историческим местам Лондона. Сегодня же гонщиков ожидал совершенно обычный этап по дорогам Йоркшира. 190,5 километров от Лидса до Харрогейта и несколько категорийных подъемов, последний из которых, впрочем, заканчивался более чем за 60 километров до финиша.
Нельзя сказать, что этап был именно сделан под спринтеров, но именно они как раз и получили прерогативные шансы на сегодняшнем отрезке. Главным фаворитом, помимо немцев Марселя Киттеля (Giant-Shimano) и Андре Грайпеля (Lotto-Belisol), справедливо считался местный герой Марк Кэвендиш, в активе которого уже 25 побед на этапах Тур де Франс. Кроме того, в Харрогейте, финишном городе этапа, родилась мать Кэва, что придавало капитану Omega Pharma-Quick Step дополнительную мотивацию.
Главным героем дня стали, впрочем, не спринтеры, а немецкой ветеран Йенс Фохт. Гонщик команды Trek изначально вовсе не планировал выступать на Большой Петле - он рассчитывал на то, что его прошлогодний Тур де Франс станет последним. Тем не менее, команда поставила Фохта в состав, а он на первом же этапе ответил тем, что умеет лучше всего - уехал в затяжной отрыв, причем прямо с нулевого километра.
Изначально у Фохта было двое французских попутчиков, но они не смогли справиться с темпом опытнейшего уроженца Берлина, который, в свою очередь, после сегодняшнего этапа наденет не только красный номер самого агрессивного гонщика на отрезке, но еще и гороховую майку горного короля. Lotto-Belisol и Omega Pharma-Quick Step, державшие пелотон под контролем, довольно быстро ликвидировали побег Фохта, но в памяти он, безусловно, останется.
К финишу пелотон подъезжал достаточно медленно. Настоящий спринтерский развоз начался примерно за десять километров до заветной черты, когда в дело включились сначала Lotto-Belisol, а затем, километров за пять, ребята из Omega Pharma-Quick Step. Giant-Shimano, команда Марселя Киттеля, самого быстрого на сегодня спринтера, оставалась в тени, и вышла на передние позиции лишь за полтора километра до финиша.
Оказалось, что тактика оруженосцев Киттеля как раз и была оптимальной. Поезду Giant-Shimano удалось прорваться наверх ровно тогда, когда это и было нужно, в результате чего сам немец получил отличную позицию на финише. Спринт для Киттеля, который не очень любит финишы в заметный подъем, получился сложным, но он более чем уверенно обошел Петера Сагана, выиграв второй год подряд стартовый этап Тур де Франс.
Грайпель в финишном хаосе потерялся, а Кэвендиша и вовсе ожидала трагедия. Марк спровоцировал завал с участием австралийца Саймона Герранса, в результате которого, скорее всего, получил перелом ключицы. Судя по тому состоянию, с которым британец добирался до финиша, Тур де Франс для него с большой вероятностью закончен. Разочарование местной публики, пришедшей поглядеть на победу Кэвендиша, было огромным.
Завтрашний 201-километровый этап из Йорка в Шеффилд получится очень сложным и невероятно холмистым. Многие сравнивают его со знаменитой однодневкой Амстел Голд Рейс, и в чем-то определенно правы: гонщикам предстоит преодолеть девять категорийных подъемов, семь из которых расположены на последних ста километрах. Защитить свою желтую майку спринтеру Киттелю будет завтра крайне сложно.
Результаты первого этапа:
1. Марсель Киттель (Германия - Giant-Shimano)
2. Петер Саган (Словакия - Cannondale)
3. Рамунас Навардаускас (Литва - Garmin-Sharp)
4. Браян Кокар (Франция - Europcar)
5. Майкл Роджерс (Австралия - Tinkoff-Saxo)
6. Кристофер Фрум (Великобритания - Team Sky)
7. Александр Кристофф (Норвегия - Катюша)
8. Сеп Ванмарке (Бельгия - Belkin)
9. Хосе Хоаким Рохас (Испания - Movistar)
10. Михаэль Альбазини (Швейцария - Orica-GreenEdge)