5. 1:21.072. Наверняка поклонники Формулы-1 со стажем прекрасно помнят эти цифры и все, что с ними связано. 1997-й год, Гран-при Европы на Пиренейском полуострове, квалификация. Лидеры сезона Жак Вильнев и Михаэль Шумахер продемонстрировали абсолютно одинаковое время на круге – уникальное явление!
Но многие забывают, что точно таким же результатом отметился и второй пилот Уильямса, Хайнц-Харальд Френтцен. А через некоторое время, после дисквалификации, Эйч-Эйч стал вице-чемпионом мира, завершив таким образом для своей команды сезон золотым дублем.
Та гонка была лебединой песней великого дуэта Уильямс-Рено. Прошло 13 лет. Караван Королевских гонок снова приехал в Испанию на Гран-при Европы. И снова два болиды команды Фрэнка Уильямса продемонстрировали абсолютно одинаковое время (1:38.428). И все это – под пристальным взором участника событий-97 Френтцена.
Конечно, это была борьба далеко не за первое место на стартовом поле. да и нынешний Уильямс напоминает ту славную команду только названием, персоной Фрэнка и цветовой гаммой. Но чем черт не шутит – вдруг эта гонка станет началом новой славной истории команды из Гроува.
Уильямсы подготовили на этот этап отличную машину, здорово провели квалификацию (обе команды в третьей части!) и довели гонку до недосягаемого еще в этом сезоне четвертого места. Немного подпортил общую картину сход Хюлькенберга, но и одного Баррикелло хватило для того, чтобы считать этот уик-энд более чем удачным. Похоже, первый шаг к возвращению на вершины был сделан именно в прошлое воскресенье. Во всяком случае, хочется в это верить.
И как тут не вспомнить, что свой первый титул команда Формулы-1 Уильямс Гран При Инжениринг завоевала на моторах Форд, а нынешний Косуорт когда-то был подразделением именно этой корпорации. А еще любопытно, что в 2006-м Уильямс уже ездил с косуортовским мотором – и тогда Уэббер с Росбергом выше шестого места так и не поднялись.
4. Петер Заубер – личность в Формуле-1 известная и в чем-то даже легендарная. Его команда никогда не поднималась даже на третье место в Кубке Конструкторов, но он подарил миру немало толковых пилотов. Фретнцен, Хайдфельд, Райкконен, Масса, Кубица – все они прошли в свое время через конюшню швейцарского электрика. Поэтому от команды с таким названием всегда ждешь чего-то интересного и значимого – пусть и в будущем, пусть и за пределами Хинвилла.
Сейчас таковым кажется редкий в современной Формуле-1 японский гость Камуи Кобаяси. Этот гонщик попал в число боевых пилотов совершенно случайно – из-за травмы Тимо Глока. Попал – и остался там уже навсегда. Во всяком случае, запомнился надолго. Какой еще дебютант смог на равных и даже с позиции превосходства противостоять действующему чемпиону мира? А У Камуи это получилось.
Поэтому продолжение его блистательно стартовавшей карьеры во внезапно возникшем на руинах БМВ старом добром Заубере было совершенно логичным. И Кобаяси доказывает, что Петер Заубер сделал свой выбор не зря.
Конечно, огромную роль в итоговом триумфе сыграла тактика, которую команда избрала для Камуи. Но, во-первых, тактика тактикой, но надо было еще суметь удержать за спиной все того же Дженсона Баттона (какая любопытная парочка вырисывовается!). А во-вторых, даже на свежих шинах надо было еще суметь обогнать и Буэми, и Алонсо. Поэтому заслуга пилота в итоговом седьмом месте – наивысшем для Заубера в сезоне! – несомненна.
Финансовые проблемы старой-новой команды видны невооруженным взглядом. Стоит только посмотреть на отсутствие рекламы по бортам болидов. Но, возможно, именно это выступление команды с уникальным названием БМВ Заубер-Феррари (два моторостроителя в одном имени!) поможет скромной швейцарской конюшне обеспечить свое более-менее сносное существование. Ведь перспективы, как показал Гран-при Европы, у Петера Заубера имеются.
3. Это провал. Именно такие мысли были у фанатов Мерседес и персонально Михаэля Шумахера после квалификации. В воскресенье, где-то в 16:45 по Киеву настроение у поклонников таланта Семикратного и болельщиков Серебряных стрел вряд ли улучшилось.
Хотя как минимум Михаэль продемонстрировал, что даже в таких неблагоприятных условиях, которые сложились для его команды в Валенсии, он может выжимать максимум. Шуми отыграл на старте едва ли не больше всех остальных – и продолжал ехать на максимуме возможностей своей машины.
Но всю гонку (которая, скорее всего, закончилась бы в очках) Шумахеру сломало решение закрыть пит-лейн в тот момент, когда он как раз возвращался на трассу после первой смены резины. Пит-лейн по правилам закрывается после того, как весь пелотон выстроился за машиной безопасности – но в том-то и дело, что в момент, когда Михаэль собрался вернуться на трассу, между Хэмилтоном и Кобаяси (а именно между этими болидами Шуми должен был появиться на треке) было порядка 18 секунд. То есть ни о каком «выстраивании» речь, по большому счету, не шла.
Но Шумахер увидел перед собой красный свет. Естественно, что все дальнейшие потуги были бессмысленны – поэтому, кстати, и была совершена третья смена резины. Браун после гонки объяснил логику этого пит-стопа – чисто инженерные заморочки, проверить, как машина может ускориться на свежих шинах, посмотреть на работу техники. О гонке речи уже не было.
Как бы то ни было, а три вещи понятны уже сейчас. Первое – этот сезон для Мерседес по большому счету можно считать завершенным. Второе - 2011-м Серебряные стрелы будут одним из главных претендентов на победу. И третье (из которого, собственно, и вытекает второе) – Михаэль Шумахер не растерял своих лучших качеств, и как только в его руки попадет руль действительно конкурентоспособного болида, всем нынешним героям мало не покажется.
2. В том числе и Льюису Хэмилтону, которого можно считать главным везучником современной Формулы-1. Вспомним хотя бы, как Хэм выиграл свой чемпионский титул. И сколько раз ему удавалось уходить от серьезных наказаний – подставляя (специально или невольно) других.
При этом гоночные качества, которые раскрылись у Хэмилтона в полной мере в конце сезона-2009 и в нынешнем чемпионате, никто не оспаривает. Но точно так же очевидно, что иногда ему помогает Его Величествао Случай. Или благосклонность высших сил. Как хотите.
Негодование Фернандо Алонсо во время и после гонки абсолютно объяснимо. Запрещенный обгон сэфети-кара и машины медицинской помощи принес Хэмилтону просто чудовищное преимущество. Пока ближайший к нему Алонсо плелся за машиной безопасности, Хэмилтон спокойно проехал еще один нормальный (относительно того же Фернандо) круг и отправился в боксы.
Разница во времени Макларена №2 и Феррари №8 на десятом круге составила 21 секунду. Да и не только во времени дело – ведь обе Феррари после пит-стопа оказались во второй десятке, а Хэмилтон продолжил висеть на хвосте лидера. Да, в гонках иногда случаются такие курьезные моменты – но ведь дело в том, что Льюис получил это преимущество, нарушив правила.
И наказание, которое все-таки последовало, оказалось таковым только лишь формально. Ибо в тот момент, когда Хэмилтон отправился проезжать через пит-лейн, потеря приблизительно 15-ти секунд для него уже ничего не значила. Он как был вторым, так и остался. Легко предположить, что отработай он этот штраф сразу же после рестарта, ни вторым, ни третьим, ни даже четвертым Хэмилтон не был бы. Скорее всего, он оказался бы на одну-две позиции впереди Алонсо. И ему пришлось бы не ехать, обгоняя со скуки круговых, а бороться за высокие места так, как боролись все остальные (кроме Феттеля, разумеется).
Что ж, в очередной раз система продемонстрировала свое несовершенство. Несовершенство, которое, возможно, будет стоить кому-то чемпионского титула.
1. "Главное, что Марк жив". Эти слова стали лейтмотивом послегоночной пресс-конференции победителей. Эти слова повторяли и партнер Уэббера по команде Феттель, и конкурент в чемпионской гонке Хэмилтон. И это было действительно главное. Ибо выше человеческой жизни не могут стоять никакие призы и титулы.
Марку, откровенно говоря, не повезло. Не повезло в том, что он оказался позади Лотуса Ковалайнена. То, что аутсайдеры намного медленнее, чем лидеры – аксиома-2010. Но доселе лидерам в основном приходилось встречаться с тройкой новичков во время обгона тех на круг. Разумеется, никакой борьбы там и близко не может быть.
А вот здесь Ковалайнен и Уэббер, Лотус и Ред Булл оказались в равных условиях. При совершенно неравных исходных данных. Это и стало причиной ужасной аварии. Аварии, которая еще раз позволила нам оценить ту работу, которая была сделана для улучшения безопасности пилотов.
Да, в каком-нибудь 1993-м Уэббер не отделался бы таким легким испугом. Как минимум, в госпиталь, с гонками пришлось бы распрощаться на некоторое время. Возможно, надолго (и хорошо, если не навсегда…). Даже сейчас, в этот уик-энд пилот GP2 Йозеф Краль в схожей ситуации получил сотрясение мозга и сильный ушиб руки. У Марка не было даже этого.
Можно и нужно критиковать экс-главу ФИА Макса Мосли и владельца коммерческих прав Берни Экклстоуна. Есть за что. Но вот в плане безопасности их усилия принесли свой ощутимый результат. И слава Богу, что на месте воскресной аварии мы со спокойной душой можем воздвигнуть виртуальный памятник Мосли, а не реальный – Уэбберу.
Но дело в том, что проблема-то эта – несоответствия скоростей – никуда не денется. Даже наоборот, усугубиться. Благодаря изменениям в аэродинамике заднего антикрыла, в следующем сезоне в подобной ситуации атакующий болид сможет иметь преимущество в скорости перед защищающимся даже большее, чем было на 9-м круге у Уэббера. И где гарантии, что подобные полеты и кувырки не повторятся?