С чем пришли?
Сезон 1996 года начался с больших перемен. Наверное, самым глобальным событием стал переход Михаэля Шумахера, который только что стал двукратным чемпионом, в Феррари. В итальянской команде наступал новый период и тогда еще никто не знал, что это будет целая эра, эпоха. Но до светлых событий было очень далеко - сначала пришлось бороться с трудностями.
Джон Барнард, главный технарь Феррари, не смог сразу предоставить подходящий болид Шумахеру. Михаэлю пришлось бороться больше с автомобилем, чем с пилотами команды Уильямс. Эдриан Ньюи в том году построил хорошую машину и Дэймон Хилл наконец-то зацепился за реальный шанс на чемпионство. На первых пяти гонках он одержал четыре победы. Это позволило ему добыть 43 очка и значительно оторваться от соперников.
Точнее, был один соперник - его коллега по команде. Жак Вильнев проводил дебютный сезон и успел одержать первую победу. Произошло это недалеко от Нюрбурга, но этой победы было явно недостаточно, чтобы зацепиться за борьбу за первое место, ведь у канадца было всего лишь 22 очка.
Шумахер сумел зацепиться за три подиума, что принесло ему 16 очков в копилку, ну а у его бывшей команды дела складывались так же не очень хорошо. Обладатель Кубка Конструкторов полностью обновил состав пилотов. В команду пришла парочка из Феррари - Алези и Бергер. На первых пяти этапах сезона они на пару смогли добыть лишь три подиума и сложно было поверить в то, что это лишь начало пути к победе - Шумахер слишком многое дал команде, а потом это забрал. Через это прошел Макларен после ухода из команды Сенны, и через это десять лет спустя пройдут Феррари, когда Шумахер "завершит" карьеру.
Уильямс приехал в Монако в ранге безоговорочного лидера сезона, но эта трасса могла преподнести сюрприз любому. Получилось так, что все фавориты имели шанс на победу, но никому из них она так и не досталась.
Предгоночные заезды:
Квалификационная сессия Гран-при Монако прошла при подавляющем преимуществе Михаэля Шумахера. На трассе, где сила техники была не так важна, как на других трассах, немец снова сумел выжать из машины те пресловутые 110 процентов.
На первых минутах борьбу за промежуточный поул повели пилоты Макларен и Бенеттон - на тот момент лучшим был Култхард со временем 1:22,1. Позади оказался даже Хилл, то тому было объяснение: один из фаворитов попал в трафик и просто не смог завершить свой быстрый круг. А вот его соперник на красном болиде при первом выезде решился пойти на два быстрых круга - один был краше другого. На первом круге он снял с результата Култхарда восемь десятых, а затем улучшил свой результат еще на четыре десятых.
Михаэль практически до самого конца сессии оставался в лидерах. Соперники смогли приблизиться к его времени, но перед последней попыткой необходимо было найти еще полсекунды на круге. В итоге их смог найти лишь Дэймон Хилл, который проехал свой последний круг за десять минут до окончания сессии и смог превзойти результат Шумахера. Преимущество было небольшим, то теперь уже на Михаэля давил психологический прессинг - надо было забирать поул.
Первый номер Феррари не допустил ошибок в своей решающей попытке - уже на первом секторе выигрывал у Хилла три десятых, а затем лишь нарастил отрыв. На круге почета он начал приветствовать болельщиков и не учел одного факта - квалификационная сессия еще не была закончена. Герхард Бергер был на своем быстром круге, но когда выехал из туннеля увидел перед собой Шумахера. Австриец пытался сместиться влево и не потерять много времени, но оптимальный баланс не нашел и его выбросило с трассы.
Победитель квалификации на пресс-конференции сразу же начал с извинений в адрес Бергера - мол, праздновал поул и забыл, что позади меня находятся соперники. Тем не менее, Бриаторе и Бергер подали протест на действия немца, но он не был удовлетворен: Шумахер стартовал с первого места, а Бергер - с четвертого, хотя мог рассчитывать на большее.
Стартовая решетка: 1. М. Шумахер (Феррари), 2. Д. Хилл (Уильямс), 3. Ж. Алези (Бенеттон), 4. Г. Бергер (Бенеттон), 5. Д. Култхард (Макларен), 6. Р. Баррикелло (Джордан), 7. Э. Ирвайн (Феррари), 8. М. Хаккинен (Макларен), 9. Х.-Х. Френтцен (Заубер), 10. Ж. Вильнев (Уильямс), 11. М. Сало (Тиррелл), 12. Й. Ферстаппен (Футвок), 13. Дж. Херберт (Заубер), 14. О. Панис (Лижье), 15. Ю. Катаяма (Тиррелл), 16. М. Брандл (Джордан), 17. П. Диниц (Лижье), 18. Дж. Физикелла (Минарди), 19. П. Лами (Минарди), 20. Р. Россет (Футвок), 21. Л. Бадоер (Форти), 22. А. Монтермини (Форти).
Гонка:
За несколько часов до гонки пошел дождь и это перевернуло все расклады сил в пелотоне. С первых же минут гонки стало ясно, что у Феррари, которые были сильны на предгоночных заездах, совершенно не было скорости на мокрой трассе.
На старте гонки Михаэль Шумахер начал испытывать огромные проблемы с управляемость. Еще до первого поворота он пропустил вперед Хилла, а затем лишь пытался удержаться на трассе. С другой стороны, немец пытался удержаться за Дэймоном, но тот уезжал все дальше и дальше. Мучения Михаэля закончились в повороте Портье - его машину на скользкой трассе бросило в отбойник и гонка была закончена.
После схода первого номера Феррари главной надеждой команды стал Эдди Ирвайн, но и у того не все шло гладко. Он также боролся с машиной и позади него на первых кругах образовался паровозик, который возглавлял Хайнц-Харальд Френтцен. Отчетливо было видно, что пилот Заубер был на несколько секунд быстрее соперника, но узкая трасса в Монако не давала никаких шансов на обгон. Но все же, Френтцен попытался и поплатился за это - он вынужден был ехать за новым антикрылом, а Ирвайн продолжал держать оборону от натиска группы преследователей.
В лидирующей группе на первых кругах было все более-менее спокойно. Увереннее всех чувствовал себя лидер гонки, который с бешенной скоростью отрывался от пары Бенеттон. На четвертом круге его преимущество над Алези составляло 11 секунд. Затем пилот Уильямса немного сбавил темп, но этого все-равно хватало, чтобы отрыв увеличивался.
Команду Бенеттон должен был устроить двойной подиум, но уже на девятом круге стало ясно, что мечтам не суждено было сбыться. Герхард Бергер неожиданно потерял темп, а потом свернул в боксы, их которых уже не выехал. На пит-лейне команда пыталась решить техническую проблему, но вскоре австриец покинул кокпит.
К моменту схода Бергера, сразу восемь гонщиков успели закончить борьбу. Трасса долго оставалась мокрой и с этим многие не справились, но те, кто прошел это испытание, скоро получили награду - трасса начала подсыхать. На 30-м круге Дэймон Хилл первым из лидеров рискнул одеть слики и не прогадал. Он вернулся позади Алези и вскоре начал атаковать его! Более того, Хилл вернул себе лидерство на подъеме, где при обычном ходе гонки обгоны не возможны в принципе. Конечно же, Жан не стал откладывать дело в долгий ящик и на следующем круге, как и многие другие пилоты, поехал в боксы за резиной для сухого асфальта.
После серии пит-стопов в объективы телекамер начал часто попадать не кто-нибудь, а Оливье Панис. Пилот Лижье после удачного заезда в боксы вернулся на трассу на четвертом месте и был быстрее всех на трассе! Оливье круг за кругом бил рекорд круга, но не это было главным - он с огромной скоростью сокращал отставание от тройки лидеров. До Хилла в тот момент было чуть менее минуты, но третье место, на котором шел Ирвайн, было совсем рядом - шесть секунд. Не прошло и двух кругов, как Панис мог вплотную разглядеть задний спойлер Феррари.
Пилот Лижье был настолько быстр, что маршалы начали показывать Ирвайну синий флаг (возможно, роль сыграл тот факт, что маршалы были французами и болели за своего - другие объяснения такому поступку сложно найти)! Конечно, Эдди не хотел просто так пропускать соперника и жестко закрыл калитку в шпильке. Благо, пострадал он сам, уткнувшись в рельс безопасности на внешней стороне поворота. Ирвайну помогли стюарды и он смог продолжить гонку, но после этого у него были одни мучения: сначала визит в боксы, где долго пытались устранить проблемы с управляемостью, а затем медленный доезд до финиша.
Оливье Панис после прохода Ирвайна погнался за Алези. Жан опережал пилота Лижье на 30 секунд, но тут начали происходить чудеса. На 40-м круге нежданно-негаданно сгорел мотор на машине... Дэймона Хилла. У британца было огромное преимущество, но техника Рено его подвела. Так шанс на победу получил Жан Алези. Команда Бенеттон могла отпраздновать первый успех после ухода Михаэля Шумахера, но и тут не получилось! Через 20 кругов после схода Хилла сошел и Алези - его подвела подвеска. После этого на Жана Алези тяжело было смотреть, но некому было его утешить - утешать надо было всю команду - и Бриаторе в первую очередь.
Хилл сошел, Алези сошел и в лидеры вышел Оливье Панис - местный герой того дня. Это был шанс для Лижье отпраздновать первую победу за 15 последних лет и они такую возможность не упустили. За несколько кругов до конца к лидеру гонки подобрался Дэвид Култхард, но до финиша оставалось мало и он решил ухватиться за синицу в руке и уверенно дотянул до финиша. К слову, шотландец в той гонке выступал в шлеме Михаэля Шумахера. Перед гонкой он обнаружил, что его шлем при сильном дожде сильно запотевает и на выручку пришел немец, который предоставил ему один "лишний" экземпляр.
Ну а следом за Панисом и Култхардом добрался до финиша последний финишер гонки! Это был Джонни Херберт, а четвертым классифицировался Хайнц-Харальд Френтцен (он свернул в боксы за круг до финиша), который в начале гонки оказался последним из-за контакта с Ирвайном! Удивительно, но очки ему подарил все тот же Ирвайн. За три круга до финиша он сделал ошибку в Портье (так, где в начале гонки сошел его напарник) и в него вписались Сало с Хаккиненом - это были последние три схода в гонке, но пилоты также попали в итоговую классификацию, ведь проиграли лидеру менее 10% от общего количества пройденных кругов. Но если брать чистые показатели, то взмах клетчатого флага увидели лишь трое пилотов и это до сих пор является антирекордом Формулы-1.
Результаты гонки: 1. О. Панис (Лижье), 2. Д. Култхард (Макларен), 3. Дж. Херберт (Заубер), 4. Х.-Х. Френтцен (Заубер), 5. М. Сало (Тиррелл), 6. М. Хаккинен (Макларен), 7. Э. Ирвайн (Феррари) Сошли: 8. Ж. Вильнев (Уильямс), 9. Ж. Алези (Бенеттон), 10. Л. Бадоер (Форти), 11. Д. Хилл (Уильямс), 12. М. Брандл (Джордан), 13. Г. Бергер (Бенеттон), 14. П. Диниц (Лижье), 15. Р. Россет (Футвок), 16. Ю. Катаяма (Тиррелл), 17. М. Шумахер (Феррари), 18. Р. Баррикелло (Джордан), 19. П. Лами (Минарди), 20. Дж. Физикелла (Минарди), 21. Й. Ферстаппен (Футвок), 22. А. Монтермини (Форти)
А потом...
... Жак Вильнев, который неуверенно чувствовал себя на узких улочках княжества, воспрял духом и навязал Хиллу борьбу за титул. Увы, но слишком многое было потерянно в первой стадии чемпионата - в конце сезона Жак проиграл Хиллу все те же 21 очко, которые разделяли их после этапа в Монако. Так Дэймон оформил свой единственный титул в карьере и передал эстафетную палочку канадцу. Правда, тому противостоял уже другой Шумахер. О той славной битве вы можете прочитать в статье про Гран-при Европы 1997 года, которую легко найдете в нашем историческом разделе.