Итак, то, о чём так долго говорили большевики, свершилось – Себастьян Феттель стал двукратным чемпионом мира, да ещё и самым молодым, побив возрастной рекорд Фернандо Алонсо. Сделал он это в высшей степени уверенно, не в пример прошлому году, когда всё висело на волоске... Можно долго рассуждать по поводу того, чей вклад в победу весомее – самого Себа или Эдриана Ньюи, однако никто не будет спорить с тем, что просто создать быстрый болид мало – надо ещё и посадить в него классного гонщика, коим Феттель, очевидно, является. Ну а конкурентам остаётся лишь кусать локти и готовиться к следующему сезону.
Главный герой. Подробнее о Феттеле мы поговорим как-нибудь в другой раз, когда будем подводить итоги всего чемпионата. Возможно, читатели ожидают, что в этой рубрике автор вновь будет петь дифирамбы Дженсону Баттону, который, вне всякого сомнения, провёл очередную прекрасную гонку и одержал блестящую победу. Но наш сегодняшний фаворит – Фернандо Алонсо. Судите сами: Алонсо проделал почти то же самое, что и Баттон, только на гораздо более слабом болиде (а иную характеристику нынешней Феррари выдать сложновато)! Стартовав с пятого места, Фернандо постепенно поднимался наверх, а в конце гонки ему с успехом удалось сдержать атаки Феттеля. В Японии Алонсо проявил себя как грамотный стратег: если в Сильверстоуне ему удалось выиграть благодаря скорости, то второе место на Сузуке было завоёвано большей частью с помощью верных тактических решений, что для пилота не менее приятно и почётно.
Кто знает, чем бы закончилась его кратковременная погоня за Маклареном, если бы Алонсо реально интересовало 2-е место в чемпионате... В этом сезоне Феррари и Ред Булл единственный раз оказались в более-менее равных условиях (на Гран-при Великобритании) – Алонсо опередил тогда Феттеля на 17 секунд.
Антигерой. С кем ещё можно сравнить того или иного гонщика, как не с партнёром по команде? Увы, Фелипе Масса, опередивший Алонсо в квалификации, на длинной дистанции вновь был разбит им в пух и прах. И не стоит везде искать «faster than you»: жёсткой борьбы в начале 6-го круга между пилотами Скудерии действительно не было, но, строго говоря, ничто не мешало Массе уцепиться за напарника. Вместо этого Фелипе снова боролся с Хэмилтоном, который, надо признать, сейчас тоже далёк от оптимальной своей формы и просто доезжает сезон...
Вероятно, подсознательно Масса до сих пор находится в 2008-м году – бразилец так и не смог оправиться от психологического удара, полученного им на заключительной гонке того безумного сезона. Видно, не судьба...
Тактика. Уже после квалификации стало ясно, что фаворитам (и не только им) придётся хорошенько поломать голову при разработке плана на гонку, однако на четыре пит-стопа всё же никто не рискнул пойти. Все топ-команды избрали одинаковую тактику трёх пит-стопов (с незначительными вариациями касаемо времени заезда в боксы) с использованием среднего состава на заключительном отрезке. Ситуация осложнялась тем, что ни у кого из них не было в запасе свежего софта, который, в свою очередь, сохранили гонщики, пробившиеся в Q3, но не пожелавшие в ней участвовать. К слову, эта проблема решается достаточно легко – можно вернуть квалификационные шины, и тогда никто не будет игнорировать борьбу за поул... Из остальных пилотов стоит выделить Серхио Переса. Молодой мексиканец, дважды посещавший боксы, на свежих комплектах резины был очень быстр и имел реальный шанс установить первый в карьере быстрейший круг, однако Баттон в концовке под нажимом Алонсо отобрал его у Серхио.
Любопытная деталь: как ни странно, при повышенном износе резины её в то же время нелегко было привести в рабочее состояние, иначе как объяснить то, что преимущество получал пилот, заезжавший в боксы на 1-2 круга позже? Страдали от сложностей с прогревом не только Феррари, но и Ред Булл с Маклареном, что для них в этом сезоне нетипично.
Обгон. На Гран-при Японии зрители не увидели сколько-нибудь запоминающихся обгонов – таких, которые хочется ещё и ещё раз пересматривать на YouTube. Ну, опередил Хэмилтон Массу... И дело не в том, что конфигурация трассы здесь какая-то не такая – наоборот, на Сузуке можно и нужно обгонять, и многие пилоты не в последнюю очередь из-за этого не раз признавались в любви к ней. Однако не стоит обвинять гонщиков в чрезмерной осторожности: расход резины, как уже было сказано выше, оказался неожиданно высоким, а в таких условиях особо не поатакуешь, иначе боксы пришлось бы посещать каждые 7-8 кругов. Возможно, если бы шинники из Пирелли отменили своё решение больше не использовать хард, мы бы увидели совсем иную гонку...
Перспектива. Несмотря на досрочное завоевание титула, у Феттеля ещё есть стимул сражаться. Можно, например, попытаться побить рекорд Найджела Мэнселла по количеству поулов за сезон (в процентном соотношении британец в любом случае останется впереди). В борьбе за второе место явным фаворитом выглядит Баттон, на которого, похоже, боссы Макларена смотрят теперь несколько иначе. На прошлой неделе чемпион мира-2009 подписал со своей командой новый долгосрочный контракт, но это уж совсем далёкая перспектива...