Не "Красный барон", но пилот, также неразрывно ассоциирующийся с красным. Красным быком, Торо Россо, Ред Буллом, а теперь и с Феррари. Да, вы можете не любить Себастьяна Феттеля, можете приписывать все его заслуги только Эдриану Ньюи, но от цифр никуда не денешься – Себастьян Феттель 4-кратный чемпион мира, что возводит его в число лучших пилотов Формулы-1 всех времен.
Имя Феттеля неразрывно связывают с конюшней Ред Булла, но только избранные фанаты автоспорта и самые отверженные поклонники немца помнят год 2007. Страшная авария Роберта Кубицы на автодроме имени Жиля Вильнева позволила проехать одну гонку в боевом режиме молодому дарованию. Да, БМВ Заубер не был в списке самых быстрых команд, но и в хвосте пелотона не привык гоняться. Располагая относительно хорошим болидом, Себ не стал откладывать на потом и сразу вписал свое имя в историю – самый молодой гонщик, который набрал очки в Формуле-1. Представьте только – без вката, первая гонка в карьере, эх! БМВ очень хотел оставить у себя пилота, но Гельмут Марко не желал даже слышать об ином варианте развития событий, кроме как о подписании Себа. А когда в дело включился сам Дитрих Матешиц, шансы БМВ сошли на ноль.
Владение дочерней командой, коей в данном контексте является Торо Россо, - хороший козырь в гонке за молодыми дарованиями. Да, Себастьян понимал, что идет он не в главную команду, которая была на голову сильнее машин Франца Тоста, тем не менее, это шаг вперед, ведь так можно было получить бесценный опыт. Старт был провальным, но причиной тому был не гонщик, а болид. STR2B не мог вынести никакой критики, машина просто не ехала! За первые 5 гонок Феттель только раз смог финишировать, и то на 17 месте. Казалось, сезон провален, но кардинально изменил ситуацию новый болид – STR3. Два Себа (в команде также выступал Бурде) на новом болиде стали творить историю конюшни, а Феттель – и всей Королевы автоспорта. По окончании сезона Торо Россо удалось финишировать на 6 месте в Кубке Конструкторов, обогнав даже Ред Булл! Что касается Феттеля, то победа в Италии стала первой для него в карьере, став самым молодым триумфатором, к тому же и для Торо Россо победа стала первой в истории, по настоящий момент единственной.
Дитер Матешиц, 2008: "Феттель - гонщик с огромным потенциалом. Он харизматичен, умен, рассудителен и талантлив. Себастьян обладает набором качеств, которые характеризуют его, как потенциальную звезду чемпионата, "гонщика будущего", если хотите".
Эти слова стали пророческими. В Ред Булл Себ заменил ушедшего на пенсию Дэвида Култхарда, и дальнейшее восхождение на Олимп не вызывало никаких сомнений. Как раз к тому времени Эдриан Ньюи смог привести в порядок конструкторский отдел команды и впервые представил по-настоящему хороший болид. Доселе не выигравшие ни одной гонки, в 2009 творения Ньюи словно с цепи сорвались! Правда, титул взять в том году не удалось, старый лис Росс Браун со своими двойными диффузорами обеспечил первое место Дженсону Баттону. После запрета последних, Браун даже на подиум претендовал редко, но побед на старте сезона оказалось достаточно, хотя Феттель был близко. Скептики скажут, что немцу не хватило мастерства. Может, отчасти это и есть правда, Себастьян был молод, порой его максимализм мешал ему доехать до финиша и заработать очки, которых так не хватало в конце сезона. Увы, история не терпит сослагательных наклонений…
Сезон 2010 года можно назвать одним из лучших за всю историю Формулы-1. В предпоследней гонке на титул претендовало 5(!) пилотов, а к последней их осталось на одного меньше, но все же: Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель и Марк Уэббер (в Бразилии отсеялся Баттон). Более того, в Абу Даби все эти пилоты расположились на первых пяти местах стартовой решетки! Правда, Себастьян не был главным претендентом на титул. Зачет возглавлял Марк Уэббер, но ему в спину дышал Алонсо, а то, что австралиец стартовал позади Нандо, делало представителя Скудерии теневым лидером чемпионата. Весь паддок, да что там, весь мир автоспорта обсуждал варианты, при которых Феттель сможет помешать Алонсо, чтоб его партнер стал чемпионом. Но судьбе было угодно разыграть все совершенно по-другому: Алонсо, скопировавший стратегию Уэббера, попал в трафик, так и не смог пройти Петрова, тогда как Себ спокойно приехал первым и выиграл не только гонку, но и титул. Первый!
Эдриан Ньюи, 2011: "Себастьян не хочет доезжать к титулу чемпиону мира, он хочет его заслужить".
В 2011 Феттелю не было равных, что подтверждают цифры: 11 побед (58 %), 15 поулов (рекорд), 18 стартов с первого ряда (рекорд), 739 кругов лидирования (рекорд), 3796 км лидирования (рекорд), 17 подиумов (повторил рекорд), 392 очка (рекорд), 122 очка отрыва от вице-чемпиона (рекорд), 19 гонок в качестве лидера чемпионата (рекорд), 18 финишей (повторил рекорд). Нельзя сказать, что сезон 2012 года был подобным, или Себ выиграл его еще более легко, но в последней гонке в Бразилии ему нужно было просто финишировать выше Алонсо, что Феттелю отменно и удалось. Он доминировал на протяжении всех практик, выиграл квалификацию, долго лидировал в самой гонке, но под конец его обогнал Хэмилтон, вернув должок за 2008 (тогда в Бразилии Торо Россо обогнал Макларен, чуть не лишив британца первого титула). Тем не менее, Алонсо приехал только третьим, так что разрыв между лидерами увеличился.
За всю свою карьеру Себастьян установил множество рекордов, основная часть которых начинается со словосочетания "самый молодой". В 2013 ему было суждено добавить к этой коллекции еще один – самый молодой 4-кратный чемпион мира! Мало того, что обладателей 4+ титулов можно посчитать на пальцах одной руки (Прост, Фанхио, Шумахер), так и среди таких людей Себ умудрился выделиться. Чемпионат 2013 проходил гладко: на бумаге соперником снова был Алонсо, но по факту – титул немец обеспечил задолго до окончания сезона. А дальше в силу вступили новые правила по гибридам, с которыми у Себа не срослось с самого начала. Может из-за этого, а может и действительно надоело, но по окончанию 2014 года немец покинул Ред Булл.
Наверное, каждый из гонщиков мечтает выступать за Феррари. Это единственная команда, участвующая в чемпионате с самого его основания, это бренд, это статус - каждый может подобрать свое. Даже плохие результаты Скудерии в 2014 не смутили Себастьяна, он хотел попасть в Маранелло ради нового вызова! Куда же было деваться от сравнений с Шумахером, но Феттель отвечал лаконично: "Я не новый Шумахер, я - Феттель", хотя эти вопросы возникали и задолго до этого перехода. Удачно ли складывается судьба немца в Италии? У каждого может быть своя точка зрения, но будем объективны: две победы в сезоне, где Мерседесам нет равных! И если Малайзию можно списать на тактический просчет команды из Бракли, то в Венгрии – Себ просто был быстрее, как на старте, так и по темпу!
Маурицио Арривабене, 2015: "По характеру Шумахер и Феттель совершенно разные. В них я вижу общие лишь культурные черты. Качества, присущие немцам, видны в них обоих. Точность во всём, вплоть до мелких деталей для обнаружения возможных ошибок. Себастьян, например, никогда не сдаётся, пока не найдет решение. Уже может быть полночь, а он всё равно будет продолжать работать".
Если вы зайдете на YouTube и посмотрите одно из многих видео кругов Себастьяна, вы заметите, что он тормозит невероятно поздно перед входом в поворот, при небольшом повороте руля в сторону апекса. Как только он отпускает педаль тормоза, агрессивно выворачивает руль, заднюю часть болида сносит, что придает всему движению эффект нагревания задних колес. Это помогает ему быстрее разогнаться. Порой, удержать лидерство намного тяжелее, чем его завоевать. На это и нацелены современные правила Формулы-1 с ее ДРС и прочими элементами. Но в таких условиях неопытным глазом можно разгадать стратегию и стиль Феттеля: у него есть всего два круга, в течении которых ему нужно не только отбиться от преследователей, но и создать отрыв более 1 секунды, лишив тем самым права на крыло. Конечно, многие будут считать, что это проще простого, но позвольте возразить: у Марка такого не получалось. Может ли Феттель эффективно обгонять и хорошо стартовать с середины/конца решетки? Может, но не настолько хорошо, как некоторые другие. Тем не менее, главной фишкой Себа всегда была скорость! Скорость, скорость и только скорость! Три, четыре, а то и пять раз на гонку приходилось слышать просьбы Роклена: "Себастьян, успокойся, у нас громадный отрыв", "Себастьян, побереги резину, у нас достаточный отрыв", "Себастьян, замедлись!". Но уже в следующей гонке приходилось повторять это снова! И не дай Бог упомянуть, что кому-то другому сейчас принадлежит быстрый круг.
4 чемпионских титула, 41 победа, 45 поулов, 68 подиумов, 24 быстрых круга. Лучший ли Феттель? Вряд ли. Один из? Однозначно, что и позволило его включить в десятку лучших гонщиков Формулы-1 по версии iSport. Он пришел в Феррари с мечтой стать чемпионом в пятый раз! Кто знает, как сложится его судьба в дальнейшем: сможет ли Эллисон обеспечить его подходящим болидом, сработается ли он с новым партнером, если тот вообще будет. Но можно быть уверенным в одном – парня, демонстрирующего указательный палец на подиуме, мы еще увидим, и что-то подсказывает, что не один раз!