Гонка
Кратко о предстартовых позициях. Жак Вильнёв стартует с левой стороны трассы. Она была грязнее, но это не заставило команду Уильямс перенести первую позицию на "чистую" сторону трассы. Михаэль Шумахер стартовал со второй позиции, которая была расположена прямо на траектории, по которой гонщики ездили в квалификации. Это было очень выгодно. К тому же, первый поворот - правый, т.е. есть еще больше шансов добраться до него первым. А вот Френтцен стартовал позади Жака на грязной стороне и должен был как минимум удержать позади Хилла и пилотов Макларен. И только за этой стеной был Эдди Ирвайн. Шумахер должен был решать все сам, и сперва это ему блестяще удалось.
Красные огни гаснут и Жак Вильнёв довольно прогнозируемо пробуксовывает. Канадец пытается спасти ситуацию и едет в сторону Шумахера, но тот через какую-то сотню метров оказывается впереди и беспрепятственно ныряет в первый поворот. А на Жака уже наседает Френтцен, который без борьбы (ну не идти же на таран!) выходит на второе место и бросается в погоню за алым болидом. А за Вильнёвом примостились два пилота Макларен - Хилл был легко съеден (про действия Макларен мы еще вспомним).
Борьбы между давними соперниками поздних 80-х не получилось - Михаэль ускакал от болида Френтцена. После первого круга разрыв был уже 1,9 секунды. Отрыв этот медленно и уверенно увеличивался, и когда стало понятно, что Хайнц-Харальд не сможет догнать Феррари, из боксов Уильямс поступила команда - Вильнёв должен выйти на второе место. Жак стал преследователем Шуми на восьмом круге и всячески пытался сократить отставание. Канадец заезжал на каждый поребрик, облизывал каждый поворот, но все равно был медленнее Михаэля на какие-то десятые секунды. Однажды ему удалось показать время быстрейшего круга, но уже на следующем он проиграл полсекунды Шумахеру. Михаэль еще раз доказал, что очень хорошо умеет ехать в "спринтерском" режиме. Так на 11-м круге перевес Михаэля был 4 сек, на 13-м - 4,9 сек, а на 18-м - 5,1 сек. Это был заезд на выносливость - каждая помарка могла дать серьезное преимущество. Чтобы оценить это, нужно сказать, что перевес Михаэля над Френтценом на 18 круге был 16 секунд. Стоит ли напоминать, у кого было "преимущество" в квалификации?
На 21 круге Михаэль Шумахер впервые нырнул в боксы. Кругом позже тоже самое сделал Вильнёв и на трассе сложилась следующая ситуация: Френтцен, Хаккинен, Шумахер, Култхард и в четырех с половиной секундах от них ехал Жак. Через два круга, когда канадец успел съесть две секунды, в боксы поехал Култхард - Жак получил прямой доступ к Михаэлю. На 25 круге отрыв между ними был 1,8 секунды, а через круг - 0,4! На следующем круге Жак атакует Михаэля в повороте "Драй Сэк", но немец захлопывает калитку, и позиции остаются неизменными, а "второй немец" с чувством выполненного долга едет на пит-стоп за новой резиной и топливом.
Михаэль Шумахер снова стал лидером гонки на 29-м круге. Его отрыв от преследователя был крошечным - двукратный не любил такие ситуации и в команде Уильямс знали про эту слабость. Жак ни на секунду не отпускал врага и тут они догнали круговых. Пара лидеров синхронно прошла Катаяму, Ферстаппена и Сало. Порой, круговые сильно перетормаживали или вообще съезжали на обочину - это была демонстрация честной игры. Когда лидеры ушли на 30-й круг между ними было лишь восемь десятых, а впереди ехал Норберто Фонтана, который проводил лишь четвертую гонку в карьере. После первого поворота пилот Заубер аккуратно пропустил Шумахера и... поехал по гоночной траектории, преграждая путь Вильнёву. Второй поворот, два левых, затяжной правый, выход на заднюю прямую... Все это время Фонтана придерживал Жака и на 31 круге он отставал от Михаэля уже на 3,1 секунды!
Факт: Многие поначалу сослались на неопытность Норберто. Действительно, слишком мало опыта и, может, парень просто растерялся. Многие подумали, что он состоит в фан-клубе Феррари, но тогда это выглядело нелепой шуткой. Бомба взорвалась в 2006 году. Когда Норберто узнал, что Михаэль покидает гонки, он сообщил всему миру, что в Хересе он вел себя нечестно... по просьбе Жана Тодта. Тогда, как и долгие годы после этого, команда Заубер пользовалась двигателями Феррари и пользуясь положением Тодт позволил себе подойти к Норберто перед гонкой и попросил об услуге - придержать Вильнёва, если представится такая возможность. Петер Заубер попытался опровергнуть слова Фонтаны, но факты были против него. По словам Норберто, после гонки его никто не поблагодарил. А факт заключается в следующем - гонка в Хересе стала последней в непродолжительной карьере аргентинца.
А тем временем Жак Вильнёв не дает расслабиться своему сопернику и очень жестко атакует. Михаэль явно нервничает - он несколько раз блокирует колеса и теряет на этом дополнительные мгновения. 34 круг - разрыв в две секунды. На 38-м круге перед лидерами возникла новая преграда из круговых. Среди них и два пилота команды Эдди Джордана, от которого Михаэль в 1991 году ушел по-английски - не прощаясь (та еще история была, если честно...). Жан Тодт в этот момент направляется к желтым боксам и Михаэль не теряет много времени. Жак следует за ним. 39 круг - разрыв одна секунда.
На 43 круге Михаэль делает свою последнюю остановку в боксах в том чемпионате. Через круг тоже самое делает Вильнёв, но выезжает позади Култхарда. Дэвид на следующем круге уходит также на пит и не мешает Жаку.
Факт: Сговор Феррари и Заубер тогда остался незамеченным. Кого волновали те детали, если ферраристы оказались разбитыми в пух и прах? Но о договоренности Макларен и Уильямс говорилось открыто. Даже Рон Деннис, босс "серебряных стрел" на протяжении долгих лет, заявил о том, что его подопечные придерживали коней на старте, чтобы нечаянно не обойти Жака. И, говорит, это им далось очень тяжело. Потом Дэвид Култхард дважды подряд уходил на пит-стоп в тот момент, когда ровно позади него оказывался Жак. Это была не просто гонка...
На 47-й круг дистанции гонщики уходили с разрывом в одну секунду, а через круг этот показатель стал 0,385 - начался 48-й. Жак словно приклеенный идет за Михаэлем. Двойной правый, двойной левый, пологий правый и разгон на задней прямой, которая ведет к все тому же повороту Драй Сэк, в котором Вильнёв уже пытался провести атаку. Но канадец вроде бы не собирается атаковать. Поворот все ближе, но он идет ровно за Михаэлем. Дуэль откладывается? И в этот же момент Жак выворачивает руль вправо и идет в ошеломительную атаку - где же он тормозить собрался? Михаэль проспал этот момент и уже не может перекрестить траектории. Немец сближается с Жаком, но тот уже впереди на полкорпуса. И тут Михаэль делает один из самых знаменитых своих "маневров" - руль до упора вправо и таран болида Уильямс. Правое переднее колесо Феррари попадает в левый боковой понтон Уильямса. Жак сумел удержать машину и поехал дальше, а Михаэля выбросило на гравий.
Шумахер несколько секунд просидел в болиде и попросил маршалов вытолкнуть его обратно на трассу. Но он безнадежно "сел на мель"... Михаэль снял руль, вышел из машины и побрел по гравию за пределы трассы. Такое с ним случалось в Аделаиде-94. Три года назад он точно также стал за отбойником и начал ждать машину Хилла. Ее он не дождался и стал чемпионом мира. Но в Хересе все сложилось иначе. Он медленно шел по гравию и изредка посматривал на трассу. Уильямса на горизонте не было видно - пошел дальше. Затем он взобрался повыше - стал на маленькую бетонную стену и начал глядеть в даль.
Машина Вильнёва проехала мимо него на довольно маленькой скорости. Жак словно давал разглядеть Михаэлю свою машину - смотри и жалей о содеянном... Немец добрался в боксы, когда Жак начал свой 53-й круг. Последние шансы испарились на андалузском солнце - битва проиграна. Нет, битва - выиграна. Выиграна Жаком Вильнёвым, который осуществил мечту своего отца - стал чемпионом мира. На него не подействовали игры Феррари, он сумел абстрагироваться от них и вел свой чемпионат. В Японии, где гарантировано он не получил бы ни одного очка, было множество шансов вынести Михаэля за пределы трека - чемпионат был бы практически закончен. Но Жак выиграл так, как умел.
Гонка тем временем продолжалась. За несколько кругов до финиша лидер гонки начал резко терять скорость - проблемы? Позади Вильнёва в то время шли Култхард, Хаккинен и... Ирвайн. Будет ли от ирландца очередной подарочек? Слабо в это верилось, но отставание стремительно сокращалось. За два круга до финиша состоялась первая перестановка - Хаккинен без особых проблем прошел Култхарда. А на последнем круге Жак Вильнёв сначала пропустил Хаккинена, а в последнем повороте еще и Култхарда... Где Ирвайн? Об этом можно не беспокоится - на самом последнем круге его прошел Бергер.
Тогда мало кого волновал тот факт, что это был первый дубль в сезоне 1997 года! Не вернул бы Жак долги (а они были), то этого не произошло бы и в последней гонке. А Мика Хаккинен таким образом добыл первую победу в карьере. Он перехватил эстафетную палочку у Жака и повел борьбу с Феррари.
Результаты гонки:
1. М. Хаккинен (Макларен), 2. Д. Култхард (Макларен), 3. Ж. Вильнёв (Уильямс), 4. Г. Бергер (Бенеттон), 5. Э. Ирвайн (Феррари), 6. Х.-Х. Френтцен (Уильямс), 7. О. Пани (Прост), 8. Дж. Херберт (Заубер), 9. Я. Магнуссен (Стюарт), 10. Ш. Накано (Прост), 11. Дж. Физикелла (Джордан), 12. М. Сало (Тиррелл), 13. Ж. Алези (Бенеттон), 14. Н. Фонтана (Заубер), 15. Т. Маркеш (Минарди), 16. Й. Ферстаппен (Тиррелл), 17. У. Катаяма (Минарди) Сошли: 18. М. Шумахер (Феррари), 19. Д. Хилл (Эрроуз), 20. Р. Шумахер (Джордан), 21. Р. Баррикелло (Стюарт), 22. П. Диниц (Эрроуз)
А потом...
... Михаэль не признал своей вины в своем стиле. На публике он всегда так себя вел - я прав и все тут. Что творилось в душе - неясно никому. Но так он добивался цели и считал это правильным. Достучатся до него в тот день смог лишь Лука ди Монтедземоло, который в телефонном разговоре спросил его: "Ты хоть понимаешь, что ты натворил?" Михаэль понял, но только через несколько лет, когда сказал, что свою ошибку в Хересе он хотел бы исправить. А потом было Монако-2006...
В ночь после гонки Шумахер был замечен в желтом парике на вечеринке Вильнёва, после чего фотографии с мест были выложены "в эфир" таблоидов. Гонщики хотели, чтобы это была часть их личной жизни, но события той ночью стали частью чемпионата под номером 48 (совпадение с номером круга, на котором произошла авария? или не совпадение, а что-то другое?). А на следующий день было объявлено, что на 11 ноября в Париже на площади Согласия назначено заседание Мирового Совета. Из двух постановлений становится ясно, о чем там говорили. Мы приводим простой текст, который оставляем без комментариев:
Решение №1: "Мировой Совет решил, что маневр Михаэля Шумахера нес инстинктивный характер и не был сделан со злым умыслом или преднамеренно. Это была большая ошибка. Мировой Совет решил исключить Михаэля Шумахера с личного зачета чемпионата мира 1997 года. Итоговые результаты чемпионата пересмотрены в соответствии. Результаты Кубка Конструкторов остаются неизменными. Михаэль Шумахер сохраняет за собой заработанные очки и победы.
Вместо дальнейшего наказания или штрафов, Михаэль Шумахер согласился принять участие в кампании по безопасности дорожного движения в Европе сроком на семь дней в 1998 году".
Решение №2: "Команды Макларен и Уильямс смогли доказать, что между ними не было договоренности подстроить результаты Гран-при Европы 1997 года.
В будущем, чтобы избежать возможных недоразумений и неясностей, Мировой Совет рекомендует, чтобы все радиопереговоры между командой и пилотом были свободно доступны журналистам и общественности".