В минувший уик-энд определился первый в истории победитель Гран-при Индии. Сложно сказать, какая судьба ожидает автодром в Нью-Дели, однако в ближайшем будущем проведение гонок здесь гарантировано - в самом деле, не станут же возводить новую трассу только для того, чтобы тут же забыть о ней. Но в истории "Больших призов" есть место и уникальным этапам, один из которых - Гран-при Пескары, прошедший 18 августа 1957 года и никогда после этого в рамках Формулы-1 не проводившийся.
Гигантское кольцо общей длиной свыше 25 км (рекорд для Формулы-1!) отдалённо напоминало треугольник, одна сторона которого представляла собой почти идеальную прямую, проложенную по сельской местности, вторая (она же главная) пролегала на побережье, а третья, наиболее медленная и сложная, уходила в горы - вот такое нелёгкое испытание. В некоторых местах существовала опасность наткнуться на какое-нибудь животное... Если старый Нюрбургринг - "Зелёный ад", то как же тогда назвать Пескару? Аналогичных эпитетов трасса не получила ввиду своей низкой востребованности в послевоенную эпоху. Первая гонка под названием Coppa Acerbo (организатор - Тито Ачербо, брат известного фашистского деятеля Джакомо Ачербо) состоялась здесь в 1924-м году, через десять лет на главной прямой соорудили искусственную шикану, призванную снизить скорость гонщиков перед пит-стопом, ну а в начале пятидесятых на этой трассе постоянно проводились гонки, правда, не входящие в общий зачёт чемпионата. Вскоре кольцо сочли слишком опасным (даже по меркам тех лет), и 1961-й год оказался последним в истории Pescara Circuit. Многие сооружения остались нетронутыми - итальянцы очень бережно относятся к истории.
Однако Гран-при Пескары мог и не состояться в таком качестве, если бы не проблемы с организацией этапов в Бельгии и Голландии. Спа и Зандвоорт всё-таки пришлось отменить, и чтобы хоть как-то спасти ситуацию, FIA решилась на такой неординарный шаг. А в чемпионате на тот момент всё уже было ясно: двумя неделями ранее Хуан Мануэль Фанхио, перешедший из Феррари в Мазерати, обеспечил себе пятый чемпионский титул. Та победа на Нюрбургринге является одним из наиболее впечатляющих достижений великого аргентинца и заслуживает отдельного повествования... В пяти гонках 46-летний Фанхио, проводящий последний полноценный сезон, одержал четыре победы (в Сильверстоуне подвёл двигатель, ну а 500 миль Индианаполиса - особый случай).
Перед гонкой из стана Феррари пришло не очень приятное известие: босс Скудерии Энцо Феррари не позволил своим пилотам, Майку Хоторну и Питеру Коллинзу, принять участие в Гран-при. На это у него было как минимум две причины: во-первых, Энцо был раздосадован тем, что за титул в этом сезоне его гонщики как бы и не сражались, а во-вторых, этот демарш стал ответной реакцией на действия итальянского правительства, желавшего запретить гонки по дорогам общего пользования и ограничиться специализированными автодромами. Справедливости ради скажем, что возможность запрета появилась не на пустом месте: на страшную аварию в классической гонке Mille Miglia, унесшую жизни Альфонсо де Портаго, его штурмана Эдмунда Нельсона и ещё десяти зрителей, необходимо было как-то реагировать... Однако Луиджи Муссо всё же удалось убедить Феррари в необходимости доставить ему в Пескару автомобиль, и на "домашнем" Гран-при итальянец стартовал как частный пилот.
Таким образом, основная борьба намечалась между Фанхио и лучшими пилотами Вэнуолла (Стирлинг Мосс и Тони Брукс). Квалификацию, уже четвёртую в этом сезоне, с результатом 9:44,6 выиграл Фанхио, Мосс уступил ему десять секунд, а Муссо, уложившись в 10 минут, намекнул Феррари на ошибочность его решения. Далее расположились представители Мазерати Жан Бера и Гарри (правильнее будет Хэрри) Шелл, а третий ряд заняли Брукс, Мэстен Грегори (Мазерати) и Стюарт Льюис-Эванс (Вэнуолл) (стартовое поле было сформировано по схеме "3-2-3").
Со старта лидерство захватил Луиджи Муссо, однако внимание зрителей было приковано к инциденту в середине пелотона: частник Хорас Гоулд на Мазерати наехал на механика, который не успел вовремя скрыться со стартовой решётки. К счастью, его жизни ничто не угрожало - травмы оказались незначительными. Ну а на втором круге группа лидеров потеряла первого участника - Тони Брукс покинул гонку из-за отказа двигателя. В это же время Стирлинг Мосс сумел обойти Муссо, однако оторваться от него не сумел - итальянец, подгоняемый Фанхио, просто вынужден был идти на пределе.
Пескара оказалась не то чтобы безжалостной к пилотам, но довольно-таки тяжёлой в техническом плане. Среди прочих досрочно финишировали Жан Бера (утечка масла) и Йоаким Боннье (перегрев двигателя). А решающие события в борьбе за победу развернулись на 10-м круге: на автомобиле Муссо взорвался двигатель, в результате чего на трассу вылилось много масла. И надо же такому случиться - на образовавшемся пятне поскользнулся Хуан Мануэль Фанхио! Чемпион вылетел с трассы, причём на его Мазерати оказалось повреждённым одно колесо. Когда поломка была устранена, Стирлинг Мосс был уже далеко - догнать его было нереально. Британец позволил себе заехать в боксы, попить воды и поднять уровень масла до необходимого для своего Вэнуолла. Несмотря на такую паузу, на финише между Моссом и Фанхио было более трёх минут, Гарри Шелл отстал от второго места примерно на столько же, а единственным, кто проехал полную дистанцию наравне с призёрами, оказался Мэстен Грегори - Стюарт Льюис-Эванс, замкнувший зачётную пятёрку, проиграл победителю целый круг.
Как же изменилась Формула-1 с того времени...