В этом году получилось так, что интрига была лишь одна - когда же Хорхе Лоренсо оформит свой первый титул? Для начала хочется обратить внимание на то, что чемпионство испанца не вызывает сомнений - он действительно провел блистательный чемпионат. В каждой гонке он финишировал если не на вершине, то совсем рядом, а полное отсутствие ошибок (читайте - падений) не позволило соперникам хотя бы показать видимость борьбы. Конечно, оговорки есть довольно серьезные - если бы Росси и Педроса не получили бы травм, то у чемпионата была другая картина. Но это совершенно не означает, что Хорхе не стал бы чемпионом - на первую позицию нужно ставить его личные результаты, а не ошибки остальных.
А ведь начиналось все радужно. Росси, Стоунер, Лоренсо и Педроса были признанными фаворитами чемпионата, и между ними должна была произойти драка. Увы, но на первом же этапе в Катаре вырисовалась проекционная картина чемпионата - на первых семи кругах Стоунер лидировал с неплохим преимуществом, но упал... Хорхе Лоренсо подобрал тогда первую и далеко не последнюю победу в том чемпионате.
Дальше больше. Кейси, к радости его соперникам, сбил ритм и очень скоро из списка претендентов вылетел. Сложно сказать, почему так произошло. Возможно, очень сильно повлияли на его общее состояние старые проблемы со здоровьем. Казалось, что в конце прошлого чемпионата Стоунер был как новенький, но организм странная штука - все могло произойти. С другой стороны, изменились характеристики Дукати, которые стали больше подходить Хэйдену - силы коллег по команде уравнялись.
Если раньше Дукати подходило лишь Стоунеру и убивала репутацию напарников по команде, то в этом году картина была несколько иной. Тем не менее, уже после того, как Стоунер объявил о своем уходе в Хонду, результат вернулся и австралиец проехал несколько отличных гонок. Возможно, так суждено было произойти - расставаться всегда приятнее (если можно вообще так говорить) на более высокой ноте.
А после Кейси начали отпадать и остальные... Валентино Росси держался на равных с Хорхе до своего падения в начале июня. В Мюджелло состоялся лишь четвертый этап в сезоне (он должен был быть пятым, но из-за знаменитого вулкана японский этап был перенесен) и это было важным обстоятельством. Считайте, что сезон только-только начался, а у Хорхе остался лишь один конкурент - Педроса. Удивительно, но именно Дани выиграл тот самый этап в Италии. Казалось, что рано умирать чемпионской интриге.
И действительно. Да, Педроса немного проспал начало чемпионата, когда на равных с ним выступал Андреа Довициозо, но затем Дани вернулся. Как оказалось, ненадолго. Он был главным преследователем Лоренсо и долго сохранял шансы на титул. Но тут ключевые слова - сохранял шансы, не более. Виновником этого был сам Дани, который совершил несколько ошибок и самая важная из них была допущена в Лагуна Секе. Дани лидировал в гонке, но упал и отдал победу Лоренсо.
На западе США Педросе потерял 30 очков по отношению к Хорхе - это огромная цифра. Если бы этого не случилось, то в концовке чемпионата у гонщика Хонды были бы шансы получше, чем чисто теоретические. Это важно не только с точки зрения математики, а и психологии - Лоренсо не чувствовал бы себя столь комфортно, как он это с охотой демонстрировал. А потом Дани Педроса сломал ключицу и во время больничного наблюдал за тем, как Хорхе оформил титул.
В те дни, когда интрига в чемпионате начала постепенно умирать, в бой вернулись Росси и Стоунер. Первый вылечил ногу, но результаты к нему вернулись не сразу. И дело не только в ноге - у Вале была сложная травма плеча и он вынужден был терпеть боль фактически весь сезон. Возможно, именно эта травма, которую "Доктор" получил на первом из четырех испанских этапов, сказалась, когда Росси падал в Мюджелло. Так или иноче, но эти две проблемы не дали ему возможности провести этот сезон в полную силу. А ведь итальянец впервые столкнулся с подобными проблемами. Можно сказать, что Вале получил новый опыт, но крайне надеемся, что этого больше не повторится.
А вот Стоунер вернулся в чемпионат в переносном смысле. Первую половину сезона он откровенно провалил - шестое место по ходу чемпионата и ни одной яркой гонки - это не то, что мы привыкли видеть от Кейси. Хорошо то, что под конец чемпионата он нашел те настройки для своей Дукати, который позволили ему бороться за победы - на последних этапах его легко можно было записывать в основные претенденты на победу в гонке. Увы, но это происходило под звуки прощания с Дукати. Еще в середине июля было объявлено, что австралиец в следующем году переберется в Хонду. К счастью, Кейси нашел способ поблагодарить команду и завоевал для нее несколько побед. Последняя из них была добыта на Филип Айленде, где Стоунер все время был лучшим на Дукати - четыре года подряд.
За четверкой лидеров финишировал Андреа Довициозо. Трудно проанализировать сезон итальянца. С одной стороны, Дови проехал несколько неплохих гонок и побил свой рекорд по количеству очков, но он все также далек от реальной борьбы за титул. Если в прошлом чемпионате он добыл хотя бы одну победу, то в этот раз он не сумел хотя бы повторить этот результат. Но в принципе, несколько подиумов должны обнадеживать. Особенно те, которые Андреа добыл в концовке чемпионата. Дани Педроса несколько этапов лечил ключицу и в этот период Дови стал лидером команды и отменно себя проявил. Да, побед не было, но было два подряд вторых места - итальянец показал, что он может творить, если у него будет поддержка в команде. К сожалению, в следующем году с этим будут большие проблемы, поскольку его напарниками будут все тот же Педроса и "пришелец" Стоунер.
А вот шестым в чемпионате стал удивительный персонаж по имени Бэн Спис. Прошлогодний чемпион Супербайка в этом году выступал за вторую команду Ямахи и проехал потрясающий сезон - его болельщики должны быть довольны. Вряд ли от него можно было ожидать чего-то больше - шестое место вполне приличный показатель для любого дебютанта. Но и кроме этого американец повеселил. Например, в Индианаполисе он стартовал с поула и в гонке проиграл лишь Педросе, который в тот момент все еще сохранял призрачные шансы на титул. А во всех остальных гонках он каждый раз был очень высоко - на грани подиума. Исключением стали лишь два падения в начале чемпионата, но эта горечь очень быстро забылась. В результате такого успешного выступления в следующем году Бэн прогнозировано займет освободившееся место в Ямахе. Правильно когда-то сказал Валентино Росси: "Теперь у Хорхе появится свой Лоренсо". Есть все шансы на то, что стена в боксах Ямахи, которую когда-то поставил Росси, останется на месте...
Ну и завершим эти итоги на печальной ноте. Увы, но в этом году в Мизано разбился Соя Томизава. Ему было всего лишь 19 лет, и он уже успел продемонстрировать классный прогресс. Авария была какой-то нелепой - гонщик упал на прямой и его по инерции понесло вперед по траектории, где затем на него наехали два пилота. Обычно гонщики "улетают" на повороте за пределы трассы и это было каким-то залогом безопасности. К сожалению, случайности иногда случаются - это гонки.