Себастьян Ожье, Getty Images
Перед началом очередного сезона WRC болельщики предвкушали интереснейшую схватку за чемпионство. Предпочтения у каждого были свои: Микко Хирвонен должен был заменить Себастьяна Лёба, который после блестящей раллийной карьеры в Ситроене решил сосредоточиться на других автоспортивных чемпионатах; Себастьян Ожье, подписавший контракт с Фольксвагеном, порывался доказать, что решение того же Ситроена распрощаться с гонщиком было ошибочным; Яри-Матти Латвала стремился стать первым номером Фольксвагена не только номинально, но и по факту... В общем, фаворит в этом сражении совершенно не просматривался.
На деле же никакой борьбы не вышло. Ожье взял с места в карьер и, выиграв три этапа из четырёх, надёжно обосновался во главе общего зачёта. С двукратным преимуществом над ближайшим преследователем! Побеждал Ожье на самых разных покрытиях: второе место на ралли Монте-Карло, фактически приравниваемое к победе, - асфальт; Швеция - снег; Мексика и Португалия - гравий.
В середине сезона у Фольксвагена возникли небольшие проблемы с тормозной системой, которые, к счастью для команды и её гонщиков, были оперативно устранены. Ожье продолжил победный марш, оступившись лишь дважды: в Греции француза подвела трансмиссия, ну а в Германии Себастьян допустил единственную серьёзную ошибку в пилотировании и остался без очков. (Не более одной ошибки за сезон - это, знаете ли, вполне в духе не Ожье, но Лёба!) Итог впечатляющ: 13 ралли, 9 побед, 2 вторых места. Процент побед, между прочим, выше, чем у Феттеля.
Соперники, разумеется, были обескуражены. Особенно Латвала, одержавший жалкую одну победу и тем не менее занявший итоговое третье место. А что он мог поделать? Огромное преимущество Ожье над Латвалой было обусловлено одним, зато очень важным фактором. Пока Яри-Матти судорожно пытался выиграть чемпионат с Фордом, принявшимся сворачивать заводскую программу, Себастьян планомерно работал в связке с конструкторами и инженерами Фольксвагена, готовившегося к дебюту в WRC. (И, конечно, пилотировал Шкоду, дабы из памяти не выветрились особенности прохождения спецучастков.) Поэтому Ожье знает этот автомобиль как свои пять пальцев, что, по идее, должно помочь ему и в следующем сезоне...
Хирвонен же невероятно разочаровал. Впервые за последние восемь сезонов финский гонщик закончил чемпионат без единой победы, отметившись лишь пятью подиумами. Двухлетнее пребывание в Ситроене ничего не дало обеим сторонам, и теперь Микко возвращается в родной для себя коллектив Малькольма Уилсона, который в прошлом десятилетии именовался «Форд», а сейчас называется «М-Спорт».
Во что выльется возрождение дуэта Хирвонен - М-Спорт, заранее предсказать невозможно. Мадс Остберг и Евгений Новиков провели этот сезон ниже своих возможностей, и команда предпочла расстаться с ними. Так что выступление Хирвонена в сезоне-2014 станет лакмусовой бумажкой не только для Остберга и Новикова, но и для самого Микко. Хирвонен обязан восстановить свою репутацию! Если, конечно, он ещё мечтает о титуле.
Главным сюрпризом чемпионата стало выступление Тьерри Нёвиля, который на третьей машине команды М-Спорт опередил всех, кроме великолепного Ожье. После такого сезона в исполнении бельгийца остаётся только удивляться, почему ситроеновцы не слишком настойчиво уговаривали Нёвиля вернуться обратно... В следующем сезоне бельгиец поведёт за собой Хёндэ - весьма перспективный проект! Лишь бы не получилось так, как в прошлый раз, когда гонщики Хёндэ за четыре сезона ни разу не побывали на подиуме. (Дебют корейской команды в WRC датирован 2000 годом.)
Наконец, Себастьян Лёб. Можно ли говорить о том, что он ушёл на пике карьеры? Нет. Но лишь по той причине, что понятие «пик» подразумевает один-два успешных сезона, после которых следует неизбежный спад. У Лёба же этот пик превратился в высокогорное плато, куда ещё никто не поднимался... И вряд ли поднимется.
Девять чемпионств подряд - это нечто невообразимое. Сейчас в мировом ралли вроде как есть явный лидер, которого тоже зовут Себастьяном. Но способен ли он сплотить вокруг себя команду - сплотить так, как это сделал Лёб?..
В классе WRC-2 чемпионом стал бывший гонщик Формулы-1 Роберт Кубица. Поляк, чья жизнь чуть было не оборвалась в феврале 2011-го, нашёл в себе силы вернуться в спорт и, как видим, принялся атаковать иную вершину. Да, в «первой лиге» Кубице не было равных; но в «высшей лиге», где Роберт будет выступать за М-Спорт, задачи перед ним будут стоять не в пример серьёзнее. Справится ли он с ними?
Под украинским флагом в WRC-2 выступали Юрий Протасов, Алексей Тамразов, Валерий Горбань и Алексей Кикирешко. К сожалению, только Протасову, занявшему почётное третье место в общем зачёте, удалось выполнить задачу на сезон. Большие надежды украинских болельщиков возлагались на Горбаня и Кикирешко, представляющих команду «Аскания», однако сезон-2013 Валерий и Алексей, пересевшие на Мини, фактически потратили на привыкание к новой технике. Что ж, будем надеяться, что в следующем сезоне наши гонщики дадут бой фаворитам!
Общий зачёт (положение лидеров):
1. Себастьян Ожье (Фольксваген) - 290 очков
2. Тьерри Нёвиль (Форд) - 176
3. Яри-Матти Латвала (Фольксваген) - 162
4. Микко Хирвонен (Ситроен) - 126
5. Дани Сордо (Ситроен) - 123
6. Мадс Остберг (Форд) - 102
7. Евгений Новиков (Форд) - 69
8. Себастьян Лёб (Ситроен) - 68
9. Мартин Прокоп (Форд) - 63
10. Андреас Миккельсен (Фольксваген) - 50