Просим Вам при этом быть активными и задавать Ваши вопросы прямо в комментариях под этим материалом. Они (вопросы) могут касаться как тех решений арбитров, которые имели место быть, и Вы хотите узнать вердикт эксперта по ним, так и тех эпизодов, которые могли бы произойти, и Вы хотели бы узнать, какое решение в них должен принимать рефери. Просьба задавать их корректно и желательно подкреплять ссылкой на видео или рисунком того эпизода, который Вам интересен. Особенно, если оный случился в малопримечательном матче или малопопулярном чемпионате.
Мы все также будем благодарны Вам за предложения и помощь по улучшению этой рубрики.
14 апреля, Леванте – Барселона, 23-я минута. Рефери: Хосе Антонио Тейшейра (Испания)
Сейчас попробуем немного подпилить тот Колосс, на котором держится уверенность, что Барселоне помогают судьи. Матч с Леванте. Подача углового в сторону ворот Барселоны. Вальдес неуверенно играет на выходе, мяч отскакивает к игроку Леванте, мгновенный удар, на пути которого оказывается Бускетс.
Решение арбитра: Пенальти, желтая карточка
Сразу же обращаем внимание на две вещи, что мяч действительно соприкоснулся с рукой, а также на то, что арбитр находился в оптимальном положении для принятия решения. Все это существенно облегчает нам задачу, и не нужно гадать про касание, а также мы понимаем, что решение полностью судейское, и повлиять на него никто не мог.
После этого стоит разбирать, были ли основания у Хосе Антонио для назначения 11-метрового удара или нет. Давайте воспользуемся теми критериями, которые обязательно необходимо учитывать, чтобы определить сыграл ли игрок рукой умышленно. Начнем с того, что скорость полета мяча невысокая, но и расстояние между игроками маленькое, а потому с уверенностью можно сказать о том, мог ли Бускетс избежать касания при всем желании, или не мог, нельзя. Поэтому ключевым для определения эпизода будут являются действия самого игрока.
Бускетс в прыжке сближается с игроком Леванте и, вполне естественно, что делает это при защите собственных ворот. В начале эпизода руки у него широко расставлены, но будем откровенны, каждый из нас, когда делает такой полупрыжок, не прижимает руки, а наоборот - пытается ими балансировать. Когда же он видит, что мяч летит прямо в него, то изо всех сил старается убрать конечности с траектории снаряда, не стараясь извлечь из этого хоть какую-то выгоду для себя. Исходя из этого, можно сделать вывод, что хотя игрок Барселоны коснулся мяча рукой, он не сыграл рукой в мяч, а потому решение арбитра ошибочно.
15 апреля, Тоттенхэм – Челси, 49-я минута. Рефери: Мартин Аткинсон (Англия)
Безумно интересный эпизод произошел в Лондоне. В начале второго тайма, при счете 1-0 в пользу Челси, Синие подают угловой, в неразберихе мяч отскакивает к Мате, который в касание направляет сферу в ворота. Мяч запутывается в куче игроков, а затем выбивается в поле.
Решение арбитра: Гол
Очень редкий случай, когда эпизод с пересечением или непересечением мяча практически не был виден лайнсмену, хотя тот находился в оптимальной позиции, и это не его вина. В лучшей позиции находился рефери в поле, который и должен был принимать решение по поводу сложившейся ситуации.
Решение однозначно за Аткинсоном, он сам это понимает, а потому даже без взгляда на бокового указывает на центр поля. Только потом, когда игроки начинают апеллировать к его помощнику, он обращает на того внимание, чтоб отогнать футболистов. Повтор недостаточно качественен и просто хорош, чтобы однозначно сказать, пересек мяч линию или нет. Судя по уверенности главного арбитра, он видел, что гол состоялся, а потому зафиксировал его. Его правоту подтвердил фотограф, которому удалось зафиксировать момент, когда мяч находится за линией.
Отличная фотография, которая нам полезна не только для определения взятия ворот, но и для того, чтобы отметить движение самого Аткинсона. По повтору видно, что в виду опасных моментов у вратарской площади, он мгновенно набирает скорость, чтобы переместиться от линии штрафной как можно ближе к эпизоду. Благодаря рывку, который был совершен вовремя, он оказался как раз в том месте, где это было нужно, а также в самый главный момент.
17 апреля, Бавария – Реал, 17-я минута. Рефери: Ховард Уэбб (Англия), ассистент арбитра - Стивен Чайлд (Англия)
Подача углового у ворот Реала. Воздух выигрывает Бадштубер, мяч отлетает к Рибири, который точным ударом отправляет сферу в ворота Касильяса. Все бы ничего, но по пути мяч прямо перед воротами встретился с Алабой, который того не коснулся, подпрыгнул, но в момент удара игрок Баварии находился в положении вне игры.
Решение арбитра: Гол
Сразу необходимо оговориться, что Стивен Чайлд не сигнализировал о положении вне игры, а потому у Ховарда Уэбба не было никаких предпосылок, чтобы отменить гол, поскольку сам он следил за единоборствами и не имел возможности видеть положение предпоследнего защищающегося. Давайте разберем, был ли вообще повод для едких комментариев Моруиньо о судьях после матча.
То, что Алаба находился ближе предпоследнего защищающегося, не вызывает никаких споров. Также мы знаем, что само пребывание в положении вне игры не должно наказываться, а игра останавливается лишь в том случае, если игрок извлекает для себя или своей команды определенную пользу. Исходя из этого и нужно ставить вопрос - извлек пользу Алаба или нет?
Вполне очевиден тот факт, что футболист Баварии мяча не коснулся, а значит пользу мог получить только из своей позиции, перекрыв вратарю момент удара, или траекторию полета. Но благодаря повторам из-за ворот мы видим, что момент удара был прекрасно виден вратарю, а полную траекторию Алаба не перекрывал. Мяч же полетел в его сторону только после рикошета от защитника Сливочных. Абсолютно никакого преимущества, а вот если бы игрок Баварии коснулся мяча, тогда мы могли бы точно сказать, что офсайд был. Так резюмируем, что высказывания тренера мадридцев не имеют под собой никаких оснований, кроме желания оправдать собственных игроков.
P.S. Хочется написать еще пару слов о работе Ховарда Уэбба. Очень удивило то, насколько либерально действовал англичанин. В этом матче за особо грубую игру можно было давать две прямые красные карточки.
Для начала на прямое удаление еще в конце первого тайма заслужил Роббен. Голландец непонятно на каком основании совершил очень опасную накладку на Коэнтрау, и только удача позволила португальцу избежать серьезной травмы. В конце матча удаление просто просил Марсело за свой намеренный удар Мюллера. В обоих эпизодах рефери действовал последовательно и ограничился предупреждениями. Что ж, это право мистера Уэбба - он удержал матч в своих руках, за что ему огромное спасибо.
Использовано фото ФА/Getty Images