Январь должен был стать одним из самых многообещающих месяцев для UFC в первой половине года. The Times Is Now – таким был девиз промоушена. Действительно, пришло время для долгожданного поединка между Джоном Джонсом и Даниэлем Кормье, а также для возвращения главных звезд смешанных единоборств – Андерсона Силвы и Ника Диаза.
Почти месяц спустя о состоявшихся поединках никто не вспоминает. Главная звезда UFC и лучший боец вне зависимости от весовой категории Джон Джонс балуется кокаином, а некогда G.O.A.T. в лице Андерсона Силвы употребляет стероиды. Вот самые популярные темы последних нескольких недель. Ник Диаз оказался самым стабильным звеном в этом хаосе – боец из Стоктона по-прежнему пользуется всеми преимуществами медицинской марихуаны.
Что же произошло и как с этим бороться? Давайте разбираться.
Кокаин и марихуана
На протяжении последних десяти лет многие бойцы смешанных боевых искусств почувствовали на себе несправедливость теста на употребление запрещенных препаратов, когда в их организме находили метаболиты марихуаны. Некоторые получали дисквалификацию от девяти месяцев до года (братья Диаз), а кому-то приходилось искать новое место работы, поскольку руководство UFC использовало проваленный допинг-тест в качестве предлога расторгнуть контракт с конкретным бойцом (Мэттью Риддл и др.).
Каким же образом Джону Джонсу удалось сохранить свое рабочее место и выступить на UFC 182 в Лас-Вегасе? Разница между ним и ценителями каннабиса заключается в том, что метаболиты кокаина в его организме были обнаружены 23 декабря, а сам тест был проведен 4 декабря – за месяц до запланированного боя с Даниэлем Кормье. Согласно правилам атлетической комиссии штата Невада (NSAC) и WADA (всемирное антидопинговое агентство), кокаин не является запрещенным препаратом, если он обнаружен в организме спортсмена вне соревновательного периода – то есть ранее, чем за 12 часов до поединка.
Таким образом, чиновники в Неваде не могли отменить выступление Джонса на UFC 182, дисквалифицировать или оштрафовать бойца. А вот UFC (согласно корпоративным правилам “Code of Conduct”) мог сделать все вышеперечисленное вплоть до увольнения Джона Джонса из организации. Однако на кону стояли большие деньги, а сам турнир должен был стать громким открытием нового года, поэтому руководство промоушена приняло решение не использовать имеющуюся информацию о проваленном допинг-тесте.
Впрочем, неделю спустя UFC оштрафовал чемпиона на 25 тысяч долларов. Что бы это не значило.
Джон Джонс и реабилитация
Предположим, Джон Джонс – действительно наркозависимый. В этом случае, его решение заняться реабилитацией выглядит вполне прагматичным. В то же время, если чемпион нуждается в помощи врачей, как так вышло, что он узнал о проваленном допинг-тесте лишь после поединка с Даниэлем Кормье?
В одном из интервью Дана Уайт отметил, что серьезно беспокоится о Джонсе и желает ему скорейшего выздоровления, но беспокойство президента UFC, по всей видимости, оказалось недостаточным для того, чтобы позаботиться о здоровье чемпиона до его выступления в Лас-Вегасе.
Один из членов атлетической комиссии Боб Беннетт рассказал, что о проваленном тесте был проинформирован UFC, а не сам боец по той причине, что с Джоном не было связи в период праздников. Надежный источник подтвердил нашему сайту, что Джонс узнал о проваленном тесте уже после своей победы на UFC 182.
Главная задача атлетической комиссии любого штата – действовать в интересах боксеров/бойцов и их безопасности. В Неваде поступили исключительно в интересах штата, выручив космическую прибыль от ивента, главным участником которого стал боец, который тут же отправился в клинику, как только до него наконец донесли результат теста на употребление запрещенных препаратов.
Легальных оснований остановить Джонса от выступлений у Невады не было, как и причин тестировать бойца на употребление рекреационных наркотиков и сообщать результат проведенного теста общественности. Есть вероятность, что эта история завершится судебным иском между комиссией и бойцом, имидж которого серьезно пострадал после того, как в его организме было обнаружено вещество, на которое у комиссии не было разрешения брать тест.
Уайт также отметил, что “гордится” своим чемпионом, который сбился с пути, но принял мужественное решение лечиться от зависимости. Сам факт того, что Джонс – все еще чемпион организации удивляет многих болельщиков, а недавняя новость о том, что он провел в реабилитационной клинике всего один день добавила скепсиса в и без того туманную историю. Но не стоит забывать, что Джон Джонс не нарушил ни одного правила и имел полное право провести бой против Даниэля Кормье со спортивной точки зрения. С этической – совсем другое дело. Но это уже ответственность промоутера.
Взяв недельную паузу, чемпион решил прийти в студию Fox Sports – главного телепартнера UFC. “Я не наркоман”, – сказал Джонс, добавив, что у него нет зависимости к кокаину и он употреблял его не так уж часто. “Часто” каждый понимает по-своему. Что это значит для Джона Джонса остается загадкой. Возможно, это и к лучшему.
По большому счету, рядовому болельщику должно быть безразлично, чем занимается Джонс в свое свободное время. А даже если это не так, пристрастия Джона не должны становиться достоянием общественности ни при каких обстоятельствах. Употребляет ли он кокаин, использует ли презерватив и носит ли шапку зимой – его личное дело, которое не имеет ничего общего со спортом. К сожалению (а для кого – к счастью), тайное имеет свойство становиться явным. Репутация Джона наверняка серьезно пострадала, но кому до нее теперь есть дело, если контракт с Reebok уже подписан, а новых спонсоров на горизонте не будет еще очень долго?
Отношение Джонса с болельщиками постоянно колеблется от идеальной любви к абсолютной ненависти. Произошедшее в январе еще раз подтвердило эту истину. К слову, уже на UFC 187 Джону Джонсу предстоит очередная защита титула против Энтони Джонсона.
Андерсон Силва и стероиды
31 января состоялся другой важный поединок: Андерсон Силва – Ник Диаз. Уже после боя стало известно о том, что бразильский боец провалил тест на употребление запрещенных препаратов, который провели 9 января (за 22 дня до боя).
Рисуем картину: атлетическая комиссия неожиданно появляется в тренировочном зале “Паука”, берет образец мочи и получает результат анализа после того, как боец с нечестно полученным преимуществом выходит в Октагон с целью нанесения максимально возможного урона своему “чистому” оппоненту. Бой завершен, зрители разъехались по домам, прибыль поделена. Внимание, вопрос: с какой целью берется этот тест?
Вышеупомянутый Боб Беннетт объясняет: “Лаборатория получила образец 12 января. Результаты вернулись к нам 3 февраля”. Полученная нашим сайтом PDF-версия документа подтверждает слова комиссионера.
Руководство лаборатории в Солт-Лейк-Сити также не берет вину за произошедшее. Каждый образец закодирован: им неизвестно ни имя бойца, ни дата боя или турнира.
Комиссия снова тестирует Силву 19 января (за 12 дней до боя). Этот тест возвращается чистым: в организме Андерсона ничего не обнаружили.
И еще один тест – сразу после боя 31 января. И снова в организме у Андерсона обнаружен дростанолон, а также оксазепам и темазепам. Отметим, что дростанолон является стероидом, в то время как оксазепам, как правило, используется для лечения алкоголизма, а темазепам – бессоницы. Также, темазепам иногда принимается для борьбы с чувством голода, а также, чтобы обеспечить крепкий сон во время сгонки веса. Оксазепам и темазепам не запрещены WADA, но становятся таковыми, если боец не сообщает о принятии этих препаратов в специальной форме во время получения лицензии на бой и непосредственно перед боем.
В результате заседания атлетической комиссии во вторник, бразильский боец получил временную дисквалификацию, которая продлится до дня дисциплинарного слушания по его делу. Дисциплинарное слушание состоится в марте-апреле. Точная дата пока не известна.
Ник Диаз и марихуана
Стоит ли это обсуждать? Ник наступает на те же грабли уже в третий раз. Влияет ли марихуана на выступление бойца и дает ли ему несправедливое преимущество? Вряд ли, хотя просматривая первый раунд поединка против Андерсона Силвы можно сделать противоположный вывод. Каждый, кто общался с Диазом или наблюдал за его поведением согласится, что он испытывает определенные психологические трудности, общаясь с незнакомыми людьми. С какой бы иронией не воспринималась лицензия на использование медицинской марихуаны и способы ее получения в штате Калифорния, Нику явно не пришлось долго доказывать необходимость получения медицинского разрешения.
Как бы там ни было, Диаз скорее всего получит дисквалификацию сроком на 12 месяцев - и это минимум. Глупо и несправедливо. И не потому, что автор выступает “за” употребление марихуаны, а по той причине, что тест мочи доказывает наличие в организме метаболитов марихуаны, но не показывает, когда именно человек употребил это вещество. Как известно, марихуана запрещена в соревновательный период (за 12 часов до и после боя). Метаболиты этого вещества могут оставаться в организме на протяжении месяца после употребления, что делает кейс атлетической комиссии против Ника Диаза совершенно бессмысленным. Лишь анализ крови может показать, когда именно метаболиты марихуаны оказались в организме человека. Еще один камень в огород NSAC.
Борьба со стероидами
Волна плохих новостей касательно проваленных тестов на употребление запрещенных препаратов стала катализатором для UFC заняться работой над усовершенствованием процесса тестирования бойцов, о чем промоушен задумывался еще в прошлом году.
С 1-го июля этого года каждый боец (а всего в UFC их около 585) будет подвергаться тестированию во время и вне соревновательного периода. Разумеется, речь идет не о прогнозируемом тесте после боя (который в большей степени является проверкой IQ), а о неожиданных тестах (моча и кровь).
“Мы будем тестировать во время соревнований и за их пределами. Если боец что-то использует, он будет пойман, – сказал CEO UFC Лоренцо Фертитта. – Мы понимаем, что карды будут меняться, потому что некоторые бойцы могут попасться на допинге. Но самое главное – очистить спорт. Нужно быть готовым к тому, что ситуация может ухудшиться перед тем, как станет лучше”.
UFC готов сотрудничать с атлетическими комиссиями по всей стране и действовать в одиночку там, где их нет. Также, промоушен берет на себя полное финансирование этой масштабной операции. Руководство UFC сообщило о том, что они будут работать с независимой лабораторией, имя которой мы узнаем позже.
“Если тебе не хватает природных способностей для того, чтобы соперничать с остальными - тебе не место в этом спорте”, – сказал президент UFC Дана Уайт.
Если боец попадется на употреблении допинга впервые в своей карьере, UFC хочет добиться дисквалификации для нарушителя сроком в четыре года. Неожиданно и многообещающе, но насколько это вероятно? Думается, комиссия и промоушен все же сойдутся на двух годах без выступлений вместо четырех. И это уже будет значительным улучшением в сравнении с нынешним “наказанием” (девять месяцев).
Здесь нужно отметить две вещи. Первая – никто в истории боевых искусств не сделал для устранения проблемы употребления допинга столько, сколько уже сделал UFC. Это касается как ММА, так и бокса. Ни один промоушен не заинтересован в том, чтобы проводить публичную пресс-конференцию на столь неприятную тему и тратить миллионы долларов на проблему, которую должны решать государственные органы, регулирующие этот спорт. Вторая - проделанного все равно оказалось недостаточно. Решения, которые были приняты на этой неделе наверняка войдут в историю спорта. Главным вопросом остается то, насколько эффективно все задуманное будет воплощено в реальность.