Перед стартом сезона-2011 квотербек Нью-Йорк Джайантс в одном из своих интервью взял да и сказал, что входит в число лучших кьюби Лиги, в так называемый "элитный клуб" или топ-5. А играет он, ну ничем не хуже, к примеру, Тома Брэйди, слова из того же интервью. Не трудно догадаться, что квотербеком этим был Илай Мэннинг.
После нашумевшего интервью был шквал колкостей и насмешек, начиная с болельщиков собственной команды и заканчивая уважаемыми аналитиками и "знатоками" американского футбола. Только единицы на ТОТ момент поддержали младшего Мэннинга. Среди этих "единиц" были партнеры Илая по команде, совладелец Джайантс Джон Мара и еще пара-тройка людей из мира НФЛ. Все остальные только ухмылялись, шепча про себя, мол, посмотрим, что за "элита" этот Илай. Это уже потом, после триумфального для Илая и Гигантов сезона, появились толпы, которые утверждали, что всегда верили в "элитный" статус брата Пэйтона.
Почему, собственно, это интервью вызвало такой ажиотаж, не совсем понятно. Не Джо "ничего-не-выигрывавший" Флакко, да простят меня фанаты Балтимора, был "у микрофона". Элитным окрестил себя триумфатор 42-го Супер Боула и его же MVP Илай Нельсон Мэннинг. Илай, который в 2008-м году привел к победе Гигантов в Супер Боуле не над кем-нибудь, а над непобедимыми тогда Нью-Инглэнд Пэтриотс. Илай, при котором Биг Блу, если не считать дебютный сезон Мэннинга-младшего, не завершали регулярку с отрицательным балансом "побед/поражений". Илай, который на протяжении восьми годов в Лиге, своей игрой доказывает, что достоин считаться эл
итным кьюби. Илай, который, черт подери, в конце-то концов, носит фамилию Мэннинг, а не, прошу прощения у болельщиков Филадельфии, Вик! Так почему же это интервью вызвало такую волну критики и кривых улыбок? Ответ кроется в личности самого Илая Мэннинга, который никогда прежде не давал поводов обращать на себя внимание громкими высказываниями или скандальными интервью.
"Илай всегда был тихим и скромным мальчиком", - вспоминает мать младшего из Мэннингов Оливия. Именно миссис Мэннинг и растила будущего Гиганта, который тогда, в начале-середине 80-х увивался за юбкой матери и слыл "маменьким сынком". Растила одна, так как в то время отец Илая Арчи зарабатывал деньги на полях НФЛ, а братья-оболтусы – Купер и Пэйтон, все время пропадали на улице и в школе. И быть бы Илаю каким-нибудь инженером или врачом, если бы не спортивные гены семейства Мэннингов. Со временем братья Илая начали брать меньшенького с собой то на баскетбольную площадку, то на бейсбольное поле, а то и на улицу, мяч побросать. А уже в школе "Исидор Ньюман" Илай выбрал футбол и пошел по стопам братьев бить всевозможные рекорды и завоевывать призы. На какой позиции, спросите Вы? "Быть тебе или квотербеком или… квотербеком". Наверное, что-то в таком роде и услышал Илай, когда пришел в Исидор. Да, впрочем, иного выхода у Илая и не было, благо, умом младший из Мэннингов не был обделен.
И понеслась карьера Мэннинга-квотербека по восходящей! После Исидор Ньюман был Оле Мисс. Что интересно, в отличие от Пэйтона, Илай не побоялся выбрать колледж, где в свое время учился такой себе Арчи Мэннинг, и где до сих дней во время футбольных матчей местных Бунтарей можно услышать, как на трибунах поют "Балладу о Арчи". Илай не стал искать оправданий, мол, "не хочу сравнений с отцом", а, отгоняя от себя "тень Арчи", вступил в Оле Мисс. Правда, поговаривают, что окончательный выбор "выша" Илай сделал только после того, как получил звонок от Дэвида Катклиффа, бывшего координатора нападения Волонтеров из Теннесси, а тогда – главного тренера Бунтарей. Именно Катклифф в свое время очень помог в становлении Пэйтона как квотербека. С Илаем произошло то же самое. В футболке Ребелс под номером "10" (что интересно, как только младший из Мэннингов вступил в Оле Мисс, ему сразу же предложили номер "18", который, в дань уважения к Арчи, был выведен из обращения еще в 80-х. Илай отказался), Мэннинг обновил 47 различных рекордов в SEC и получил множество личных наград, среди которых стоит выделить Maxwell Award, как лучшему футболисту страны. Но вот Хейсман Трофи Илаю, как в свое время Пэйтону, не покорился. Да и помочь Бунтарям стать лучшей "командой нации" Илай тоже не смог… А ведь схож этот путь Илая с пройденным ранее Пэйтоном, не правда ли? Схож, да не во всем. Сравнивать братьев-квотербеков начали еще в школе, продолжили на уровне колледжей и продолжают до сих пор, уже в бытность Мэннингами звездами НФЛ.
В Илае "Бунтаре" специалисты отмечали его феноменально видение поля и атлетизм. А сравнивали его с Пэйтоном следующим образом. Из отрывка рапорта одного из скаутов для Джона Мары, совладельца Нью-Йорк Джайантс, по квотербеку Оле Мисс Илаю Мэннингу: "Этот парень полностью готов к профессиональному футболу (Илай, как и Пэйтон, остался в университете на 4-й год обучения - прим. автора). Он не будет "бегунком", но он достаточно атлетичен, дабы избежать проблем в критичной ситуации. Илай чувствует себя в "конверте", как рыба в воде. Он вовремя выбрасывает мяч. Мэннинг – смелый и храбрый парень, и в то же время, очень уравновешен, холоднокровен и с феноменальной выдержкой. Кроме всего вышеперечисленного Илай обладает той "магией", которую сложно описать. Считаю, что у него есть все, чтобы "переплюнуть" брата. Несведущие "эксперты" и простые фанаты могут говорить, что у такого тихони, как Илай, нет характера и тех лидерских качеств, которые сделали из Пэйтона живую легенду… Все они ошибаются. Илай – лидер по своей природе и добьется в футболе многого. Поэтому нам нельзя упустить такого игрока. Нужно брать Илая во что бы то не стало".
Многие сравнивают "класс квотербеков" драфта 2004-го года с легендарным драфтом 1983-го. Тогда в Лигу пришли Дэн Марино, Джон Элвей и Джим Келли, которые уже сейчас – члены Зала Славы. В 2004-м Лигу пополнили Бен Ротлисбергер, Филипп Риверс и наш герой Илай Мэннинг. Уже сейчас можно сказать, что более, чем достойные кандидаты в Зал Славы, если не считать "Батарейку" Риверса. Но вот заполучить Илая сразу Джайантс не могли. В том году первым правом выбора владели Чарджес из Сан-Диего, а первым пиком драфта все ожидали увидеть именно Илая Мэннинга. Так и случилось – Больтс берут Мэннинга, Джайантс, под четвертым номером, – Риверса. Вот тут-то Илай и проявил характер, сразу же после драфта заявив, что за Чарджес он играть не намерен. Решение Илай принимал вместе с отцом, который, как утверждают, не желал видеть младшенького в составе "вечных неудачников". Джайантс были тут, как тут. Обмен состоялся в день драфта. В Нью-Йорк отправился Мэннинг III, в Сан-Диего – Филипп Риверс и два драфт-пика поздних раундов. Так началась история под названием "Илай Мэннинг в Нью-Йорке".
Илай, в отличие от Пэйтона, не был назван стартовым кьюби своей команды в первом же сезоне. Поначалу Мэннинг-младший сидел за спиной самого Курта Уорнера, который и был призван учить новичка уму-разуму. Но после того, как стало ясно, что Джайантс в сезоне-2004 мало что светит, Том Кофлин, который, как и Илай, пришел в Нью-Йорк в 2004-м году, бросил в бой новичка. Илай начал набираться опыта в профессионалах, набивая "шишки" и бросая перехваты. Четыре матча Мэннинга в старте – четыре беспросветных поражения Биг Блу. В рядах болельщиков команды даже начались разговоры о том, что, мол, "Боже, кого же мы взяли" и "а что, как этот Мэннинг – баст? Не Пэйтон ведь…". Илай же продолжал учиться и работать над ошибками. В первом сезоне в качестве стартового квотербека Мэннинг привел Гигантов к 11-5 в регулярке. Набросал Илай при этом 24 тачдауна и 17 перехватов. Смотрим, что там у Пэйтона во втором сезоне – 26/15. Недалеко "старшой" убежал, да? Но в то же время, когда на Пэйтона молился весь Индианаполис и окрестности, в Нью-Йорке сезон "11-5" от Илая мало кто поставил в заслугу кьюби команды. Говоря откровенно, и рейтинг Мэннинга и его не слишком уверенная игра заслуженно оставили Илая в тени. А поражение в плей-офф от Каролины 23:0 Илаю лучше вообще не вспоминать.
Сезон 2006-го года, несмотря на второе подряд попадание Гигантов в плей-офф, окончательно утвердил в мысли, что Илай – это не Пэйтон и никогда им не будет. Масштаб личности не тот… Сам Илай, впрочем, никогда и не стремился быть "вторым Пэйтоном". Банально прозвучит, но младший из семейства Мэннингов хотел быть "первым Илаем". "Я никогда не сравнивал себя с Пэйтоном", - скажет Илай после окончания своего третьего сезона в Лиге. Но публика, и не только нью-йоркская, сравнивала. Да еще как! Да и партнеры Илая по команде видимо тоже занимались сравнением, на протяжении всего сезона говоря об отсутствии у Мэннинга-младшего лидерских качеств и уверенности в себе. А что сам Илай? А Илай продолжал работать над собой, получая поддержку от главного тренера команды Тома Кофлина: "Он – лидер команды, пусть и предпочитает помалкивать в большинстве случаев. Но будь уверены, когда Илай говорит, будь-то на поле или в раздевалке, все, внимательно и молча, его слушают".
Сезон 2007-го года в исполнении Джайантс и Илая – это история, заслуживающая отдельного рассказа. Списанный многими коллектив из Нью-Йорка, благодаря железобетонной защите и хладнокровности Илая в нужные моменты, добрался, по "трупам" Буканирс, Коубойс и Пэкерс, до Супер Боула где, вопреки всем прогнозам, остановил непобедимую машину Билла Биличека. Тот чудо-кэтч Тайри и феноменальный завершающий драйв в исполнении "клатчера" Илая тяжело забыть всем почитателям американского футбола. Да и негоже забывать такие легендарные моменты, ведь в этом и заключается вся прелесть этой прекрасной игры… А что там наш мистер MVP и Биг Блу? Все у них хорошо. Особенно у Илая, который своей игрой в "супербоульном" сезоне, утер нос всем критикам, заматерев настолько, что уже и про "клатч-ген" Мэннинга н
ачали говорить. Сравнения с Пэйтоном? А они никуда и не делись, ведь публике только дай пообсуждать темы, подобные этой. Благо, первый "Мэннинг Боул" (2006-й год) уже состоялся и победу в нем отпраздновал "Кольт" Пэйтон. Правда, после сезона-2007 "сравнители" уже отмечали: по Супер Боулам – 1:1, по MVP Супер Боула – 1:1. Ну а регулярка, это такое. Там равных Пэйтону нет и быть не может. Так что напирает младшенький! "Да, у нас с Пэйтоном много общего: это и то, как мы двигаемся на поле, и то, как быстро выбрасываем мяч, и отсутствие скорости нас роднит. Пэйтон –моя ролевая модель, идеальный квотербек. Но я никогда не буду сравнивать себя с ним, стараясь переплюнуть брата", - говорит Илай.
"Тень Пэйтона" немного отступила и Илай Мэннинг, по мнению публики, смог вздохнуть спокойно. По мнению самого Илая, ему и так никто не мешал спокойно дышать… Три сезона после победы в 42-м Супер Боуле прошли для младшего Мэннинга, как, впрочем, и для всего Нью-Йорка, неоднозначно. Гиганты ведомые состоявшимся, но еще, как оказалось, не элитным кьюби, влетели в первом же раунде плей-офф сезона-2008 Филадельфии – 23:11. После чего, в двух последующих чемпионатах, в постсезоне Гигантов мы уже не видели. На Илая вновь начала напирать "тень Пэйтона", а совладелец Джайантс Джон Мара даже выразил сомнение в светлом будущем Мэннинга в Нью-Йорке. Но теперь партнеры по команде даже и не думали сомневаться в Мэннинге-младшем. "Илай не говорит много и это факт. Но он – несгибаемый лидер команды и таковым остается", - как эхо на протяжении этих не совсем удачных сезонов разносились слова лайнмена Джайантс Грея Ругеймера. А тем временем Илай продолжал работать над собой…
"What a catch!", - это уже слова комментаторов о пойманном Марио Мэннингемом пасе Илая Мэннинга в матче за 47-й Супер Боул. Какое-то дежавю, скажете вы, и будете правы. Сезон 2011-го года стал очередным ответом Илая критикам и "сравнителям". Все та же железобетонная защита и, теперь уже без кавычек, клатчер Илай. Все те же Патриоты в решающем матче, все тот же "идеальный пас" (скажет после игры Марио Мэннингем). И снова триумф Биг Блу! Илай – Пэйтон 2:1. А это уже в пользу Илая и я думаю, вы понимаете, о чем речь…
"Я никогда не переживал по поводу того, что на протяжении всей карьеры меня сравнивают то с отцом, то с братом. Я знаю одно – дабы быть лучшим, нужно продолжать работать над собой", - скажет ЭЛИТНЫЙ квотербек Илай Мэннинг. И ведь согласитесь, эти слова сложно опровергнуть.
В материале использованы фото АР и Getty Images