Украинского Виггинса придется ждать еще долго, Getty Images
99-й Тур де Франс сегодня подошел к концу. Каждый раз, когда наблюдаешь за тем, сколько людей со всего мира собираются на Елисейских Полях, чтобы понаблюдать за финалом крупнейшей в мире велогонки, начинаешь мечтать. Быть может, когда-то мы сможем испытать что-то подобное здесь, в Украине? И, быть может, когда-то у Украины появится свой победитель Тур де Франс? В конце концов, 10 лет назад вряд ли кто-то бы поверил в то, что британец выиграет Большую Петлю в общем зачете.
Украина всегда была и остается отстающей страной в плане развития велоспорта. К сожалению, элитных гонщиков у нас нет, хотя абсолютный чемпион страны этого года Андрей Гривко показал очень приличное выступление на Тур де Франс, тогда как Ярослав Попович ниже своего нынешнего уровня не упал. Более того, благодаря отчасти украинской команде Lampre-ISD у нас есть определенное представительство в высшем дивизионе мирового велоспорта, но топовых гонщиков у нас как не было, так и нет.
Тем не менее, несмотря на отсутствие внимания со стороны государства и полную разруху в детско-юношеских школах, нынешний год уже сейчас можно назвать историческим для развития украинского велоспорта. Никогда прежде велосипедная жизнь в нашей стране не кипела так бурно.
Традиционная велогонка Гран-при Донецка прошла в этом году далеко не в первый раз, но еще никогда в Украину не приезжали звезды уровня Алессандро Петакки и Данило Хондо. Более того, итальянец и немец даже проехали критериум в рамках чемпионата Украины, дав тем самым отличную возможность украинским болельщикам своими глазами посмотреть на живых звезд мирового велоспорта. Красочная презентация команд Lampre-ISD и континентальной ISD-Lampre хоть и не прошла без шероховатостей, но стала для нашего зрителя чем-то уникальным.
Но если ранее флагманом украинского велоспорта был исключительно Гран-при Донецка, то в этом году к нему присоединилась и вторая гонка, получившая категорию 1.2 от UCi. Первая международная гонка Race Horizon Park в Киеве была отмечена своими проблемами и недочетами, но сам факт появления второй крупной велогонки в Украине очень обрадовал.
Какая-то конкуренция появилась и на внутренней арене. Объективно говоря, больших талантов нет ни в ISD-Lampre, ни в Kolss Cycling Team, но само наличие двух достаточно серьезных континентальных команд, у которых есть конкретные планы на будущее, не может не радовать. Интересно, что между двумя украинскими коллективами сложились сложные отношения. Представители обеих команд не упускают ни малейшей возможности, чтобы подколоть друг друга. Впрочем, конкуренция еще никому не мешала, хотя отдельные споры между ISD-Lampre и Kolss Cycling Team выглядят достаточно смешно.
Казалось бы, есть чему порадоваться. Более того, мы вполне рады тем достижениям, которых украинский велоспорт добился в этом году. Вот только на Олимпиаде в Лондоне в гонке с раздельным стартом и вовсе не будет представителей Украины, а в групповой гонке старт примут лишь двое украинцев. Такое положение дел не может радовать, особенно если учесть тот факт, что определенные велосипедные дисциплины у нас не развиты совсем.
Проблемы украинского велоспорта видны каждый раз, когда проводится чемпионат Украины на шоссе. В этом году украинское первенство прошло в Белой Церкви. Отсутствие безопасности на трассе, фактическое отсутствие допинг-контроля (!!!) и награждение призеров разделки в каком-то подвальчике. Нет ничего удивительного в том, что украинская элита все чаще предпочитает игнорировать подобные старты. Андрей Гривко приехал в этом году лишь из-за того, что победа на чемпионате Украины являлась квалификационным критерием к Олимпиаде.
Федерацию велоспорта Украины сложно назвать профессиональной структурой. В принципе, ее сложно назвать структурой вообще. Она существует потому, что она обязана существовать. Ее президент Борис Иванов не был замечен в каких-то махинациях, его по праву можно назвать достаточно приятным человеком, но уровень компетенции Иванова в профессиональных вопросах явно не соответствует статусу президента Федерации велоспорта Украины.
Но без должной работы федерации велоспорт в стране вроде Украины не будет иметь перспектив. Сейчас велосипедный спорт в Украине строится на частных инициативах из Донецка и Киева, но это слабо способствует появлению в стране действительно сильных гонщиков. Для развития велоспорта в Украине нужно не только должное финансирование, но и грамотные люди в руководстве федерации. Да и про допинг-контроли на национальном первенстве не стоит забывать.
Еще не скоро на Елисейских Полях заиграет украинский гимн, а в Украине появится по-настоящему высококлассная гонка. Тем не менее, в этом году велоспорт в Украине сделал серьезный шаг вперед, пусть это и было скорее случайностью, чем результатом планомерной и слаженной работы.