"Для Лэнса Армстронга нет места в велоспорте. Он заслужил быть забытым", - сказал президент Международного союза велосипедистов (UCI) Пэт Макуэйд на сегодняшней пресс-конференции, посвященной решению по делу Армстронга. С этими словами Макуэйд объявил о том, что UCI полностью соглашается с позицией Национального антидопингового агентства США (USADA), которое решило аннулировать все результаты техасца с 1 августа 1998 года (в том числе и семь побед в общем зачете Тур де Франс), а также пожизненно дисквалифицировать велогонщика.
Подобное решение UCI, с руководством которого у Армстронга всегда были дружеские отношения, можно назвать окончательной капитуляцией американца. Сложно говорить о том, был ли на самом деле тот позитивный тест на Туре Швейцарии, о котором говорится в легендарном отчете USADA и который по легенде "скрыл" тогдашний президент федерации Хайн Фербрюгген, сложно говорить о том, насколько плотно Армстронг сотрудничал с верхами UCI, но абсолютно понятно одно – раз уж люди, с которыми Лэнс не раз и не два пил пиво в домашней обстановке, говорят такие слова, то они прижаты к стенке и им больше нечего делать.
Сегодняшний вердикт UCI может говорить только об одном – Армстронг виновен. Полностью и по всем статьям виновен. Вокруг него действительно была построена допинговая сеть, которая на самом деле являлась самой масштабной и профессиональный в истории спорта, и здесь отчет USADA вовсе не занимается художественной выдумкой. Нет, после 200-страничной версии "Reasoned Decision" по делу Лэнса, выброшенной в открытый доступ, не оставалось никаких сомнений в том, что техасец действительно виновен, но теперь это закреплено еще и официально. UCI еще решит, нужно ли Армстронгу возвращать призовые деньги, получит ли кто-то другой титулы победителя Тур де Франс, но какое это уже имеет значение?
Лэнс Армстронг был среди тех людей, которые написали самые яркие страницы в истории велоспорта. В свое время у одного из самых талантливых гонщиков мира диагностировали рак, но он смог преодолеть свою болезнь, после чего семь раз подряд выиграл Тур де Франс, самую сложную и самую престижную велогонку в мире. Для многих людей американец стал примером для подражания, а его фонд "Livestrong" был и остается одной из крупнейших организаций по борьбе с раком.
Пожалуй, это слишком красивая история для того, чтобы быть правдой. В ней нет подводных камней, все четко и по плану. Но в жизни так не бывает, за подобными вещами всегда что-то скрывается. Дело Армстронга не стало каким-то другим. Оно просто пролило свет на то, что на самом деле происходило внутри велокоманды U.S. Postal Service. Оно просто пролило свет на то, чем на самом деле занимались величайший велосипедист Лэнс Армстронг и легендарный менеджер Йохан Брюнель. Оно просто открыло нам глаза на правду.
Честно говоря, мало кто из людей, хорошо разбирающихся в велоспорте и в его подводных течениях, сомневался в том, что в U.S. Postal Service работала отлаженная допинговая система, которой умело, упорно и со знанием дела руководил блестящий дуэт Армстронг/Брюнель. Все это прекрасно знали, а если не знали, то как минимум догадывались. Вот только никто не мог предположить, как именно выглядело дело. Никто не мог даже подумать, насколько глобальной и профессиональной была мафиозная структура, построенная вокруг Армстронга.
Нет ничего удивительного в том, что против отчета USADA ничего не смог сказать и UCI, особенно если учесть довольно жесткие обвинения в адрес Фербрюггена и компании, которые постоянно проскакивают в тексте эпического документа. Армстронг, Фербрюгген и Макуэйд выпили вместе много бутылок пива, но против такого ни Фербрюгген, до сих пор остающийся важнейшей теневой фигурой в UCI, ни Макуэйд, ставший наследником бельгийца на посту президента организации, пойти не смогли.
Вот только есть вопрос иного характера. UCI может сколько угодно переписывать результаты и менять фамилии в протоколах, но история написана, и написана она всем известным Лэнсом Армстронгом. Нет такого решения, которое могло бы отметить все то, что мы видели на протяжении семи Тур де Франс. И не Пэту Макуэйду говорить о том, что Армстронг заслужил быть забытым, ведь к манипуляциям вокруг техасца ирландец и его бельгийский предшественник Фербрюгген более чем причастны. Они как минимум прекрасно знали о том, что происходит, и ничего не делали, а факты о скрытых позитивных тестах еще нужно доказать.
У Лэнса Армстронга сейчас есть несколько вариантов для дальнейших действий. С одной стороны, он может "слить" UCI с потрохами, рассказав о том, что на самом деле творилось в их отношениях с Фербрюггеном и Макуэйдом, а также поведав о том таинственном денежном взносе, который по времени удивительно сочетается с предполагаемым позитивным тестом на Туре Швейцарии. Впрочем, такое развитее событий мне видится маловероятным. Руководство UCI уж слишком долго защищало американца, но сейчас у Макуэйда просто не осталось выбора. Вряд ли Армстронг в обиде на UCI, хотя кто знает.
С другой стороны, Армстронг может просто во всем признаться, не вдаваясь в подробности различных коррупционных схем. На самом деле, Лэнсу давно пора рассказать правду, ибо его молчание вряд ли идет на пользу собственному имиджу. С каждым днем возможность объяснить хоть что-то велосипедному сообществу все улетучивается и улетучивается. Вернее, объясниться-то он может всегда, вот только поймут ли его – это уже совершенно другой вопрос.
Но почему-то кажется, что Армстронг продолжит молчать. Это его выбор и его право, ведь для него игра окончена. Жаль лишь, что не для Макуэйда тоже. В отставку президент UCI подавать не собирается. Зря.