Более ста лет существования легендарной велогонки Тур де Франс сделала ее награду самой желаемой в мире велоспорта. Лучшие спортсмены выстраивают свои календари вокруг подготовки к морально тяжелым и физически невыносимым трем неделям эпических сражений по дорогам Франции – имя им - Тур де Франс. Еще не успела остыть покрышка карбонового колеса, как лучшие велосипедные конюшни мира обдумывают стратегии на следующую, 102-ю по счету версию Тура.
За перипетиями финальных стартов лучшей гонки в истории велоспорта наблюдал и директор международной велогонки Race Horizon Park, вице-президент Федерации велоспорта города Киева Денис Шолудько.
- Денис, какие впечатления вы привезли из Франции?
- Когда я в прошлом году побывал на чемпионате мира во Флоренции, то был твердо убежден, что это лучшее велосипедное мероприятие, которое мне доводилось видеть. Но увидев Тур де Франс собственными глазами, я понял, что это не гонка – это целая велосипедная вселенная! Это проект с миллиардом составляющих вроде спонсоров, но не в том формате, в котором мы привыкли видеть. Ты понимаешь уровень мероприятия тогда, когда на протяжении полутора часа беспрерывно шествует рекламный караван. Машины, которые стоят десятки тысяч долларов, забрендированы специально под Тур де Франс.
Более того, есть автомобили, специально переоборудованные под Тур. В них срезан верх, а в салоне, например, грузовика, выстроен муляж настоящей птичьей фермы, с работниками, имитирующими рабочий процесс. Там живые птицы, яйца или животные. Каждая машина – это своя история, по которой понятно, что она рекламирует. Это потрясающе!
- Тур де Франс всегда славился огромным количеством зрителей на горных и эпических этапах Тура, где разворачивались главные баталии сражения среди лучших. Париж в этом отношении не уступил?
- Я помню, насколько грела душу критическая масса зрителей на Крещатике во время киевской велогонки, и мне казалось, что большего числа и быть не может. Тогда я не мог представить, что 12 километров центра Парижа можно перекрыть намертво под велогонку и люди будут занимать место у ограждения за 4-6 часов до появления спортсменов. После двух часов дня подойти к краю ограждения у нас не было ни малейшего шанса. Люди висели на крышах остановок, на любых возвышенностях – магазинах, имеющих второй этаж, деревьях, балконах, лишь бы увидеть, как проедет пелотон. Если сказать, выражая собственные эмоции, то Тур де Франс – это супер-мега-тусовка, где собираются люди со всех стран мира отдать дань уважения велоспорту.
- В этом году на Race Horizon Park впервые внедрили мировую практику по продаже сувенирной продукции, а что вы приобрели для себя на Туре?
- Автомобильных фургонов, забитых сувенирной продукцией – футболками, чашками, ручками, шапочками, кепками и прочим – было бесчисленное количество. Еще до заезда спортсменов на Елисейские Поля уже невозможно было купить ни одной футболки, с учетом того, что самая дешевая футболка стоила 15 евро. Нам удалось купить пару безделушек, за футболками нам посоветовали приехать в следующем году.
- Как возникла идея съездить на Тур де Франс?
- Во время Race Horizon Park мы обсуждали возможность поездки на топовое мероприятие. Мы не стали обращать внимание на "меньших братьев", а сразу нацелили взгляды на эталонное мероприятие велоспорта – Тур де Франс.
- При таком количестве зрителей можно ли было вообще увидеть победителей гонки?
- После финиша все команды, закончившие трехнедельные соревнования, совершали круги почета в полном командном составе. А победитель гонки и команда Астана в составе менеджеров всех уровней, механиков, массажистов ездили в неспешном темпе несколько кругов для того, чтобы зрители успели насладиться этим успехом. Они сполна дарили те эмоции, за которыми все те люди собрались в центре Парижа.
- Что вам понравилось в организации велогонки?
- Меня поразили два фактора – это обслуживание и безопасность. По периметру гоночного круга не было возможности где-то перейти дорогу. Все наглухо закрыто заборами. Вдоль трассы выстроены полицейские в форме и в кобуре с табельным оружием, выдвинутым вперед, чтобы люди видели, что с этими правоохранителями шутить ни в коем случае нельзя. Очень впечатлило сопровождение велогонки мотоциклистами – невозможно даже приблизительно сосчитать их количество. Полицейские машины шли каскадом, держа под контролем всю трассу, казалось, до сантиметра.
- Мы знаем, что на Туре вы виделись с комиссаром обслуживавшей Race Horizon Park 2014 Симоной Давидковой. Встреча была запланированной?
- Нет. О том, что Симона обслуживает женскую велогонку Lа Course by Tour de France мы услышали от комментатора гонки, а после уже увидели ее в судейской машине. Безусловно, мы были рады встрече и чтобы встретиться списывались по Фейсбуку.
- Что бы вы хотели перенять в опыте организации Тур де Франс?
- Тур де Франс, безусловно, это эталон проведения велогонки, к которому необходимо стремиться. Что реально уже сейчас можно реализовать в киевской велогонке Race Horizon Park – это перекрытие трас, где ни единый человек не сможет перебежать дорогу, где автомобили не будут парковаться на трассе проведения мероприятия, где милиция будет следить за порядком и контролировать безопасность на дороге. Это наша цель, наша задача. И каждый год мы проводим мероприятия все на более высшем уровне и в плане безопасности, и в плане зрелищности.
В процессе подготовки материала использованы личные фотографии Дениса Шолудько