- Четвертое место в группе с двумя очками - это реальный уровень нашего мужского гандбола на сегодняшний день? - первый вопрос новому старому главному тренеру мужской сборной Украины.
- Этот отбор начинали без меня, - вступает в беседу Леонид Александрович. - Попали в практически безнадежную ситуацию после поражений Польше и Словении. После моего возвращения были две встречи с португальцами: разгром на выезде и победа в Запорожье. Для того чтобы занять первое или второе место в группе, надо было оставшихся два матча выигрывать. Но нам не хватило возраста, мастерства и физической подготовки. Невозможно было за пять тренировок добиться того, чтобы команда играла на одном уровне с такими сборными, как Польша и Словения. Мы, тренеры, конечно, ставили перед ребятами задачу - победить. Но шансов обыграть поляков у нас изначально было мало. Достойно с ними сразиться - да, что мы и сделали. Если в матче с поляками мы по разным причинам недосчитались восемь игроков, то перед игрой со словенцами выпал из-за болезни еще и основной бомбардир Сергей Бурка. Вообще, состав, если на то пошло, тренеру должно обеспечивать государство. Доставьте в зал всех тех игроков, которые мне нужны, а потом уже критикуйте. А когда я еду в Любляну с зеленой молодежью, она первый раз видит десятитысячную толпу и соперника такого класса...
- Хотите сказать, что место Украины в итоговой таблице могло быть иным, если бы вы начинали вместе со сборной отборочный цикл Евро-2012?
- Самая большая моя ошибка состояла в том, что после победы над словаками мы повезли команду в Запорожье. А в ней в основном местные игроки. Их дома захвалили, они уверовали в то, что уже в финале чемпионата мира и даже борются за путевку на Олимпиаду. За это команда очень серьезно поплатилась, и все мы получили сильный психологический удар. Я подал в отставку, думал, что более молодые тренеры добьются большего. Но сборная стала проигрывать матч за матчем. Стопроцентной гарантии, что мы выйдем из европейской группы, а соперники нам попались серьезные, никто бы не дал. Но я, думаю, не проиграй мы словакам в плей-офф, у нас было бы больше шансов. Почему? Потому что, когда сборная попадает в финал чемпионата мира, все хотят за нее играть. А когда все пришлось начинать с нуля, отказались надевать форму сборной Нат и Петренко. Шельменко и Будко уже не считаем даже, они стали россиянами. Но прибавьте к составу, который ездил в Любляну, хотя бы Онуфриенко, Шевелева, Стецюру, Вишневского и Бурку - и с этой командой уже можно было бы решать серьезные задачи.
- Получается, что из пятерки игроков условно дисквалифицированных после португальского вояжа не вызван был только Михаил Цап. Это последствия дисциплинарного наказания или, по вашему мнению, такой опытный игрок, которого, к слову, вы сами назвали лучшим разыгрывающим украинской Суперлиги, принес бы команде меньше пользы, чем Александр Южбабенко и Станислав Петричко?
- Шевелев до последнего момента говорил, что приедет. Стецюра не думал, что я его так быстро снова позову в сборную. Подписал контракт с Сэн-Рафаэлем и был занят оформлением документов во Франции. Но заверил, что хочет и осенью будет играть за Украину. Цап действительно провел хороший сезон в ЗТР. Но сейчас на его месте в сборной есть два-три молодых игрока, на которых мы серьезно рассчитываем в будущем. А мне нужно смотреть вперед. Дело в том, что в мое отсутствие сборная Украины не только проиграла все турниры. У нее возникли серьезные проблемы с дисциплиной. Условно дисквалифицировав двух молодых игроков и убрав из команды трех опытных, пусть даже и сильных, мы без них с португальцами сыграли гораздо сильнее, чем с ними. Это говорит о чем? О том, что без порядка в команде нельзя рассчитывать на победу.
- А приходилось ли вам сталкиваться с подобными проблемами в бытность работы в киевском СКА?
- Мне приходилось с ними сталкиваться не только в киевском СКА, но и в сборной Украины, которую я тренировал с 1993 года по 1999-й. За нарушение дисциплины убирал таких игроков, как Гладун и Стецюк. Хотя они были в расцвете сил - 26-27 лет, и очень нужны были команде. Когда начинается игра, все хотят играть. Но для того, чтобы хорошо играть, надо хорошо тренироваться. Согласны?
- Да, но вы ведь не станете отрицать, что вам, как тренеру, проще работать с такими молодыми игроками, как Южбабенко, Бегаль и Жук, нежели пытаться наладить взаимопонимание с более опытными, как Петренко и Нат?
- Не спорю, молодые более управляемы, и больше слушают тренера. С теми гандболистами, которые играют в элитных клубах, получают большие деньги, в десять раз больше тренера, уже имеют определенное мастерство, сработаться сложнее. Но без опытных игроков, результата не будет. Поэтому надо с ними находить общий язык. Я никогда с первого раза никого не выгоняю со сборной, но и наглости не терплю - принимаю меры.
- Юрий Петренко после поражения словакам в интервью сказал следующее: "С Захаровым сборная играет в гандбол восьмидесятых". Готовы возразить или согласитесь?
- Я специально не стал тогда выступать в прессе с ответным заявлением. Вы спросите у Петренко: "С кем он выполнил мастера спорта международного класса, с кем стал вторым в мире по U-21, кто его вывел в финал чемпионата Европы-2000?" Все это было с Захаровым. И Петренко, и Нат меня очень подвели в свое время. Нам достались серьезные соперники в лице Хорватии, Норвегии и России на последнем чемпионате Европы. Все три игры мы провели достойно, во вторых таймах даже вели по два-три мяча. А когда начали анализировать, почему не вышли из подгруппы, я не стал лукавить. Молодежь похвалил, а опытным игрокам откровенно заявил, что они сыграли ниже своих возможностей. И объясню почему. Петренко и Нат приехали на сбор на десять дней позже, чем мы их вызывали, сославшись на проблемы со здоровьем. А на самом деле поехали к семьям в Запорожье. Не участвовали они с нами и в турнире в Риге. Думаю, их задели мои слова: "Сыграй вы так, как мы рассчитывали, команда вышла бы из подгруппы на чемпионате Европы". Я очень большие надежды возлагаю на жеребьевку квалификации чемпионата мира, которая состоится в июле этого года. И надеюсь, что впоследствии в плей-офф мы не повторим ошибок, которые допустили со Словакией. Я забуду все обиды и осенью соберу самую сильную сборную. Предложу приехать всем игрокам, которые по силам будут этого достойны. Но останутся в команде только те, которые действительно хотят играть, готовы трудиться и стремятся чего-то добиться.
- Леонид Евтушенко сейчас переживает так же, а, возможно, даже и больше, чем вы после поражения от Словакии. Что скажете ему при встрече?
- После поражения словакам мы все были в трансе. Сейчас, после моего возвращения в сборную, мы сыграли три игры и, за исключением одного неприятного инцидента в Португалии, я могу только поблагодарить ребят за самоотдачу. Результат женской сборной шокировал всех нас. Наши девушки - более титулованные, регулярно играли в финалах чемпионатов мира и Европы, были бронзовыми призерами Олимпиады. Им не отказывали в финансировании, как в некоторых случаях нам. И, конечно, мы все ждали от них результата. То, что произошло, очень печально и по всем нам больно ударит. Но говорить, что делать Евтушенко, я не могу. У всех нас в работе случаются неудачи. Любители гандбола и исполком ФГУ проанализируют игры с исландками и во всем разберутся. Не нужно делать трагедию из этих поражений. В Украине гандбол как был перспективный и сильный, так и есть. И вы увидите это в следующих отборочных циклах. Просто нужно ему больше внимания уделять со стороны государства.
- Значит, по вашему мнению, это скорее локальная неудача отдельно взятой команды, нежели тотальный регресс целого вида спорта в Украине?
- Такое может произойти в любой стране с любым видом спорта. Если бы вы сказали мне, что дома я проиграю словакам больше, чем выиграл у них в гостях, я бы никогда с вами не согласился. Но это спорт. Где-то игроки недоработали, что-то тренер не учел - и все обернулось таким вот результатом. Прибавьте недофинансирование, недостаток турниров, отсутствие страховки. Страдает мотивация, игроки боятся получить травму. Эх, нам бы равные с соперниками условия!