5. Гран-при Кореи состоялся. И это главный итог для организаторов корейского этапа чемпионата. Чуть ли не весь год формулическую общественность лихорадило – успеют, не успеют, достроят, не достроят, проведут, не проведут.
В итоге таки успели, достроили, провели. Причем на всеобщее удивление, трасса получилась у Германа Тильке очень даже ничего. Не без спорных моментов, но если сравнивать с другими тилькедромами, то корейский трек выигрышно отличается. Как говорится, можете – когда захотите.
Не обошлось без шероховатостей, которые сопровождают любую стройку, завершающуюся в стиле «аврал». Например, в четверг ящиком от инструментов чуть не убило Себастьяна Буэми. И это не самое главная – хоть, наверное, самая яркая – шероховатость. Куда важнее для собственно Формулы-1 была проблема 16-го поворота, где болиды одним колесом натурально зависали в воздухе.
Кое-что организаторы исправили по ходу гоночного уик-энда, кое-что оставили – в общем, отработали на твердую четверку. Ведь обошлось без серьезных инцидентов, даже несмотря на уникальную особенность воскресной гонки…
4. Такой гонки, как начало Гран-при Кореи, точно не видела современная Формула-1. Возможно, вообще в истории чемпионата мира не было подобного. Мало того, что команды стартовали позже намеченного да еще и за пейс-каром, без прогревочного круга – так еще и открывалась реальная перспектива остаться без фактической гонки вообще. Ведь дождь обещал усилиться, а с учетом того, что согласно регламенту гонка считается состоявшейся, если лидер проехал два полных круга (после которых в случае остановки и окончания начисляются половинчатые очки), Себастьян Феттель мог оказаться вот таким вот странным победителем.
Мог – но не оказался. Хотя некоторые пилоты (Кубица) и призывали к отмене гонки. А вот например Льюис Хэмилтон наоборот ратовал за то, чтобы как можно быстрее возобновить гонку, ведь по его мнению трасса уже была пригодна к нормальной езде. Это, конечно, добавило вистов британцу – хотя здесь присутствовал не только бесшабашный авантюризм, но и здоровый расчет, ведь у пилота Макларена при таком раскладе практически не оставалось шансов на победу в чемпионате.
В общем, с дождем с горем пополам справились. Если это «единоразовая акция», то ничего страшного – а если нет? В принципе, Формула-1 уже знает примеры сдвига этапов по календарю – Малайзию как раз таки перебросили с осени на весну из-за сезонных дождей. Так что Формуле-1 даже проливные дожди не помеха.
3. Когда в начале второй половины чемпионата Фернандо Алонсо заявил, что поборется чемпионство, его слова воспринимались по большей части скептически. А вот сейчас ситуация изменилась, причем кардинально.
И ведь не получится объяснить все только лишь положением первого пилота. Фраза «Фернандо быстрее тебя», конечно, войдет в анналы – но это всего одна гонка. Но в остальных никакой командной тактики не наблюдалось и в помине. А Алонсо продолжал набирать очки.
Да, не всегда эти очки оказывались следствием только лишь труда самого испанца. Гран-при Кореи тому яркий пример. Но ведь Формула-1 – это не только работа пилота, но и всей большой команды, в которую входят конструктор, механики и еще много-много сотрудников. И если мотор Феррари, в отличие от двигателя Рено, не подвел своего владельца, то это не фарт или случайность, а закономерный итог.
Как завершится чемпионат, нам не дано сейчас предугадать. Но Алонсо, скрупулезно собирающий очки (в том числе и на обломках чужих болидов), является сейчас главным фаворитом чемпоната.
2. Дима Левчук у себя в Твиттере уже успел пошутить про формулический римейк недавнего сериала – под названием «Самоликвидация». Действительно, точнее и не скажешь – кто виноват Феттелю и особенно Уэбберу? Они сами, их болиды, в общем, Ред Булл…
Хотел написать «похоронил себя» - но, конечно же, за два этапа до финиша бросаться столь громкими фразами не стоит. Поэтому скажем просто – значительно уменьшил свои шансы на успех в чемпионате мира. Хотя суть от этого не изменится, но приличия соблюдены.
Конечно, причины сходов немца и австралийца кардинально отличаются – но суть у них одна. Потери очков, которые могут стать фатальными. Особенно это касается Феттеля, который за два этапа до финиша оказался на расстоянии вытянутой победы от Алонсо. То есть либо Себу надо выигрывать оба этапа и надеяться, что Феррари приедет не слишком высоко. Либо надеяться на сход Алонсо – что случалось в этом сезоне крайне редко.
По поводу Уэббера и говорить что-либо сложно. Опытнейший пилот допустил грубейшую ошибку, которая стоила ему, по большому счету, титула. Допустил сам, без помех, без чьего-либо давления (в отличие от своего партнера, который, скорее всего, сжег двигатель именно из-за прессинга Алонсо). Винить Марку в своем возможном поражении некого, здесь даже на команду, которая больше работает на Феттеля, не свернешь.
Рискну предположить, что Ред Булл в Корее конкретно и в чемпионате в целом убил статус записных фаворитов. Психологическое давление оказалось сильнее предельного порога выдерживаемости. (В то время, как Феррари к середине сезона почти списали со счетов) А когда к этому давлению прибавились регулярные поломки и ошибки…
1. Сразу после гонки у себя в блоге я высказал мысль по поводу ближайшего будущего Ред Булл. Прошли сутки, было время переосмыслить. Но я остаюсь при своем мнении. Вот в чем оно заключается.
РБР в оставшихся двух гонках для достижения оптимального результата в личном зачете необходимо применить командную тактику. Причем сделать это в пользу Марка Уэббера. Объясняю. Такое решение Кристиана Хорнера, во-первых, снимет психологическое напряжение внутри команды – ведь, кроме борьбы с внешними соперниками, пилоты воевали между собой. Пример тому – Гран-при Турции. Пример яркий, но очень негативный в контексте результата.
Во-вторых, почему Уэббер. Я не буду говорить сейчас о всякой лирике типа «Феттелю воздастся за Турцию, за снятое с машины Уэббера антикрыло» - это все сентиментальные глупости. Но реалии таковы, что у австралийца куда больше шансов на победу, чем у немца. Ведь если в Бразилии пилоты финишируют вот в таком порядке – Уэббер, Феттель, Алонсо – то от преимущества испанца перед Марком останется всего 1 очко. Точнее, с учетом дополнительных показателей, даже 0,5. А это практически ничего в современной очковой системе. А вот если так – Феттель, Уэббер, Алонсо – то 15. А это разница между первым и пятым местом в Абу-Даби. Опять-таки, с учетом дополнительных показателей, по которым Алонсо окажется вперед Феттеля, даже между первым и шестым. Или вторым и седьмым.
Думается, не стоит объяснять, что Алонсо куда проще будет приехать пятым – это фактически последнее место в первом эшелоне, то есть достанется оно почти без борьбы – чем оказаться впереди Уэббера. И от этого нельзя отмахнуться. И Хорнер, Феттель и Уэббер наверняка это понимают. Точно так же Хорнер и Уэббер понимают, да и все мы видим, что в обычных условиях Марк не выиграет у Феттеля ни поул, ни старт. Поэтому…
Да, Хорнер уже успел отметиться заявлением о том, что никакой командной тактики не будет. И это очень даже может быть правдой. Хотя бы потому, что для победы в Кубке Конструкторов неважно, кто именно из РБР приедет первым, а кто вторым. А еще, возможно, потому, что команда действительно делает ставку на Феттеля. С другой стороны, контракт с Марком Уэббером продлен. А это накладывает кое-какие обязательства. Например, такие, что австралиец может вспомнить о замене антикрыла, которое было сделано в пользу того, кто на тот момент лидировал в чемпионате – и потребовать к себе такого же отношения.
И, как вы увидели двумя абзацами выше, имеет на это право. Чемпионат-2010 для Ред Булл может выиграть только Уэббер (Феттель может его только получить, после сходов Алонсо). Это понимают или должны понимать все. И две недели до Бразилии наверняка будут самыми мучительными для РБР. А какое решение они примут, мы увидим на трассе автодрома Жозе Карлуша Паче.
И последнее. Для тех, кто возмутится подобными измышлениями, напомню, что после применения командой тактики Феррари и фактического ее оправдания никаких моральных запретов (в этом чемпионате) нет и быть не может. Более того, если окажется, что Алонсо выиграл титул именно благодаря тому, что он «быстрее Массы» - я лично буду считать это оплеухой всей Формуле-1. А если минус на минус, как в известной математической формуле, даст плюс – только порадуюсь.