Трехкратный чемпион, неисполнительный директор Мерседеса, всегда говорящий исключительно правду, отличный семьянин и просто хороший человек, о котором была снята спортивно-историческая драма режиссера Рона Ховарда. Все это делает Ники Лауду одной из самых значимых фигур в истории Формулы-1, и если фильм раскрывает только фрагменты героического характера австрийца и его борьбу с Хантом, мы постараемся описать весь вклад Лауды в и без того богатую историю Королевы автоспорта.
При всем желании, нарисовать историю талантливого мальчишки, пробивающегося сквозь трудности бедности к вершинам автоспорта, не выйдет. Не то чтоб у Лауды не было таланта, как раз с ним проблем нет, просто семья его была одной из богатейших в Вене. Но доля драматизма все же присутствует в истории Ники: став наперекор интересам своих родителей, Лауда отказался заниматься семейный бизнесом, и подался в гонки. Лишившись не только моральной поддержки, но и материальной; ничего не оставалось, как взять огромный кредит в банке и устроиться в команде Марч. Такой авантюрный шаг позволил ему не только регулярно участвовать в гонках Формулы-2, но и порой принимать участие в Гран-при Формулы-1.
Нельзя называть период, проведенный в британском коллективе, успешным. Да и не мог он быть другим, самому коллективу было от силы два года, когда в него пришел Лауда, команда не имела громадного финансового потенциала, что подтверждается сотрудничеством с пилотами, которые платили за место, и в придачу разрывалась между двумя сериями. Ни одного очка, вечная борьба или в конце пелотона, или со своей машиной, и огромные долги в банке – так можно кратко описать два сезона, проведенных в Марче. Многие бы задумались и вернулись к родителям, но Лауда был не таким.
Взяв очередной кредит в банке, Ники на сей раз устроился в БРМ. Команда, имеющая историю, которая когда-то принесла своему гонщику чемпионский титул, а сама взяла Кубок Конструкторов. Но это было делом прошлого, а в 1973 году, подобно Марчу, коллектив переживал тяжелые финансовые времена, также опираясь на деньги, которые им платили пилоты за место в болиде. Нет, прогресс все же существовал по отношению с Марчем: Лауда смог финишировать третьим в Бельгии, набрать тем самым 2 очка и закончить чемпионат на 18 месте. Но разве этого желал пилот, с потенциалом чемпиона? Конечно же, нет! Его партнером был Ригаццони, которого по окончании сезона пригласили в Феррари, и который поспособствовал, чтоб вслед за ним пошел и австриец.
Совершенно новая команда строилась в Феррари. Энцо был недоволен результатами, ведь Скудерия уже два года не могла выиграть не то что чемпионат, а даже гонку. Был назначен новый директор, молодой и подающий надежды Лука ди Монтедземоло. Таким образом, Феррари стала первой командой, в которой платили Лауде, а не он. И, нужно отметить, деньги он начал отрабатывать практически сразу. Нет, принести в Маранелло чемпионство в первый же сезон не удалось, но вот две победы Ники все же одержал: первую в Испании, вторую – в Нидерландах. 38 очков и 4 место в чемпионате – явный шаг вперед!
Лука ди Монтедземоло: "Я заставил Феррари подписать контракт с молодым австрийцем, при поддержке Клея Ригаццони, который выступал за Скудерию несколькими годами ранее. Они оба гонялись в БРМ, оба присоединились к нам, образовав хорошую пару: один - швейцарский итальянец, любящий жизнь и умеющий ей наслаждаться, другой - австриец, очень быстрый, решительный и обладающий исключительным талантом при доводке машины".
Сезон 1975 года стал первым золотым для Ники Лауды. Начала Феррари не слишком уверенно, но дело было в самой модели 312Т, которая была основной в прошлом году и брала участие в первых гонках нового сезона. Значительно модифицировав ее, 312Т2 стала опасным оружием в руках Лауды. 5 побед и еще 4 восхождения на подиум не оставили Эммерсону Фиттипальди и его Макларену никаких шансов в борьбе за чемпионство в личном зачете.
А потом был год 1976. Год, который является главной сюжетной линией фильма "Гонка". Год, в котором Ники получил ту самую травму, изуродовавшую его внешность. Год, в котором он только по собственному желанию отдал титул Ханту. Нечего тут расписывать, просто посмотрите фильм, действительно стоящий. Не вызвал огромного ажиотажа следующий сезон, в котором Лауда сверхлегко завоевал второй для себя титул. Но, как выразился ди Монтедземоло, что-то с гонки в Японии, в которой Лауда сошел по своему решению, пошло не так. Это выражалось не столько в результатах, как на атмосфере в боксах, в Маранелло, в отношениях с Энцо в конце концов. Всем известно, что старик Феррари больше скорости пилота ценил только его самоотверженность, и, таким образом, австриец сам поставил точку в своей итальянской истории.
После Скудерии последовал спад. Переход в Брэбем, которым управлял молодой Берни Экклстоун, был многообещающим. Но болид был насколько быстрым, настолько и не надежным. В 1978 году было два развития событий в гонке для Лауды: он либо финиширует на подиуме (2 победы при 7 финишах), либо сходит с дистанции (9 раз). Да, с одной стороны 4 место неплохой результат, но победа все равно лучше. Оставалось надеяться, что конструкторы поработают над главной проблемой, и Брэбем возьмет титул в следующем году. "Поработали", называется: 11 сходов при двух финишах, да и то не в лучшей тройке. Как и в Феррари двумя годами ранее, Лауда решил уйти еще до окончания чемпионата.
Ники Лауда: "Когда я выступал с Простом в одной команде, при его виде у меня опускались руки. Бороться со своим главным противником, когда он является твоим напарником, очень тяжело психологически. Тем не менее, эту дуэль я выиграл".
Ушел он не в другую команду, как этого желали многие болельщики, а вообще из Формулы-1, сосредоточившись на своем бизнесе. Правда, долго заниматься им не удалось, Ники чувствовал, что не реализовал себя полностью в гонках. Вернувшись в 1982 году в Макларен, Ники заявил, что его контракт рассчитан а 5 миллионов долларов, из которых за пилотирование он будет брать 1 бакс, а остальное – за свое имя. Первые два сезона были откровенно неудачными. Всего две победы в Штатах и Великобритании, и утешительные обещания о скорости болида в 1984 году. Благо, все так и сложилось, но прошло далеко не гладко. Новым партнером Лауды стал перспективный француз Ален Прост, такой же быстрый, прагматичный и с желанием побеждать. В равной борьбе на трассе сразились молодость и опыт, в результате которой победу праздновал последний. Стоило бы снять фильм и про этот сезон, когда долю титула решило пол очка – 72 у Лауды и 71,5 у Проста. Были ли более драматические развязки сезонов? Однозначно, но чтоб меньше 1 очка разделяло победителя и вице-чемпиона – никогда!
Возможно, поработав с Лаудой, Прост перенял у него некоторые черты, после чего француза стали называть Профессором. Но первым, кто ехать настолько быстро, насколько это нужно – был именно Ники. Минимизировать риск, и только потом бороться за победу – вот девиз австрийца. Его можно любить или ненавидеть – только одно из двух. Его фраза, сказанная Энцо Феррари о том, что машина – "a piece of shit", вошла в историю Формулы-1, стала ее визитной карточкой. Так же, как и сам Ники Лауда, который входит в 10 лучших пилотов по версии iSport.