За два круга до финиша невероятный Айртон Сенна уверенно шел к победе на испанском этапе, который впервые проходил в Хересе. Перевес в 5 секунд над Большим Найджелом казался уж очень прочным. Но свои мысли по этому поводу имел британец: уже за круг он сократил разрыв до 1,5 с. За два поворота до финиша, Найдж таки настиг соперника и бросился в атаку без промедленья – уж таков он был. Уильямс пропылил двумя колесами по обочине, но остался вторым. В финальной шпильке Мэнселл действовал уже более осмотрительно, и к финишной черте машины понеслись параллельными курсами. Преимущество черного Лотуса таяло на глазах: половина корпуса, одна четвертая, совсем ничего…
При теплой погоде результаты квалификации в Хересе мало кого могли удивить. Сила двух Уильямсов Пике и Мэнселла не знала себе равных, но в квалификациях был и для них настоящий конкурент – Лотус Айртона Сенны. Черный болид в руках бразильца мог ставить феноменальные по скорости круги, но в гонке нужно было себя ограничивать, так как дистанция длинная, а техника - совсем уж не прочная. Благодаря доработанному мотору Рено и компьютерному контролю за расходом топлива, новый Лотус 98 был грозным оружием, но в Кубке Конструкторов команда выступила намного хуже, чем могла бы.
Старт гонки проходил под знаком классической борьбы троицы: Уильямс, Лотус и Макларен; Мэнселл, Сенна и Прост; Хонда, Рено и ТАГ Порше. Никто не имел решающего преимущества и каждый хотел только одного – победить. Хотя лидирующее трио образовалось не сразу. Сенна выиграл старт испанской гонки, а вот для Мэнселла первые круги не задались – британец откатился на пятое место. Впрочем, взяв себя в руки, он последовательно опередил Алена Проста, Кеке Росберга, Пике и Сенну, тем самым выйдя в лидеры! Нельсон вскоре сошел из-за перегрева мотора, а финский пилот Макларена заметно отстал.
Местная трасса в Хересе не настолько академична и привлекательна для тестов как Каталунья-Монтмело, но и она не является эталоном обгонной трассы. Такие автодромы были идеальными для дуэта Браун – Шумахер, которые просто обожали обыгрывать соперников за счет тактически грамотного пит-стопа, посему и носят характер стратегических или тактических. Так прошла и эта гонка, а точнее основная ее часть – лидеры все больше уходили вперед, отстающие – решали свои локальные проблемы. И было так вплоть до последней части гонки, когда осталось проехать около десяти кругов.
Именно тогда бразильский Волшебник решился на атаку и прошел Уильямс Мэнселла. Оказавшись вне траектории, Найджелл проколол правую заднюю шину, но не слишком потерял в скорости и оперативно добрался до боксов. Стремительный пит-стоп – и на свежих шинах с желанием отомстить и отобрать победу желто-синий ураган возвращается на трассу. Его отставание от лидера уже составляло чуть более 20 секунд. Но стоит ли Вам еще раз напоминать о характере британца?
19,1 – 15,3 – 12,8 – 8,6 – 6,1. С такой скоростью таяло отставание от лидера гонки. Первым на пути у Мэнселла оказался Прост. Француз отстал от Сенны, но вовсе не собирался уступать второе место без боя. Короткая отчаянная схватка – и Профессор повержен. Но отрыв Сенны возрос до 7 секунд. Два круга до финиша – 5,3. На последний круг Найджел умчался через полторы секунды после Айртона. Надо ли говорить, что оба выкладывались по максимуму, а зрители затаили дыхание.
Ну а происходящее дальше и так всем известно. Соперники финишировали одновременно. Рассудить их смог только электронный хронометраж. Мэнселл, выбравшись из кокпита, отказывался верить своим глазам и ушам. Он проиграл 0,014 с – четырнадцать тысячных секунды! Около 70 сантиметров после двух часов гонки. Данный финиш считается одним из самых плотных в истории Формулы-1. Интересно, что разница в очках за гонку между первым и вторым местом в том году составляла три очка. По итогам сезона Мэнселлу не хватило именно трёх очков для победы над Аленом Простом.
1986 год был насыщенным разного рода событиями. Перед отчетным этапом в Испании состоялся лишь один этап в Бразилии. На Интерлагосе борьбу между собой вели именно те, кому это и полагается – Пике и Сенна. Айртон добыл поул, выжав из своего Лотуса максимум возможно, а вот в гонке вчистую проиграл Нельсону. За несколько дней до гонки Фрэнк Уильямс попал в ужасную аварию, которая навсегда приковала его к креслу. Наверное, эта победа для британского коллектива была важнее.
Ну а многочисленные переходы пилотов радуют нас из года в год. Более того, в 1986 году менялся состав каждого из топ-5 коллективов пелотона! После окончательного завершения карьеры Ники Лауды пришлось искать нового напарника для Алена Проста. Таким человеком стал Кеке Росберг, но вследствие этого осталось вакантным одно место в Уильямсе. Туда прыгнул Нельсон Пике, который покинул практически затонувший корабль Берни Экклстоуна - лучшие дни команды Брэбем были сочтены. После этого Берни не имел шансов найти достойную замену, но ему вызвались помочь другие прекрасные пилоты: Рикардо Патрезе и Элио де Анджелис. Последнего не утвердили в Лотусе из-за нежелания Сенны видеть его своим партнером, в итоге напарником Айртона стал Джонни Дамфриз, для которого этот сезон будет единственным в формульной карьере.
А после испанского этапа был один из самых ярких сезонов в истории Формулы-1. Техника не была такой надежной, явного преимущества ни у кого не было. Сенна одержал по итогам сезона - 8 из 16-ти возможных поулов, но лишь однажды смог его превратить в победу. У Проста, Мэнселла и Пике была куда более лучшая техника, и именно эта троица разыграла титул на последнем этапе в Австралии.