Микеле Альборето, wordpress.com
Нюрбургринг не всегда был таким, каким мы знаем его сейчас. История знаменитой трассы началась в 20-е годы прошлого века, когда немецкая автопромышленность ещё не переключилась на танки и самолёты. Был построен огромный автодром общей длиной более 28 км, состоявший из двух частей – Нордшляйфе и Зюдшляйфе. В «доформульную» эпоху на Нордшляйфе прошло немало памятных гонок, да и Формулу-1 50-х годов сложно представить без Гран-при Германии.
Однако трасса была слишком уж опасной. После нескольких аварий, которые, к счастью, не стали фатальными, гонщики всерьёз начали опасаться за своё здоровье. Последней каплей стала авария Ники Лауды в 1976-м году, в которой австриец чуть было не лишился жизни... Стало ясно, что для королевского класса старый Нюрбургринг придётся закрыть. По сути, от прежнего автодрома осталось лишь одно наименование: новое маленькое кольцо, построенное к югу от легендарной трассы, не имело с ней ничего общего. Автодром официально открыли в 1984-м году, ну а сегодня – рассказ о единственном до недавнего времени прошедшем здесь Гран-при Германии (остальные гонки проходили в основном под вывеской Гран-при Европы).
Чемпионат-85 начался классически в том смысле, что наиболее стабильные результаты показывали Макларен и Феррари. Айртон Сенна, выступавший за Лотус, уже тогда считался мастером квалификаций и даже выиграл один этап, но из-за различных проблем в остальных семи гонках не добился больше ничего – сплошные нули в таблицу. Его партнёр по команде Элио де Анжелис поначалу выступал куда успешнее, но к середине сезона немного сдал. Ален Прост (Макларен) и Микеле Альборето (Феррари) чередовали подиумы со сходами (коих было всё же меньше), и на Нюрбургринг гонщики приехали с такими показателями: Альборето – 37 очков, Прост – 35, де Анжелис – 26.
Пятничную квалификацию неожиданно выиграл Тео Фаби (Тоулмэн), но на это никто особого внимания не обратил, так как во втором заезде гонщики обычно улучшали свои результаты. Но в субботу вопреки прогнозу погоды неожиданно пошёл дождь, и в команде, которая проводила под этим названием последний сезон (в 1986-м году это был уже Бенеттон), задолго до официального объявления результатов начался праздник. Таким образом, пелотон на стартовом поле оказался изрядно перемешанным: 1. Тео Фаби (Тоулмэн-Харт). 2. Стефан Юханссон (Феррари). 3. Ален Прост (Макларен-ТАГ). 4. Кеке Росберг (Уильямс-Хонда). 5. Айртон Сенна (Лотус-Рено). 6. Нельсон Пике (Брэбхэм-БМВ). 7. Элио де Анжелис (Лотус-Рено). 8. Микеле Альборето (Феррари).
Конечно, все понимали, что Тео Фаби не сможет составить реальную конкуренцию в гонке хотя бы тому же Юханссону, но никто не ожидал, что падение будет настолько быстрым. Тео сразу же на стартовой прямой откатился в середину пелотона, и о нём тут же забыли. Прост также не лучшим образом сориентировался в ситуации и пропустил вперёд четверых (!) пилотов. Напротив, Сенна, проводивший свой второй сезон, и Росберг проявили свои лучшие качества и возглавили гонку. А ещё на первом круге Росберг удачно применил слип-стрим и оставил бразильца позади, далее же расположились Альборето, де Анжелис и Прост. Стефан Юханссон получил прокол и заехал на смену резины, после чего ему уже было не за что сражаться в гонке.
Росберг и Сенна постепенно наращивали отрыв от преследователей, а Альборето сдерживал более быстрых в первой фазе гонки де Анжелиса и Проста. К 15-му кругу Сенна подобрался к Росбергу на дистанцию для атаки и прошёл того в Dunlop (Кеке слишком широко зашёл в этот поворот, а Айртону только того и надо было). Сенна пытался увеличить преимущество, что ему неплохо удавалось, однако это сыграло с ним злую шутку. Молодой и неопытный (согласитесь, как-то непривычно это звучит по отношению к Сенне) бразилец вполне мог бы поберечь свой болид, а вместо этого принялся с удвоенной энергией атаковать трассу, в результате чего на его Лотусе возникли проблемы с трансмиссией, и на 28-м круге будущему чемпиону пришлось сойти.
Таким образом, лидером вновь стал Росберг, но тут оказалось, что более лёгкая Феррари Альборето (да и Макларен Проста) может ехать значительно быстрее, тогда как у Уильямса Росберга особого улучшения времени круга не наблюдалось. У Лотуса же этот этап вообще не заладился: на 41-м круге у Элио де Анжелиса сгорел двигатель, и, естественно, итальянец также закончил гонку досрочно. Ну а Альборето с Простом тем временем догнали Росберга и принялись наседать на финна. Росберг вроде бы всё делал правильно, но в последнем повороте Альборето каким-то чудом умудрился протиснуться между его Уильямсом и ограждением и вышел в лидеры гонки. Мало того, Микеле потащил за собой ещё и Проста, так что Росберг буквально за пару секунд потерял две позиции! Никакой ошибки со стороны Кеке здесь не было, просто Альборето чувствовал, что обгон нужно совершить именно сейчас, ну а Профессор... На то он и Профессор.
Новоявленные лидеры тут же уехали вперёд, причём Прост не имел реальной возможности обогнать Альборето. Ален честно пытался победить, а не просто доехать вторым, но ошибся, потерял на развороте около 10 секунд и только после этого успокоился. А для Росберга борьба с Сенной всё-таки не прошла даром: обидно было покидать гонку за 6 кругов до финиша (тормоза перестали выполнять свою функцию), но тут ничего не попишешь. В итоге третьим призёром стал Жак Лаффит на Лижье, а окончательная зачётная шестёрка Гран-при Германии выглядит так: 1. Микеле Альборето (Феррари). 2. Ален Прост (Макларен-ТАГ). 3. Жак Лаффит (Лижье-Рено). 4. Тьерри Бутсен (Эрроуз-БМВ). 5. Ники Лауда (Макларен-ТАГ). 6. Найджел Мэнселл (Уильямс-Хонда). Вот так раньше выигрывались гонки с 8-й позиции...
После этого этапа Альборето оторвался от Проста на 5 очков, а в Маранелло принялись рисовать радужные перспективы на оставшуюся часть сезона. Итальянец на Феррари во главе чемпионата – что может быть лучше для любого поклонника Скудерии? Однако всё пошло наперекосяк. В трёх последующих гонках Прост опередил Альборето, а затем... Постоянные технические проблемы (сцепление, дважды турбонаддув и трансмиссия) не позволили Микеле набрать больше ни одного очка, а Прост уверенно приезжал как минимум на подиум и сошёл лишь на последнем этапе в Аделаиде – уже в ранге чемпиона мира. Это был первый титул Профессора из четырёх.