В этот уик-энд лучшая раллийная команда Украины, Mentos Ascania Racing, пригласила автоспортивных журналистов в святая святых – свою базу, где, собственно, и создаются автомобили для участия не только в чемпионате Украины, но и в чемпионате мира. Среди гостей был и обозреватель iSport.ua.
Визит в Ascania Racing позволил понять, почему именно эта команда уже не первый год является безусловным фаворитом национального первенства. Внимание к деталям и абсолютная самоотдача – вот ключ к успеху. Вы не найдете ни одного механика, праздно шатающегося или не знающего, чем себя занять. Даже отвечая на вопросы журналистов, они не отвлекаются от рабочего процесса. Профессионализм здесь чувствуется даже в воздухе. Наверное, это звучит пафосно, но это правда, и для украинского автоспорта такой подход, к сожалению, большая редкость.
Нашим гидом по базе стал главный механик Ascania Racing Александр Пташник. Свой рассказ он начал с топлива и устройства заправочных механизмов. Национальные и мировые требования в этом отношении существенно разнятся. В Украине, например, можно использовать марку топлива на свое усмотрение, а в чемпионате мира оно одинаковое для всех. Его заливают в бак с помощью специального унифицированного механизма (у нас – в горловину из пистолета), разработанного с учетом высоких требований безопасности, а после финиша ралли, в зависимости от того, сколько "съел" автомобиль, производитель выставляет команде счет на оплату. Такой подход позволяет избежать махинаций и получения несправедливого преимущества.
На ту же благородную цель работает и рестриктор, который в обязательном порядке устанавливается на двигатель, дабы ограничить количество поступающего в него воздуха. Таким способом FIA «душит» силовые агрегаты, не позволяя форсировать их свыше допустимой нормы. Естественно, эта деталь очень не нравится инженерам-мотористам. Они всегда хотят сделать двигатель чуточку мощнее, но таковы правила, и их нужно беспрекословно соблюдать.
Еще один важнейший цех Ascania Racing – сборочный. Именно отсюда автомобили выезжают в том виде, в котором выйдут на старт, но прежде, чем это произойдет, будет проделана огромная и очень трудоемкая работа.
"Сначала машина разбирается до голого металла, - рассказывает Александр Пташник об основных этапах превращения гражданского автомобиля в гоночный. – Снимается абсолютно все, после чего от кузова отдирается то, что было нанесено на конвейере – очищаются все швы, чтобы обеспечить возможность провара. Затем ввариваются усилители, которые потом на сервисе и в боксе будут использоваться для установки автомобиля на «козелки», после чего начинается подготовка к установке каркаса безопасности, спортивных сидений, завариваются все технологические отверстия, которые в дальнейшем не используются. Когда каркас вварен, просверлены все отверстия для установки топливной, гидравлической магистралей, электропроводки, кузов уходит на покраску. Только после этого начинается процесс сборки с учетом всех требований, как национальных, так и международных. Значение имеет все, даже стекла. Они обязательно должны быть покрыты защитной пленкой – прозрачной или слегка тонированной. На некоторых этапах чемпионата мира разрешено использование зеркальной пленки, но только вне зоны нахождения экипажа".
Александр Пташник упомянул процесс покраски кузова, и здесь нужно заметить, что на сегодняшний день это единственное, что Ascania Racing вынуждена делать «на стороне». Однако и этот пробел вскоре будет устранен, когда команда запустит собственный цех покраски, замкнув, таким образом, цикл производства в пределах своей базы. Важно это не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения логистики, а главное – времени.
Насколько быстро проходит процесс сборки? Автомобили, которые через две недели должны отправиться в Австралию для участия в этапе чемпионата мира, сегодня стоят в боксах Ascania Racing в виде голых кузовов, но нас заверили, что все будет готово вовремя.
Когда автомобиль собран, он устанавливается на динамометрический стенд для точной настройки двигателя и трансмиссии. Это еще один секрет успеха Ascania Racing, поскольку в Украине таких стендов лишь несколько штук, и все они находятся в тюнинговых ателье, то есть работают скорее забавы ради, а не для достижения спортивных результатов. Другими словами, никто из участников чемпионата Украины по ралли, кроме Ascania Racing, не обладает возможностью самостоятельно производить точную диагностику и настройку автомобиля с учетом пожеланий гонщиков для каждой конкретной гонки.
В первую очередь, конечно, нехватка динамометров связана с их дороговизной. Цена довольно мощного полноприводного стенда Dynapack с вентилятором, имитирующим движение автомобиля со скоростью 90 км/час, превышает 100 000 долларов США.
Последним пунктом экскурсии по базе Ascania Racing стал склад шин, где команда хранит все, что ей может понадобиться по ходу сезона с его многообразием покрытий и погоды. А нужно много – порядка двухсот шин для одного автомобиля, принимающего параллельное участие в чемпионатах Украины и мира.
И напоследок хотелось бы сообщить приятную новость. Травма ключицы Александра Салюка-младшего больше не вызывает опасений у врачей, а значит, экипаж Салюк-Черепин возвращается в строй и выйдет на старт Ралли "Киевская Русь" 15-16 июля, после чего Ascania Racing в полном составе отправляется на этап P-WRC в Финляндию.
"Каждый из наших экипажей выходит на старт, чтобы выигрывать, - сказал Александр Салюк. - Валерий Горбань настроен очень серьезно, я также буду наверстывать упущенное в чемпионате Украины. Что же касается P-WRC, то мы подходим к грядущим гонкам уже с определенным багажом, и будем стараться превратить полученный опыт в наше преимущество".
iSport.ua благодарит Mentos Ascania Racing за теплый прием и желает команде и ее гонщикам успехов.
Использованы фотографии isport.ua и Ascania Racing.