Популярность и развитие велоспорта в Украине не сравнить с тем, что творится вокруг этого вида спорта во всей остальной Европе. Крупнейшие гонки в Италии, Испании, Бельгии или Франции собирают на дорогах более миллиона человек, не говоря уже про огромную телевизионную аудиторию. Если ты итальянец и выступаешь за средненькую по международным меркам команду, тебе уже сложно просто выйти на улицу. Вероятность того, что тебя узнают и попросят автограф либо сфотографироваться, близится к максимуму. И если в Италии организаторы перекрывают дорогу ради проведения велогонки, никто не возмущается по этому поводу. В конце концов, велоспорт там – национальная гордость.
Украине до такого понимания и восприятия велоспорта еще очень далеко. Тем не менее, в последние несколько лет наша страна делает значительный шаг вперед в контексте развития одного из самых популярных видов спорта в мире. Делает она это, правда, скорее за счет частных инициатив и инвестиций, нежели благодаря какой-то системной программе развития спорта в стране. Федерация велоспорта Украины существует скорее для галочки, а единственный старт, который она проводит, чемпионат Украины, можно назвать лишь абсолютной катастрофой. Отсутствие допинг-контроля и награждение победителей в подвалах – лишь некоторые пункты, которые легко можно подвергнуть оглушительной критике. На чемпионат Украины ведущие украинцы приезжают лишь с одной целью – отобраться на мировое первенство или на Олимпиаду.
Тем не менее, позитив есть во всем – в том числе и в развитии велосипедного спорта. В 2008 году украинский велоспорт вновь стал международным. Тогда впервые проведен Гран-при Донецка, который в этом году состоялся уже в шестой раз. И не просто состоялся, а в рамках первого в Украине велофестиваля «Велодонбасс». Нужно сказать, событие это действительно впечатлило. В столице Донбасса собралось огромное количество любителей велоспорта, которые не только с большим удовольствием понаблюдали за соревнованиями профессионалов, но и приняли участие в любительских гонках в самых разных возрастных и весовых категориях. Увы, но представители велосипедной федерации Донецк своим вниманием не почтили. Как, собственно говоря, и всегда. У них, судя по всему, совсем другие дела, отвлечься от которых не позволяет даже один из двух крупнейших в Украине стартов. Федерацию представлял лишь ее вице-президент и организатор киевской Race Horizon Park Александр Башенко, но его цели были совсем другими – перенять донецкий опыт для своей гонки.
Учитывая то, что в Донецке уже шестой год проводят международные соревнования, в этом нет ничего удивительного. В общем и целом, организация Гран-при Донецка во многом близка к идеальной, но для того, чтобы дойти до такого уровня, спортивному клубу ИСД пришлось натереть множество шишек. Бесспорно, на прошедшей в минувший уик-энд Race Horizon Park в Киеве уровень организации был на порядок ниже. Но это не столько проблема организаторов в лице Башенко и его партнеров, сколько недостаточное понимание со стороны всех остальных того, что собой являет велоспорт. Велосипедная культура нужна Украине хотя бы для того, чтобы местная милиция и ГАИ понимали, для чего перекрывают дороги во время гонок. Пускать во время гонки на трассу водителей по ксивам, удостоверениям и прочим бумажкам попросту недопустимо. Такое невозможно было бы себе представить, если бы по улицам Киева проезжал кортеж какой-то важной шишки.
В этом году Race Horizon Park представляла собой не одну, а две международных гонки вместе с традиционным субботним критериумом на Крещатике. Если к проведению воскресной гонки на Протасовом Яру все уже более-менее привыкли, то с пятничным стартом в Голосеевском районе были определенные проблемы. Рабочий день, оживленные улицы, новая трасса – все это создавало неудобства для организации соревнований. Понятно, что многие киевляне были недовольны перекрытой дорогой в рабочее время, но нужно понимать и то, что для развития спорта в стране это иногда нужно делать. Опять-таки, это вопрос велосипедной культуры. Если бы спорт в целом и велоспорт в частности имели большую значимость в украинском обществе, мало кто возмущался бы по поводу перекрытия улиц. Сейчас же проведение гонок вызывает большие споры и оживленные дискуссии. Тем не менее, без этого никуда. Если Украина хочет возродить велоспорт, то без проведения международных стартов на ее территории обойтись нельзя.
Спортивный уровень порадовал как на Race Horizon Park, так и на Гран-при Донецка. Если говорить про соревнования в Киеве, то нельзя не упомянуть, что в столицу Украины приехало немало сильных команд вроде датской Christina Watches или континентальной Астаны. Представитель последней Марко Бенфатто, весьма талантливый итальянский спринтер, выиграл критериум на Крещатике, опередив знаменитого украинца Юрия Метлушенко, считавшегося главным фаворитом. Но главными действующими лицами стали ребята из киевской команды Kolss Cycling Team. Несмотря на серьезную внутреннюю и международную конкуренцию, представители этого коллектива выиграли как пятничную, так и воскресную гонки. В пятницу победу отпраздновал Денис Костюк, а в воскресенье первым к финишу пришел Михаил Кононенко, ставший двумя днями ранее третьим. Race Horizon Park еще раз показала, что украинский велоспорт можно справедливо считать весьма конкурентоспособным на европейской арене.
И в Донецке, и в Киеве было достаточно много зрителей. Это говорит хотя бы о том, что велоспорт в Украине действительно популярен. Да, до бокса и футбола в этой стране далеко любому виду спорта. Их, пожалуй, и не догнать. Тем не менее, велосипедная публика здесь весьма специфичная, находится «в теме» и прекрасно понимает, чем именно велосипедисты занимаются на трассе. Вот только международный календарь в Украине на этом и закончился. Из серьезных стартов гонщикам предстоит лишь чемпионат страны, который в этом году пройдет в Феодосии. Для того, чтобы Украина стала велосипедной страной и у нее появилась своя велокультура, нужно определенно больше гонок. В этом и состоит задача местной федерации велоспорта. Но пока чиновники не хотят даже приехать в Донецк, подвижек в лучшую сторону не будет.
Нужно четко понимать, что гонки в Киеве и в Донецке – исключительно частная инициатива. Если в столице Украины этим плотно занят Александр Башенко, то в столице Донбасса решительные импульсы исходят со стороны Спортивного клуба ИСД и Марка Бейгельзимера. Эти два человека и являются отправными точками, которые хоть как-то стараются двигать Федерацию велоспорта Украины вперед. И если в стране не будет масштабного и внушительного внутреннего календаря (не говоря уже о международных гонках), ни должной популярности, ни столь нужной велосипедной культуры ждать не приходится. Впрочем, спрос на велоспорт в Украине есть. Это показал и Гран-при Донецка, это можно было увидеть и на Race Horizon Park.