Многие знают Джеки Стюарта. Да и как его не знать? Три чемпионских титула в Формуле-1, 27 побед и прочие заслуги, приписанные британцу за относительно недолгую карьеру, не оставляют другого выбора. Более того, в конце 1990-х в тандеме со своим сыном Джеки он организовал одноименную команду, которую не постиг успех одного из ее основателей. Как бы там ни было, благодаря своим достижениям и невероятному таланту Стюарт однозначно входит в число лучших пилотов Формулы-1.
С самого детства Джеки пришлось бороться не с одной бедой, а с несколькими. Во-первых, у молодого Стюарта была дислексия (неумение читать), а во-вторых, его родители были против гонок, так как старший брат Джеки попал в тяжелую аварию. Сперва Стюарт попробовал себя в семейном бизнесе, и охота удавалась ему хорошо. В 17 лет он занялся стендовой стрельбой, через год стал чемпионом Шотландии, через два выиграл Кубок наций, а в 1960 году попал на отборочные соревнования к римской Олимпиаде, где, правда, выступил безуспешно. С того времени он перебазировался с лесных угодий в отцовский гараж и его мысли овладела только одна мысль – гонки.
Многие могут упрекать его за это, а другие просто снизывать плечами понимающе, но гонки стали выбором номер один только потому, что были более прибыльными. За выходной он получал иногда 25 фунтов, намного больше, чем за неделю работы в мастерской. И к началу 1964 года на банковском счету Стюарта лежала вполне приличная сумма в 150 фунтов стерлингов. Но платили же не просто так, платили за скорость, за победы, за призовые места. А самым большим гонораром его наградил Кен Тирелл. В 1964 году в Гудвуде проходили тесты нескольких команд Формулы-3. Среди молодых, никому не известных пилотов был и Брюс Макларен. Как бы имя победителя не вызывало никаких сомнений, но не тут-то было! Представляете, как удивил всех Стюарт, на идентичном Купере побив время новозеландца! И Кен Тиррел немедленно предложил Джеки годичный контракт на выступления в Формуле-З.
Уж больно быстро покорился этому шотландскому вундеркинду автогоночный Олимп. Редко кому удавался такой дебют. В младших Формулах Стюарт не засиделся, и уже в 1965 году дебютировал в Больших призах. Первый же сезон принес Стюарту победу в Гран-при, а также подиумы в Монако, Бельгии, Франции, и Нидерландах, что также вручило Джеки условную бронзу первенства мира. Лучше были только чемпионы - Джим Кларк и Грэм Хилл. А в первой же гонке следующего года, Гран-при Монако, Джеки обставил обоих, впервые в жизни выйдя в лидеры гонки. Многим показалось, что наступает новая эра. Время Брэбема, Хилла и даже Кларка проходит, и вместе с трехлитровой Формулой наступает эпоха Джеки Стюарта.
Увы, третье место с БРМ стало лучшим достижением их сотрудничества. Команда уже не претендовала на победы в гонках, и максимум, что удалось Джеки – второе место в Бельгии и третье в Великобритании. Устав от бесконечных поломок, Стюарт вернулся к Кену Тиррелу. "Чему научили вас три года в БРМ?" - спросили его тогда. "Во всяком случае, я узнал достаточно, чтобы не подписывать с ними контракт на четвертый сезон", - ответил Стюарт. За команду Кена Джеки уже выступал, и успешно, а к сезону 1968 года Тиреллу удалось получить двигатель Косуорт и шасси французской авиакосмической фирмы Матра, которая и название болиду дала.
Джеки Стюарт: «Какая трасса была самой опасной в то время? Нюрбургринг. Там не было никаких барьеров или ограждений, хотя пилоты ехали на скорости 300 км/ч посреди леса. Во время гонки видимость составляла всего 50 метров. На одном круге было 178 поворотов, в хорошую погоду машина подлетала 13 раз. Гоночные машины хорошо взлетают, но никогда хорошо не приземляются».
Правда, из-за небольшой аварии в младших формулах, Джеки пропустил старт сезона, но когда вышел на трассу – все начало складываться как нельзя лучше! Победы в Зандворте, Уоткинс-Глене и самая знаменитая - на Нюрбургринге. Шел дождь, трассу укутало плотное одеяло тумана, но Джеки лидировал со старта до финиша и привез ближайшим преследователям четыре минуты! Да уж, тогда «Зеленый ад» был показателем мастерства пилота, а теперь – свидетельством того, что Берни никому не даст финансовых привилегий. С первого сезона взять титул так и не удалось, хоть Джеки и взобрался на вторую ступеньку условного чемпионского подиума. Никто уже не смел его называть трусом, хотя многие это делали после публичных высказываниях о необходимости всех автодромов поработать над безопасностью трасс.
Следующий сезон заставил Джеки примерять на себя чемпионскую корону. Пять побед в первых шести гонках. Семь подиумов на 11 этапах. Безоговорочный лидер сезона! Джеки Стюарт — первый гонщик Формулы-1, кто лидировал во всех гонках сезона, сезона 1969 года. Сезон следующий с одной стороны и можно назвать успешным, ведь Джеки финишировал только раз на девятом месте, все остальные разы – на подиуме. Проблема была одна – две версии Тирелла, 701 и 001, были слишком хрупкими! Восемь сходов не то что помешали Стюарту бороться за чемпионство с Йохеном Риндтом и Жаки Иксом, но и в пятерку попасть не позволил. Вы только представьте – 8 сходов, этого было предостаточно, что ударить по чемпионским амбициям кого угодно.
И как часто бывало в Формуле-1, залог успеха прост – хорошая работа механиков и все. Так случилось и с Тиреллом версии 003. Испания, Монако, Франция, Великобритания, Германия и Канада: все эти гонки стали одой мастерству шотландца, которые разбавили два финиша вне подиума и два схода. Тогда как Стюарт насобирал 6 побед за сезон, все остальные максимум одержали по одной, а занявший второе место в чемпионате Ронни Петерсон – вообще ни разу не приехал в гонке первым. Казалось, ничто не помешает Стюарту завоевать свой третий титул уже в 1971 году, но вмешался Чепмен со своим Лотусом. Эмерсон Фиттипальди принес первое для Бразилии чемпионство. Джеки же имел шансы навязать борьбу, а условия выступления гонщиков в те времена сделали зимний перерыв сенсационным - Джеки объявил, что последующий сезон станет для него последним. Он потерял много друзей в гонках, и не хотел пойти по их примеру. Такой уж он был расчетливый и не нам его осуждать.
Джеки Стюарт (до смерти Жюля Бьянки): «Прошло уже 19 лет с тех пор, как в Формуле-1 в последний раз погиб пилот. Им был Айртон Сенна. В моё время было иначе: в 1968 году Джим Кларк погиб 7 апреля, Майк Спенс - 7 мая, Скафарио - 7 июня, Жо Шлессер - 7 июля. Я помню, как победил тогда на Нюрбургринге, опередив всех на четыре минуты, и когда я вышел из машины, то первое, что спросил - не погиб ли кто-нибудь? В наше время смерть была обычным делом».
Как мог закончится последний сезон в карьере для чемпиона? Только победой! Сезон-1973, который стал для Джеки последним, выдался более ровным, чем многие предыдущие - на этот раз ни одна из команд не имена титанического преимущества в технике. На последний Гран-при США Джеки приехал в качестве чемпиона, но инаугурация была омрачена смертью Франсуа Сэверу. Если у Стюарта и мелькали мысли все-таки остаться в Формуле-1, то после смерти партнера и просто друга чемпион решил не менять своего мнения. Джеки решил не выходить на старт, но камень в огород никто по понятным причинам не бросил. Он ушел, но ушел красиво!
Человек, о котором снят фильм (кому интересно – «Уик-энд Чемпиона») Романом Полански. Чемпион, который всем нравился своей скоростью, но также выводящий из себя пристрастием к безопасности. Спортсмен, который больше был предприниматель. Много можно говорить о прошлом и будущем такого человека как Джеки Стюарт. Но одно можно сказать точно – топ-10 по версии iSport!