По мнению некоторых, этот пилот ничем не уступал ни Фанхио, ни Сенне, ни Шумахеру. Это подтверждает и статистика, ведь из 72 гонок, в которых Джим взял участие, 25 закончились его победами! Британец – явный пример того, когда статистика раскрывает все твои сильные стороны: 83% выигранных поулов по отношению к своим партнерам (60:12), 46% процентов старта с первого места, 39% быстрых кругов. Да, на звание человека-эпохи Джим не тянет, но в число лучших пилотов он входит однозначно!
Часто молодые юноши идут наперекор воле родителей, дабы реализовать свою мечту. У Кларка она была одна – стать гонщиком, и не просто гонщиком, а чемпионом! Сперва были младенческие серии, потом место в Порше, после команда Бордер Реиверс и уже в 1959 году Кларк достигает первого значимого результата. Да, для некоторых 10 место в 24 часах Ле-Мана стало незаметным, но не для 23-летнего парня. Уже через год Джим превзойдет сам себя в старейшей из ныне существующих гонок на выносливость, взойдя на подиум. Но гонки такого рода его не интересовали, на первом месте была скорость, а значит – Формула-1!
В 1960-м Джим Кларк согласился выступать за Астон Мартин, но команда прекратила своё существование, и Джим стал ездить за Лотус в Формуле-2. Тогда же начались и первые выступления в Формуле-1: на Гран-при Португалии шотландец занял третье место, а в общем зачёте стал десятым. Такой успех в главной Формуле сопровождался уже упомянутым подиумом в 24 часах Ле-Мана и титулом чемпиона, который Джим разделил с Трэвором Тейлором, в Junior Racing. Кстати, попал он в Лотус не просто так. В 1958 году шотландец проводит судьбоносную гонку в Брэндс-Хетч. На своем маленьком Лотус Элит Джим отчаянно сражался с более мощными машинами, продемонстрировав выдающийся пилотаж, который не принес ему тогда победы. Тем не менее, в той гонке участвовал Колин Чепмэн, на минуточку, основатель Лотуса, который был впечатлен своим соперником и взял юношу «на карандаш».
Колин Чепмэн: «Его талант был даже больше, чем он когда-либо показывал. Едва ли он когда-нибудь ездил на пределе своих возможностей. Он использовал только девять десятых своего таланта, что делает пропасть между ним и другими гонщиками еще больше».
Второй год в Больших призах стал небольшим шагом вперед. Сезон 1961 года ознаменовал 1,5-литровую эру в Формуле-1. Джим Кларк получил возможность принять участие во всех Гран-при сезона: дважды за сезон он приехал на подиум, а внезачётная гонка в По была им выиграна. Но запомнился год далеко не победами, а трагичной аварией в Италии. 10 сентября 1961 года, выступая на легендарной Монце, граф Вольфганг фон Трипс за рулем своей Феррари столкнулся с Лотусом Джима Кларка. Это было скорее не столкновение, а накладка передних колес Феррари на задние Лотуса, тем не менее, машина Трипса взлетела в воздух и упала по другую сторону заградительных барьеров. Трипса выкинуло из машины, что привело к мгновенной смерти немецкого автогонщика, а болид упал в толпу, убив 15 зрителей.
Затем началось восхождение на Олимп. Лотус 25 был превосходным оружием, самой быстрой машиной в пелотоне, но как всегда – скорость несет с собой недостаточную стабильность. Увы, титул 1962 году ушел в руки Грэма Хилла, так как в последней гонке Кларка подвела техника. Тем не менее, три победы, добытые в Бельгии, Великобритании и Штатах, сделали Джима главным претендентом на чемпионство в следующем году. А ведь так и случилось. Чепмэн поработал над надежностью Лотус 25, а Кларк и не собирался расставаться со своим талантом и навыками. Как результат - Джим стал безоговорочным чемпионом мира, которому никто не смог составить конкуренцию. 7 гонок, выигранных британцем на протяжении сезона, стали рекордными, и не будут превзойдены долгие годы (в 1984 году Ален Прост повторил этот результат, как и спустя еще 4 года, но Макларен в руках Сенны одержал на одну победу больше). Тем не менее, француз одержал победу в 43% гонок, Сенна со своей восьмеркой – в 50%, а значит рекорд Джима (70%) не побит до сих дней! Более того, в этом сезоне Джим праздновал победу и в 5 незачетных Гран-при, гонке "ChampCar", а также приехал вторым в 500 милях Индианаполиса, чего доселе не удавалось ни одному европейцу!
Джеки Стюарт: «Среди гонщиков, с которыми я когда-либо гонялся, лучшим был Джим Кларк».
К 1964-му году Джим мог стать трижды чемпионом Королевы автоспорта. Но если в 1962 году ненадежность его техники вручила титул Хиллу, то в 1964 – Джону Сертизу! За несколько кругов до финиша последнего этапа сезона, проходившего в Мексике, у Кларка начало капать масло, и он потерял скорость. Но чемпионы ведь тем и отличаются от обычных людей, что после падения обязательно встают. Второй раз, после обидно упущенного титула, Джим отвечает всем критикам! 6 побед к ряду со старта сезона (Монако Джим пропускал, итого: Южная Африка, Бельгия, Франция, Великобритания, Нидерланды и Германия) сделали его двукратным чемпионом мира. Но британец и не думал останавливаться. В виде приятного бонуса, 31 мая 1965 года Джимми выиграл Инди-500. Из 200 кругов дистанции он лидировал 190!
Затем наступила эра трехлитровых двигателей, и Лотус не совсем был к ней готов. На поиски оптимального решения понадобилось три гонки, и из трио двигателей БРМ, Кримакс и Косуорт – первые двое оказались лишними. Как и в предыдущие годы, творения Колина Чепмэна были быстры, но настолько же и ненадежны. Уверенные победы в Штатах, Нидерландах, Великобритании, Мексике чередовались со сходами в Монако, Бельгии, Южной Африке, Италии, Германии, Канаде. 1966 и 1967 годы не принесли долгожданного третьего титула, а вот на сезон 68-го года возлагались большие надежды! Да и не зря, ведь Чепмэн снова поработал над надежностью Лотус 49, а как показывала практика, мотор Косуорт обеспечивал неплохую скорость! Стартовал Кларк с победы в Южной Африке, но…
Крис Эймон: «Если это случилось с ним, то какой шанс есть у тех, кто остался? Я думаю, что все мы это чувствуем. Мы потеряли своего лидера».
Теории, объясняющие аварию Кларка в Хоккенхайме, варьировались от внезапного порыва ветра до заблудившегося пешехода и теории о проблемах с зажиганием, но наиболее вероятной причиной был взрыв покрышки, отбросивший машину с траектории в сторону и в роковое дерево. Перелом шеи и повреждения черепа гонщика стали последствиями той аварии. К несчастью, травмы были несовместимы с жизнью, и Джим Кларк умер по дороге в госпиталь. Кларк не слишком любил Хоккенхайм. Он сказал однажды Хиллу за обедом: «У любого, кто вылетит в эти деревья, не будет никаких шансов».
Когда он тестировал новую машину или деталь, ему разрешали проехать только несколько кругов за один раз, потому что его выдающийся талант автоматически компенсировал практически любой недостаток машины. Любой другой на его месте уже сетовал бы на проблемы машины и требовал заменить одну из ее частей, но Кларк, зачастую шокируя своих инженеров, устанавливал лучшее время круга и говорил: «Отлично, оставьте все как есть». Знаете, все помнят квалификацию Гран-при Монако, когда Сенна минуту привез второму месту в лице Проста. Как по мне, ненамного отличается от этого и гонка в Спа 1963 года. Стартовав только с седьмого места под невероятным ливнем, который сопровождал всю гонку, уже к повороту О Руж Джим возглавлял пелотон! В таких антигоночных условиях, когда про существование пейс-кара еще даже не задумывались, Кларк не убирал ноги с педали газа всю гонку и привез шедшему вторым Брюсу Макларену почти 5 минут! Безоговорочно – Топ-10 по версии iSport!