На следующий год ФИА решила вернуть правило 107% на квалификационных заездах. Отсев будет устраиваться по первому времени, показанному в первой части квалификации - теперь будет гораздо веселее. Правда, аутсайдерам чемпионата прийдется попотеть, чтобы таки попасть на стартовую решетку. Но это правило вернулось из-за тех же аутсайдеров.
Новички сезона начали веселить еще до официального старта сезона. В Вирджине Уирт принялся разрабатывать машину на компьютере. Напоминало это знаменитые "зеленые технологии": пользы приносит мало, но поскольку у нас модно думать о будущем, то пришлось пойти на такой шаг. Безусловно, рано или поздно добродушная федерация заставит всех перейти на эту технологию и команды перестанут "зря" выбрасывать деньги на аэродинамические трубы - тогда уж Вирджин окажется в фаворитах.
А пока до этого не дошло - команда финишировала на последнем месте в Кубке Конструкторов. Объяснить такое место и тяжело, и просто. Первое касается того, что пилоты команды, Тимо Глок и Лукас ди Грасси, иногда боролись даже с Лотусом в квалификации. Более того, если у них это не получалось, то уж Хиспанию - еще одного блестящего дебютанта - они точно превосходили. Но с другой стороны, что можно было ожидать от команды, которая в эру запрета на дозаправки построила машину с маленьким баком...
Некоторые могли снова похвалить Ника Уирта за применение зеленых технологий: меньше бензина - меньше вреда. Но сохранение озонового шара это одно, а зарабатывать очки - другое. С последним у Вирджина - впрочем, как и у его коллег - были одни проблемы. Последнее место по итогам чемпионата определяло количество 14-х мест - у Хиспании было на одно больше. Его добыл Бруно Сенна на Гран-при Кореи, а в это время оба пилота Вирджин выбыли из гонки. Они снова были быстрее в квалификации, но выгоды из этого извлечь не смогли. Весь чемпионат они боролись за то, чтобы доехать до финиша и в самый ответственный момент этого не смогли сделать. В итоге на одной из машин Вирджина в следующем году будет начерчена красивая цифра "25".
Хиспания чудом выиграла спор за предпоследнее место, но они вошли в историю отнюдь не из-за этого. Команда подтвердила свое участие в чемпионате лишь в конце февраля - пришлось даже изменить название с "Кампос" на "Хиспанию". С пилотами также была проблема. Бруно Сенна был подписан еще в прошлом году. Бразилец по сути год не выступал ни в одном чемпионате, но могли ли в новой команде отказаться от неплохой прибыли? Они это сделали дважды - после Бруно с командой подписал контракт Карун Чандхок, который перед этим занял почетное 18-е место в чемпионате GP2.
Худо-бедно, но команда таки была сформирована - оставалось дело за дебютом. Не обошлось без приключений и здесь. Команда пропустила все тестовые сессии, а на первых практиках в Бахрейне долго выступала лишь с одной машиной - вторую просто не могли собрать. К счастью, до квалификации инструкцию пользователя нашли и две серо-болотные машины выступили в квалификации. Вот тут-то и вспомнили про правило 107%.
Аутсайдеры, и Хиспания в частности, были слишком медленными и в гонке быстрым пилотам иногда пришлось нервничать. Сразу же заговорили о том, что в Монако может быть еще хуже, ведь там ширина трассы в разы уже, чем в Бахрейне - где же они будут пропускать друг друга? Но была и другая сторона медали. Новичкам много чего наобещал Макс Мосли и теперь они вынуждены были со скудным бюджетом бороться с титанами. А если бы с ходу вернули правило 107%, то Хиспания, например, и вовсе могла не дожить до последней гонки в сезоне - чему они могли научиться, если бы стартов у них было крайне мало? Ничему! И в итоге вышло так, что Чандхок не попал в 107% шесть раз, Сенна - пять, ди Грасси и Ямамото - по три. Но участие в гонках позволило им не доводить эти показатели до совсем уж удручающих.
Хиспания не захотела войти в историю лишь благодаря такому дебюту. Во второй части сезона одно из мест в команде было выставлено чуть ли не на аукцион. Поначалу своего места лишился Сенна, но команда быстренько определила лишним Каруна Чандхока - у того была задолженность (квартплата тут ни при чем). В результате его место занимали то Ямамото, то Клин. Кристиан показал себя с лучшей стороны и в двух из трех попыток одолел Сенну в квалификации, но прыгнуть выше 20-го места в гонке не сумел. Ямамото провел больше времени в команде, но ничем особым не запомнился.
Лотус был светлым пятном в этой компании. Удивительно, но в конце прошлого сезона он даже мог и не мечтать о месте в Формуле-1. Право на три заявки выиграли другие команды и если бы не отказ Тойоты от гонок, то зеленых мы сейчас не говорили бы. К счастью, случилось так, как случилось. Малайцы дали команде солидный бюджет (около 60 млн.дол.) и благодаря этому выступили неплохо, как для дебютантов. Конечно же, это говорится в сравнении - если бы не было Вирджин и Хиспании, то оценка была бы иной.
А так старая-новая марка легко одолела своих соперников. Лишь несколько раз в квалификации с ними смогли побороться пилоты Вирджин, а в гонке также прослеживалась стабильность. Поэтому нельзя назвать 12-е место Хейкки Ковалайнена незаслуженным. Да, тогда финну помогли сходы соперников, но и без той гонки он вместе с Трулли финишировал достаточно высоко. А в конце сезона Лотусы немного подобрались к Торо Россо. Возможно, это итальянцы так деградировали по ходу сезона, но с другой стороны - прогресс зеленых также вполне вероятен.
Что ждет эти команды в будущем - сложный вопрос. Сейчас практически ясно, что они войдут в новый сезон с новым именем. Ситуация с Вирджином стала понятна еще до последнего этапа, у Лотуса продолжается борьба за имя (вполне возможно, что она будет переименована в "Малайзию"), ну а Хиспания не застрахована от перепродажи и ребрендинга.