Крайне неудачная квалификация, старт всего с семнадцатого места - все это мало располагало к победе в гонке. Особенно на японской Сузуке, которая не является самой обгонной трассой. Тем не менее, Кими Райкконену удалось чудо, и уже за два круга к финишу он шел вторым, хоть и уступал чуть более секунды лидирующему Джанкарло Физикелле. Но Айсмен в тот день был неподражаем, спустя круг Кими атаковал Физику на стартовой прямой и после первого поворота возглавил гонку.
Знаменитые S-ки, легендарный поворот 130R, перекрещение трассы – все это делает Сузуку одной из самых знаменитых, но, в то же время, требовательных к мастерству трасс мира. Обгоны здесь крайне тяжелы, и связано это не с отсутствием подходящих мест, как в Монако или Сингапуре, а с тем, что весь круг нужно быть абсолютно сосредоточенным, а в таких условиях держаться за своим соперником крайне тяжело.
Погода словно благоволила местным командам. После того, как Ральф Шумахер и Дженсон Баттон показали первые два промежуточных результата, над автодромом пошел проливной дождь. А что же лидеры сезона? По правилам 2005 года, все выезжали на квалификационный круг в порядке, обратном финишу прошлой гонки. Так и получилось, что ни Фернандо Алонсо, ни Михаэлю Шумахеру, ни двум пилотам Макларена показать время лучше не удалось. Япония ликовала, ведь первый ряд делили Тойота и БАР-Хонда, а на пятом месте и вовсе располагался местный любимец Такума Сато.
Но старт гонки не был настолько приятным. Сато слишком широко вышел из первого поворота, а точнее на гравий, и потерял все свои позиции, как и ехавший возле него Баррикелло. Хотя Ральфу удалось удержать лидерство, Баттон уступил вторую строчку Физике. Лидеры также по-разному начали эту гонку: к примеру, Алонсо уже к первому повороту переместился с 16 на 11 место, такому же прорыву Макларена помешал контакт между напарниками. Но, если Райкконен смог продолжить гонку, то Монтойя в конце первого круга столкнулся с Вильневым, после чего его гонка закончилась серьезной аварией. На трассу выехал Майландер.
После рестарта массовых изменений не произошло. Хотя в разных частях пелотона шли интересные дуэли. Так, Алонсо очень долго ломал сопротивление Клина, Райкконен постепенно проходил всех своих конкурентов один за другим, Сато уж очень оптимистично атаковал Трулли и не рассчитал свои силы – очередная авария. А потом пошла первая волна пит-стопов, которая перемешала все: Ральф уступил лидерство Физике, вернувшись на трассу девятым, после своего визита в боксы Физикелла возвращается на трассу седьмым, потом и Дженсон уступил лидерство и так далее.
Как оказалось, Тойота вообще ни на что не была способна в гоночных условиях. На квалификации, в которой и так благоволила погода, бело-красный болид был заправлен наполовину, чтобы не упасть лицом перед родной публикой. Уже после первой волны пит-стопов Ральф не составлял конкуренции Физикелле, а по результатам гонки смог завоевать всего лишь утешительное 1 очко, которое давалось обладателю восьмого места.
Все внимание публики же было приковано к Михаэлю Шумахеру. Нет, это была не та гонка, в которой Красный барон уверенно лидировал, в Японии Михаэлю очень часто пришлось защищать свои позиции от более быстрых соперников. А таких, как известно, было двое – Макларен и Рено, в случае с немцем, ведомые Райкконеном и Алонсо. В конце концов, Шуми вынужден был сдаться, ну не та это была Феррари, которая принесла ему 5 титулов к ряду.
Когда же состоялись все пит-стопы, Физикелла возглавлял гонку, более пяти секунд позади шел Кими Райкконен. Многие, в том числе и Флавио Бриаторе, уже успели приписать Джанкарло победу, но не Айсмен. Кими как с цепи сорвался, хотел закончить сезон на красивой ноте! По 1 секунде с круга снимал финн, помог ему и круговой Дорнбос, который немного затормозил Физику. В итоге, за два круга до финиша MP4-20 уже уперся в заднее антикрыло R25. Ну а потом история уже всем известна: стартовая прямая, удачный выход с последнего поворота, слип-стрим и уверенный обгон на последнем круге.
Двойной подиум Рено против победы Кими и схода Монтойи вернул лидерство в Кубке конструкторов французскому коллективу, но даже это не помешало безумной радости Рона Денниса. Победы в Японии, особенно после такой квалификации, мало кто ожидал, если вообще ожидал кто-то! После гонки Кими был привычно неэмоциональным, но интервью все же дал: "На старте Хуан-Пабло коснулся моей машины, и ее повело в сторону, также немного мешала проблема с коробкой передач, вчерашний дождь на свободных заездах не позволил настроить ее должным образом. С каждым кругом машина прибавляла, и на финише я смог отобрать лидерство у Физикеллы. Это одна из лучших побед в моей карьере. После штрафа за замену мотора и дождевой квалификации мне пришлось бороться от старта до финиша, но цель достигнута и я счастлив".
Как и эта гонка, весь сезон проходил под диктовку двух коллективов – Макларена и Рено. Пилоты этих команд выиграли все гонки сезона, кроме Гран-при США, в котором они не принимали участия. По многим показателям британцы были быстрее, но многочисленные технические проблемы заставили уступить титул более надёжным машинам Рено. Это и позволило Фернандо Алонсо завоевать первый чемпионский титул. Главным сюрпризом сезона стал провал Феррари и Хонды. Скудерия уступила титул после шести лет доминирования в чемпионате мира и Кубке конструкторов. БАР закончила предыдущий сезон на втором месте, а в сезоне 2005 заняла лишь шестое.