Герои асфальта. Жаки Икс

15 января 2011, 12:00
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
iSport.ua рассказывает о единственном пилоте Формулы-1, выигравшем Дакар и Ле-Ман 24.
Герои асфальта. Жаки Икс iSport.ua рассказывает о единственном пилоте Формулы-1, выигравшем Дакар и Ле-Ман 24.
f1badger.com
В этой рубрике, к сожалению, было и будет много трагических историй. Но сегодняшний наш герой выделяется по особенному. Именно трагический случай с Йоханом Риндтом в 1970 году мог помочь ему стать чемпионом, но в итоге не хватило всего лишь несколько очков. Его формулическая карьера была очень насыщенной, но не только это стало частью его гоночной жизни - было много интересного вне кокпита болида королевского класса.

Жак Бернард "Жаки" Икс родился 1 января 1945 года. Это была новая эра гонщиков - ранее мы писали про пилотов, которые родились до войны и начали интересоваться автогонками еще до основания Формулы. У сегодняшнего героя была иная ситуация. Королевский класс был создан, когда ему исполнилось пять лет. К тому же, его отец Жак был автоспортивным журналистом и очень хотел, чтобы его сын когда-то вышел на трек.

Тем не менее, Жаки пришлось заставлять сесть за байк - врожденной любви не было. Это было сделано не зря, поскольку очень скоро бельгиец начал выигрывать соревнования по триалу, а затем пересел на четырехколесный гоночный аппарат. В возрасте 20-ти лет он победил в национальном кузовном чемпионате и это достижение стало окном в большой автоспорт.

Уже в 1967 году его пригласила команда Matra и Жаки начал выступления в Формуле-2. Первые шаги в этих гонках едва не обернулись трагедией. На гонке в Спа в повороте Masta (опасный поворот в старой конфигурации, который "разрезал" шпилькой заднюю прямую) случилась ужасная авария, в которую угодил и Жаки Икс. Несколько пилотов погибло, но наш герой остался цел и через несколько месяцев сотворил сенсацию.

На Гран-при Германии 1967 года пилоты первой и второй формулы соревновались вместе, и Жаки в квалификации показал третье время среди всех гонщиков! Правила были таковы, что ему все равно пришлось стартовать позади пилотов Ф-1, но по ходу гонки он прорвался на пятую позицию. Увы, но из-за поломки он до финиша не добрался. К счастью, его запомнили.

В первом сезоне он провел всего лишь три гонки, но в следующем перескочил в Феррари - что могло быть лучше? Справиться с Лотус-49 было не суждено, но и без побед не обошлось. В середине сезона Жаки провел неплохую серию - сначала он добыл первый подиум, а чуть позже - первую победу. Свой первый главный приз гонки он получил в дождливой Франции. С тех пор такая погода станет его вторым "я".

А закончился сезон плохо, ведь в Канаде он сломал ногу на тренировке и не смог принять участия в двух гонках - вернулся только на заключительном этапе сезона, но и там не набрал очков. Обидно, ведь за три этапа до финиша он проигрывал Грэму Хиллу (в начале сезона погиб Кларк, и именно Грэхем стал лидером Лотус) три очка, так что рассчитывать можно было на больше, чем итоговое четвертое место. Причем в этом сезоне он снова продемонстрировал отличную езду в дождь - финишировал четвертым без забрала шлема.

Следующий сезон стал схожим на предыдущий. В 1969 году Жаки стал пилотом команды Джека Брэбхема. Когда владелец команды попал в аварию и пропустил несколько гонок, Икс стал первым номером и тут же проявил себя. Джек отметил, что бельгиец работает неплохо, когда ему помогает вся команда и после возвращения стал вторым номером - главной целью оставался титул команды. Увы, но Джекки Стюарт многое решил в первой половине сезона, когда выиграл пять гонок из шести, а рывок Жаки Иска во второй части чемпионата привел лишь ко второму месту. Можно сказать, что и тут немного не хватило.

В 1970 году сезон опять разделился на две части. На этот раз "разделителем" стала трагедия. Йохан Риндт, лидер чемпионата мира, погиб в Монце, и его главным "соперником" стал именно Жаки Иск (в том сезоне он опять оказался в Феррари). Ему нужно было выиграть три гонки из трех - он был близок к этому, но на Гран-при США финишировал лишь четвертым. В тот день победителем стал Эмерсон Фиттипальди, который успел стать напарником Риндта, а после его гибели сохранил для него чемпионское звание. Опять определяющей стала первая половина сезона. Ее Икс провалил и однажды даже оказался в опасной ситуации. В Испании его машина воспламенилась, и долгих 20 секунд пилот просидел в горящем кокпите. В итоге он получил ожоги, но на старт следующей гонки вышел, как ни в чем не бывало.

Икс продемонстрировал свой фирменный стиль и в 1971 году. Его Феррари была одной из сильнейших машин, но и тут все не сошлось. Первые четыре гонки удались Жаки и он не отпустил Стюарта. Борьба должна была длиться весь сезон, но после удачного старта последовали пять сходов подряд и два финиша вне очковой зоны - тут не до чемпионского звания. Именно это стало началом спада формулической карьеры Жаки Икса.

Начиная с 1972 года бельгиец уже не боролся за титул и был рад отдельным успехам. Более того, не удалось долго пробыть в серьезных командах. Сначала его по инерции держали в Феррари, затем приютил Лотус - серьезных результатов не было (были лишь считанные подиумы) и Икс подался в команды второго эшелона. Последний свой "королевский" сезон Жаки провел в 1979 году в команде Лижье и добыл лишь несколько очков, но уже тогда у него был серьезный багаж титулов. Правда, не формулических.

Второй страстью Жаки Икса стали кузовные гонки на выживание. Наибольших успехов он добился на 24 часах Ле-Мана. Первый свой титул он выиграл в самом разгаре карьеры в Ф-1 - это произошло в 1969 году. Если в королевском классе в тот период победы начали уходить, то здесь все только начиналось. В 70-ых Жаки еще трижды выиграл Ле-Ман, а в начале следующего десятилетия в свою копилку положил еще две победы. При таком багаже даже не хочется упоминать о трех вторых местах на этой легендарной гонке. Ну а закрепить этот успех удалось в 1983 году на ралли-рейде Дакар - тогда гонщики впервые проехались по знаменитым дюнам.

После этого Жаки сыграл трагическую роль в жизни немца Штефана Белоффа. В 1984 году ссотоялась знаменитая дождевая гонка в Монако. Все помнят о том, что Сенна мог выиграть у Проста, но гонка была приостановлена и пилот Тоулмана не сумел осуществить свою мечту. Но был еще один пилот, который претендовал на победу. Штефан Белофф на Тиррелле (потом окажется, что команда схитрила с весом машины и ее дисквалифицируют) шел на третьем месте и догонял даже Сенну. Это могла быть его победа, но Жаки Икс взмахнул клетчатым флагом.

Злые языки говорят о том, что это было стратегическое значение. Жаки в кузовных гонках выступал за Порше и именно моторы этой марки (в статистике было TAG, но ведь это лишь "маскировка") стояли на машине Алена Проста, у которого дерзкие молодые пилоты могли отобрать победу.

А в 1985 году Иск и Белофф встретились в очной борьбе на трассе. Немец был быстрее соперника и пошел на обгон, но тот завершился трагически - Штефан попал в аварию и получил не совместимые с жизнью травмы. А следующий сезон он должен был начать в Феррари...

После этого эпизода Жаки Иск закончил свою карьеру автогонщика. В начале карьеры он сам попал в передрягу на гонке Формулы-2, а в конце оказался причастным к гибели другого гонщика. Очевидно, этот "груз" гораздо тяжелее. Тем не менее, он успел сделать многое. Пускай, вершина Формулы-1 ему не покорилась, но он сделал свои уникальные достижения. Среди победителей Дакар лишь Жан-Луи Шлессер принимал участие в гонках Формулы-1, да и то - аж два раза. Пускай "Триаду" Жак Икс не взял, но его достижение достойно минимум глубочайшего уважения.
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
Padfoot, iSport.ua
Padfoot
15 января, 20:03
dlevchuk
15 января, 19:19
Padfoot
----
А если Пол ди Реста выиграет Формулу?:) Или Култхард (Р. Шумахер) ДТМ?:)

Это будет круто :)) Но шансов у Пола, из-за молодости, куда больше чем у Дэвида или Ральфа)))
dlevchuk, iSport.ua
dlevchuk
15 января, 19:19
Padfoot
----
А если Пол ди Реста выиграет Формулу?:) Или Култхард (Р. Шумахер) ДТМ?:)
Padfoot, iSport.ua
Padfoot
15 января, 19:16
Вот интересно сможет ли в ближайшее время хоть кто-то из постоянных гонщиков Ф-1 выиграть что-то помимо формулических серий. ДТМ, Ле Ман или НАСКАР какой-нибудь
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости



ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100