В этой рубрике, к сожалению, было и будет много трагических историй. Но сегодняшний наш герой выделяется по особенному. Именно трагический случай с Йоханом Риндтом в 1970 году мог помочь ему стать чемпионом, но в итоге не хватило всего лишь несколько очков. Его формулическая карьера была очень насыщенной, но не только это стало частью его гоночной жизни - было много интересного вне кокпита болида королевского класса.
Жак Бернард "Жаки" Икс родился 1 января 1945 года. Это была новая эра гонщиков - ранее мы писали про пилотов, которые родились до войны и начали интересоваться автогонками еще до основания Формулы. У сегодняшнего героя была иная ситуация. Королевский класс был создан, когда ему исполнилось пять лет. К тому же, его отец Жак был автоспортивным журналистом и очень хотел, чтобы его сын когда-то вышел на трек.
Тем не менее, Жаки пришлось заставлять сесть за байк - врожденной любви не было. Это было сделано не зря, поскольку очень скоро бельгиец начал выигрывать соревнования по триалу, а затем пересел на четырехколесный гоночный аппарат. В возрасте 20-ти лет он победил в национальном кузовном чемпионате и это достижение стало окном в большой автоспорт.
Уже в 1967 году его пригласила команда Matra и Жаки начал выступления в Формуле-2. Первые шаги в этих гонках едва не обернулись трагедией. На гонке в Спа в повороте Masta (опасный поворот в старой конфигурации, который "разрезал" шпилькой заднюю прямую) случилась ужасная авария, в которую угодил и Жаки Икс. Несколько пилотов погибло, но наш герой остался цел и через несколько месяцев сотворил сенсацию.
На Гран-при Германии 1967 года пилоты первой и второй формулы соревновались вместе, и Жаки в квалификации показал третье время среди всех гонщиков! Правила были таковы, что ему все равно пришлось стартовать позади пилотов Ф-1, но по ходу гонки он прорвался на пятую позицию. Увы, но из-за поломки он до финиша не добрался. К счастью, его запомнили.
В первом сезоне он провел всего лишь три гонки, но в следующем перескочил в Феррари - что могло быть лучше? Справиться с Лотус-49 было не суждено, но и без побед не обошлось. В середине сезона Жаки провел неплохую серию - сначала он добыл первый подиум, а чуть позже - первую победу. Свой первый главный приз гонки он получил в дождливой Франции. С тех пор такая погода станет его вторым "я".
А закончился сезон плохо, ведь в Канаде он сломал ногу на тренировке и не смог принять участия в двух гонках - вернулся только на заключительном этапе сезона, но и там не набрал очков. Обидно, ведь за три этапа до финиша он проигрывал Грэму Хиллу (в начале сезона погиб Кларк, и именно Грэхем стал лидером Лотус) три очка, так что рассчитывать можно было на больше, чем итоговое четвертое место. Причем в этом сезоне он снова продемонстрировал отличную езду в дождь - финишировал четвертым без забрала шлема.
Следующий сезон стал схожим на предыдущий. В 1969 году Жаки стал пилотом команды Джека Брэбхема. Когда владелец команды попал в аварию и пропустил несколько гонок, Икс стал первым номером и тут же проявил себя. Джек отметил, что бельгиец работает неплохо, когда ему помогает вся команда и после возвращения стал вторым номером - главной целью оставался титул команды. Увы, но Джекки Стюарт многое решил в первой половине сезона, когда выиграл пять гонок из шести, а рывок Жаки Иска во второй части чемпионата привел лишь ко второму месту. Можно сказать, что и тут немного не хватило.
В 1970 году сезон опять разделился на две части. На этот раз "разделителем" стала трагедия. Йохан Риндт, лидер чемпионата мира, погиб в Монце, и его главным "соперником" стал именно Жаки Иск (в том сезоне он опять оказался в Феррари). Ему нужно было выиграть три гонки из трех - он был близок к этому, но на Гран-при США финишировал лишь четвертым. В тот день победителем стал Эмерсон Фиттипальди, который успел стать напарником Риндта, а после его гибели сохранил для него чемпионское звание. Опять определяющей стала первая половина сезона. Ее Икс провалил и однажды даже оказался в опасной ситуации. В Испании его машина воспламенилась, и долгих 20 секунд пилот просидел в горящем кокпите. В итоге он получил ожоги, но на старт следующей гонки вышел, как ни в чем не бывало.
Икс продемонстрировал свой фирменный стиль и в 1971 году. Его Феррари была одной из сильнейших машин, но и тут все не сошлось. Первые четыре гонки удались Жаки и он не отпустил Стюарта. Борьба должна была длиться весь сезон, но после удачного старта последовали пять сходов подряд и два финиша вне очковой зоны - тут не до чемпионского звания. Именно это стало началом спада формулической карьеры Жаки Икса.
Начиная с 1972 года бельгиец уже не боролся за титул и был рад отдельным успехам. Более того, не удалось долго пробыть в серьезных командах. Сначала его по инерции держали в Феррари, затем приютил Лотус - серьезных результатов не было (были лишь считанные подиумы) и Икс подался в команды второго эшелона. Последний свой "королевский" сезон Жаки провел в 1979 году в команде Лижье и добыл лишь несколько очков, но уже тогда у него был серьезный багаж титулов. Правда, не формулических.
Второй страстью Жаки Икса стали кузовные гонки на выживание. Наибольших успехов он добился на 24 часах Ле-Мана. Первый свой титул он выиграл в самом разгаре карьеры в Ф-1 - это произошло в 1969 году. Если в королевском классе в тот период победы начали уходить, то здесь все только начиналось. В 70-ых Жаки еще трижды выиграл Ле-Ман, а в начале следующего десятилетия в свою копилку положил еще две победы. При таком багаже даже не хочется упоминать о трех вторых местах на этой легендарной гонке. Ну а закрепить этот успех удалось в 1983 году на ралли-рейде Дакар - тогда гонщики впервые проехались по знаменитым дюнам.
После этого Жаки сыграл трагическую роль в жизни немца Штефана Белоффа. В 1984 году ссотоялась знаменитая дождевая гонка в Монако. Все помнят о том, что Сенна мог выиграть у Проста, но гонка была приостановлена и пилот Тоулмана не сумел осуществить свою мечту. Но был еще один пилот, который претендовал на победу. Штефан Белофф на Тиррелле (потом окажется, что команда схитрила с весом машины и ее дисквалифицируют) шел на третьем месте и догонял даже Сенну. Это могла быть его победа, но Жаки Икс взмахнул клетчатым флагом.
Злые языки говорят о том, что это было стратегическое значение. Жаки в кузовных гонках выступал за Порше и именно моторы этой марки (в статистике было TAG, но ведь это лишь "маскировка") стояли на машине Алена Проста, у которого дерзкие молодые пилоты могли отобрать победу.
А в 1985 году Иск и Белофф встретились в очной борьбе на трассе. Немец был быстрее соперника и пошел на обгон, но тот завершился трагически - Штефан попал в аварию и получил не совместимые с жизнью травмы. А следующий сезон он должен был начать в Феррари...
После этого эпизода Жаки Иск закончил свою карьеру автогонщика. В начале карьеры он сам попал в передрягу на гонке Формулы-2, а в конце оказался причастным к гибели другого гонщика. Очевидно, этот "груз" гораздо тяжелее. Тем не менее, он успел сделать многое. Пускай, вершина Формулы-1 ему не покорилась, но он сделал свои уникальные достижения. Среди победителей Дакар лишь Жан-Луи Шлессер принимал участие в гонках Формулы-1, да и то - аж два раза. Пускай "Триаду" Жак Икс не взял, но его достижение достойно минимум глубочайшего уважения.