Хайнц-Харальд Френтцен, autobild.de
Коринна Шумахер сейчас могла бы носить другую фамилию, но в конце 80-х она бросила Хайнца-Харальда и начала встречаться с Михаэлем - ее будущим супругом. В те года соперники в личной жизни были на равне и на гоночных трассах. Судьба сложилась так, именно Шумахер завоевал все возможные и невозможные победы в Формуле-1. Кто знает, возможно, если бы Коринна не бросила Френтцена, то именно его сейчас боготворил бы весь гоночный мир...
Хайнц-Харальд Френтцен родился 18 мая 1967 года в Мёнхенгладбахе. Однажды его отец захотел подарить жене (мачеха Хайнца-Харальда) машину, но затем внезапно передумал и остановил свой выбор на... карте - так началась карьера будущего пилота Формулы-1. Френтцен начал гоняться в пять лет и частым местом его обитания стал трек в Керпене - в тех пор он стал заядлым соперником Михаэля Шумахера. Хайнц-Харальд быстро пробился через младшие немецкие серии, попутно став чемпионом в Формуле-Опель. А потом наступил 1989 год.
В начале сезона третьей Формулы перед немецким гонщиком стоял выбор: забыть гонки или не сворачивать до конца пути. Сложность второго выбора была в том, что на таком высоком уровне нужны были серьезные спонсоры - к счастью, они нашлись. Соперниками Хайнца-Харальда стали Карл Вендлингер и, конечно же, Михаэль Шумахер. Это была знаменитая битва трех - в итоге чемпионом стал Карл, но двое остальных проиграли всего лишь одно очко.
В итоге все трое попали в Формулу-1, но судьба у них была разная. Они были наравне в 1989 году, но в итоге кто-то так и не сумел ничего добиться, второй стал классным середняком, а третий выиграл все. Френтцен выступал во второй роли, но в Формулу-1 попал позднее всех и с большими проблемами.
В 1990 году Френтцен и Шумахер выступали за кузовную команду Мерседес (при непосредственном участии в проекте Петера Заубера), но ситуацию Хайнца-Харальда усугубило его выступление в Формуле-3000. Тогда Мерседес только думал над приходом (возвратом) в Формулу-1 и Х.-Х. решил поучаствовать в "запасном" проекте, выступая за команду Эдди Джордана.
В Формуле-3000 Френтцен ничего не сумел добиться и его карьера повисла на волоске. Он мог сто раз обвинять в этом слабую технику, но такие детали никого не интересовали - в начале 1992 году Хайнц-Харальд был без контракта. Конец карьеры был близок, но вдруг на Френтцена свалилось две возможности. Сначала он начал выступления в кузовном чемпионате мира, а затем его пригласили в Формулу-3000. На этапе в Японии Фолькер Вейдлер попал в жесткую аварию и дал рекомендацию команде на Хайнца-Харальда, чтобы тот занял его место в команде. "I was back in business," - пишет наш герой на своем сайте.
Он действительно вернулся и сделал это на достойном уровне. В 1993 году у него было несколько тестовых сессий на болидах Формулы-1, и в итоге он оказался за рулем Заубер. В начале 90-х пути Заубер и Мерседес разошлись. Если вторые в Формулу-1 пришли только в 2010 году, то Петер создал свою команду уже в 1993. А через год одним из его пилотов стал Хайнц-Харальд Френцен, напарником которого был... Карл Вендлингер.
Парочка начала сезон очень хорошо - в первых трех гонках сезона команде тот или иной пилот приносил очки, но затем было тяжелее. После гонки в Имоле на "освободившееся" место в Уильямс приглашали Френтцена, но тот отказался, желая помочь родной команде. Через две недели в тяжелую аварию в Монако попал Вендлиндер, который выбыл до конца сезона. Раскачиваться команда начала медленнее, но более-менее уверенно.
Три сезона в команде Петера Заубера ознаменовались первым подиумом Хайнца-Харальда и неплохим количеством финишей в очках. Это было мало для пилота топ-класса, но как для Заубер - очень даже ничего. Увы, но решающим фактором стали сходы - их было много и немец не в состоянии был подняться высоко в личном зачете. Тем не менее, Френтцена заметил Фрэнк Уильямс. Нет, он про него постоянно помнил, но тут понадобилась замена Хиллу и немец пришелся кстати.
По ходу сезона 1997 года так получилось, что Хайнц-Харальд помогал Жаку Вильневу добыть свой первый и последний титул. Немец добыл свою первую победу, приехал несколько раз на подиуме, но, рискну предположить, самая важная гонка была в Хересе. Хайнц-Харальд не только помог Жаку, но и здорово помешал самому Михаэлю Шумахеру - это была месть за затаившиеся обиды. В итоге Френтцен даже получил бонус - после дисквалификации Шуми он стал вторым в чемпионате. Пускай это самое лучшее достижение немца, но отнюдь не самое яркое. В следующем году Уильямс изменил и облик, и внутренности - это не принесло никаких плодов. В 1998 году были одни огорчения и Фрэнк Уильямс изменил штаб пилотов. Вильнев подался в "свой" BAR, а Френтцен вновь оказался подопечным Эдди Джордана - но на этот раз, на самом главном уровне.
С какой-то печалью вспоминаешь сейчас сезон 1999 года. Дело даже не в борьбе за титул или травме Шумахера - это был последний яркий сезон "частников". На Гран-при Венгрии на подиуме стояли гонщики Стюарт и Прост, а по ходу сезона будоражил общественность Джордан. Хайнц-Харальд Френтцен провел очень яркий сезон: добыл победы во Франции и Италии, были и подиумы. В Маньи-Куре немец победил вместе с командой, которая обеспечила ему идеальную тактику дозаправок в дождевой гонке, а в Монце сошел Хаккинен - Френтцен проскочил мимо плачущего Мики. В какой-то момент немец реально претендовал на титул чемпиона мира. Всех эмоций и не вспомнишь, но это было минимум сказкой.
Это была яркая вспышка на закате 90-х, но в новом десятилетии Формула-1 полностью изменилась. Частные команды начали чувствовать себя дискомфортно - отсутствие денег налаживалось на нерезультативные финиши. По инерции Хайнц-Харальд сумел добыть два подиума в 2000 году, но это было лишь начало всех бед. Следующий сезон немец начал еще хуже и они с Джорданом разошлись.
Темная это была история. Френтцена уволили из команды перед самым началом Гран-при Германии. Ясно было то, что ничего не ясно - обе стороны оказались довольно толерантны, так что все обошлось общими фразами: Френтцен не подходил под планы дальнейшего развития команды. В итоге все закончилось рокировкой: Френтцен ушел в Прост, а оттуда в Джордан перешел Алези. Увы, но оба пилота и обе команды были обречены - Формулу-1 90-х смыли большие деньги.
Заканчивал карьеру Френтцен в Эрроузе и Заубере - команде, в которой он начинал карьеру. Это был красивый шаг, но безрезультатный. Сезон 2003 года стал последним для немца в Формуле-1, но не в гонках. Было не удивительно, что Хайнц-Харальд начал (продолжил) свои выступления в кузовных классах. Начиналось все DTM, где больших успехов немец не добился, а затем выступал в гонках на выживание. Самый яркий результат он добыл на 24 часах Ле-Мана, где он финишировал четвертым в своем классе - а помогал ему Карл Вендлиндер... Безусловно, немец заслуживал на большее, но он оставил нам воспоминания о 1999 сезоне. Жаль, что в "дорогих" командах ему места не нашлось.