Карьера нашего сегодняшнего героя началась с очень успешных результатов, но потом ему пришлось рассматривать приглашение от двух сильных команд. Итоговое решение в одно и тоже время было и эмоциональным, и прагматичным, но оно вскоре стало ошибочным. Если бы в тот момент Жан поступил иначе, то изменилась бы не только его карьера, но и история Формулы-1 90-х годов. Француз так и не стал чемпионом, выиграв лишь одну гонку в карьере, но остался в памяти всех болельщиков того времени.
Жан Алези родился 11 июня 1964 года в сицилийской семье, но во французком городке Авиньон. Новорожденного должны были назвать Джованни, но семья правильно предположила, что имя должно соответствовать стране - для ребенка это было комфортнее в младые годы и он "не выделялся" среди своих сверстников.
Нельзя сказать, что карьера француза развивалась стремительно, но когда ему перевалило за 20 - все изменилось. Это произошло после смены ралли, которое Жан изначально любил больше, чем Формулу-3. Сначала он гонялся на своей машине, а после того, как заручился поддержкой команды Oreca, стал чемпионом своей страны в 1987 году. Затем Алези перебрался в Формулу-3000, где он провел два плодотворных сезона. В 1988 году он больше набирался опыта, а в следующем году, выступая за команду Эдди Джордана, выиграл чемпионат. Но уже к тому моменту он успел стать сенсацией в Формуле-1.
Дебют в королевском классе состоялся в середине 1989 года. Команда Тиррелл сменила титульного спонсора с Marlboro на Camel, и это совершенно не устраивало Альборето, у которого был личный контракт с "красно-белой" табачной фирмой. Таким образом место в команде освободилось и туда запрыгнул Жан Алези. Через несколько недель о таком шаге не пожалел никто, поскольку француз выдал потрясающую гонку на дебютном этапе.
На Гран-при Франции Жан стартовал с 16-го места, но в итоге едва ли не попал на подиум - он финишировал четвертым. О нем заговорили все специалисты и не только, но предуспел Тиррелл - владелец легендарной команды тут же продлил контракт с Алези до конца 1990 года. Также нельзя сказать, что это навредило Жану. В маленькой команде он добился серьезных результатов. По ходу первого сезона он добыл еще несколько очков и стал девятым в чемпионате (не забываем про параллельный титул в Формуле-3000), а в начале следующего года стал еще сильнее.
На дебютном этапе 1990 года в Финиксе Жан Алези долгое время был впереди двух сильнейших Макларен под управлением Бергера и Сенны. Австриец чуть позже вылетел, и Волшебник легко "съел" менее опытного соперника на более слабой машине. Но это не было поражением Алези. Второе место для него было рекордным показателем, а чуть позже в Монако он повторил этот успех - впереди вновь был лишь Сенна. Увы, но кроме этих двух гонок Жан набрал лишь одно очко и не смог прыгнуть выше девятого места. Здесь причина была в слабой технике, но пилота, который ею руководил, заметили очень легко. И не средние команды, а настоящие монстры: Уильямс и Феррари.
Свой выбор Жан сделал в середине 1990 года. С одной стороны, было гарантированное место в Скудерии, с другой - вероятное приглашение от Уильямса. Фрэнк в тот период параллельно мечтал заполучить Сенну, но переговоры долгое время ни к чему не приводили, и Алези оказался в подвешенном состоянии. Жан в душе оставался итальянцем, и ему хотелось выступать в Феррари - это бесспорный факт. Но если взглянуть на ситуация прагматично, то в тот момент Феррари была и без того предпочтительнее.
В 1990 году Ален Прост очень хорошо выступал на Феррари и до предпоследнего этапа боролся за титул - все закончилось очередным столкновением Сенны и Проста. Биг Найдж также был хорош - добыл несколько подиумов и победу. В итоге Скудерия стала второй в Кубке Конструкторов с небольшим отставанием от Макларен, а Уильямс был лишь четвертым. Тиррелл же, на котором в тот момент выступал Алези, был и вовсе пятым. Конечно, вариант с Уильямсом был более перспективным, чем с Тирреллом, но Феррари тут стоит особняком. Можно безустанно хвалить Алези за эмоциональное решение, но практический смысл там так же присутствовал. К тому же, далеко не факт, что в Уильямсе у него был бы первый номер (приход Сенны был вероятен, а уж он точно стал бы первым).
Как позже стало известно, Уильямс буквально взлетел и стал главной командой середины 90-х (а мог и не стать, если бы туда перешел Алези - такая вероятность, безусловно, есть). Алези же не был членом этой команды и отбивал номер вместе с Феррари. В 1991 году даже Ален Прост не находил сил сдерживаться и крыл Феррари на чем свет стоит. Такого ему не могли простить и в конце концов Профессор был уволен. А вот второй француз, Жан Алези, был более хладнокровен и оставался верен команде. В целом он выступал неплохо, но невероятное количество сходов (около 50% из всех гонок за "красных") не позволило ему бороться за пристойные места.
В 1992 году его напарником стал Герхард Бергер. Австриец был тенью Сенны в Макларен и он решил, что найдет себя в Феррари. Увы, но и Алези, и Бергер упустили время. Герхард явно засиделся в команде Рона Денниса, а Алези просто не угадал с выбором. Феррари нужен был настоящий лидер, но он пришел лишь в 1996 году, а пока пришлось считать не только очки, но и финиши.
На Гран-при Канады 1995 года удача повернулась лицом к Жану Алези. Ему помогли проблемы соперников, но от этого победа менее ценной на стала - а ведь добыта она была в 31-й день рождения. Француз осуществил первую свою мечту в Феррари, но времени для исполнения остальных целей не оставалось - в конце года было объявлено, что в команду приходит Шумахер, который страстно желал видеть в команде чистого второго номера. На это согласился Ирвайн, а вот бойцы Феррари - Алези и Бергер - вместе перешли в Бенеттон.
У напарников была общая проблема - команда носила чемпионский статус, но лучшие кадры успели покинуть Флавио Бриаторе. По инерции они выступали очень даже неплохо - Жан Алези добыл восемь подиумов в 1996 году! Этого результата хватило для четвертого места в личном зачете - впереди были лишь Уильямсы и Шумахер. Но этот хороший результат не имел шансов на улучшение. В следующем году результаты стали чуть хуже и Алези был пятым (после дисквалификации Шумахера - четвертым).
Все признавали, что Алези был талантливым гонщиком, но в какой-то момент все пошло по наклонной. Феррари были слабы, Бенеттон 100 лет строился вокруг Шумахера и нужно было время для пересмотрения принципов работы - это не то, что нужно было Алези. А затем выбор и вовсе пропал: два года в Заубере незаметно сменились двумя сезонами в команде Алена Прост. Два француза подружились в годы выступления за Феррари и это был прекрасный дуэт, но время романтизма начало исчезать и просто так результаты не могли прийти. В итоге Алези и Прост расстались - в конце 2001 года Жан провел пять этапов за рулем Джордан - еще одной романтической команды.
За всю формулическую карьеру Жан 32 раза подымался на подиум и лишь однажды на его верхнюю ступеньку. Он явно заслуживал на большее, но сложилось так, как сложилось. В итоге он покинул Формулу-1, практически ничего не добившись, и начал карьеру в кузовных сериях. Сначала это был DTM, где за пять сезонов он сумел добыть четыре победы на этапах, а потом был Speedcar и серия Ле-Ман. В прошлом году вместе с Джанкарло Физикеллой выступал за Феррари на 24 часах Ле-Мана и занял четвертое место в классе GT2. Он провел еще несколько гонок на выживание в Феррари, а в начале 2011 года стал почетным послом команды Лотус-Рено. Жан Алези пока не собирается прощаться с гонками.