Владимир Кличко смотрит на украинский флаг, который плотно сжимает своими большими руками. Он пребывает в Лондоне, но его мысли находятся в тысяче километров отсюда. На его лице читаются боль, страх и недоумение, связанные с бедственной ситуацией на родине.
Через восемь недель ему предстоит провести 16-ю защиту титула с тех пор, как он завоевал титул
IBF в 2006 году. Он признает, что когда соглашался на бой, у него и мысли не было, что кризис в Украине продолжится, а следующим его проявлением будет риск раскола страны, и что всё более и более вероятно, полномасштабной интервенции со стороны России.
Его это волнует не только потому, что он украинец. Для него это личное, слишком личное.
Его старший брат, Виталий, экс-чемпион мира в супертяжелом весе, был в авангарде революции, появляясь непосредственно на баррикадах Майдана на Площади Независимости в Киеве. Он один из лидеров оппозиционных сил, противостоящих коррупционной власти уже свергнутого президента. К тому же, он может стать главой государства, когда... или... если выборы состоятся 25 мая.
"Как я могу даже думать о боксе, когда мужчин и женщин убивают на улицах Киева?"
Нет никаких сомнений, что для 37-летнего Владимира, который на пять лет младше брата, сейчас бокс далеко не на первом месте.
"Как я могу даже думать о боксе, когда мужчин и женщин убивают на улицах Киева? Хочу выказать огромное уважение всем тем, кого пытали, избивали, посадили в тюрьму. Всем, кто был убит. Они погибли, как герои".
Когда он говорит, печаль на его лице сменяется вызовом.
"Знаете что. Я никогда не был таким гордым за свою страну, как в эти дни. И это чувство навсегда останется со мной".
В то время как Виталий полностью посвятил себя политике, его брат использует связи на Западе, чтобы заручиться поддержкой и принести в свою страну "мир, свободу и демократию".
"Я уже был там во время Оранжевой революции в 2004 году. Тогда я узнал, что бороться за свободу очень сложно без поддержки Запада. Таким образом, пока мой брат был в Киеве, практически без сна работая и день и ночь, я пытался привлечь влиятельных сторонников".
Среди тех, кто выразил свою поддержку украинцам, фигурируют имена Билла Клинтона, Джорджа Клуни и Арнольда Шварценеггера.
"Я хочу поблагодарить их, а также всех остальных, например, Куинси Джонса и Клауса Майне с группы Scorpions. Благодарю Запад за поддержку, которую мы получили. Без неё нас бы поглотил Восток"."Я не думал, что подобное может произойти во время Олимпийских игр. Но к тому времени, когда я вернулся из США в Европу, произошли страшные события".
Владимир Кличко отметил, что скорость развития ситуации в Украине застала его врасплох.
"Я уехал из Киева 11 февраля, когда все было относительно спокойно. Я не думал, что подобное может произойти во время Олимпийских игр. Но к тому времени, когда я вернулся из США в Европу, произошли страшные события".
Самым ужасным стали убийства 77 протестующих, которые были расстреляны во время столкновения с органами правопорядка. Когда Владимир узнал об этом, сразу же подумал о брате, который был в самой гуще беспорядков.
"С тех пор я каждый день созванивался с братом. Он тяжело переживал происходящее. Конечно, я волновался за него, ведь мирно протестующих людей расстреливали снайперы. Быть украинским политиком гораздо опаснее, чем боксёром. На моем брате лежит большая ответственность, и он находится в опасности".
"Я тоже устал от политиков, которые замешены в коррупционных схемах. Но Янукович переплюнул всех"."Когда это произошло, ни у кого не было плана. Все хотели демократию и свободу, но никто не занимался разработкой плана, как этого добиться. Некоторые люди были разочарованы, когда мой брат с другими лидерами оппозиции пытались остановить убийства, проводя переговоры с Януковичем. Я понимаю их разочарование. Сделки было недостаточно".
"У нас много общего. Я тоже устал от политиков, которые замешены в коррупционных схемах. Но Янукович переплюнул всех. Вы должны понять, как безрассудно этот человек использовал страну и человеческий ресурс в собственных целях. Но нужно было прекратить убийства".
"Это то, что должны понять люди. Украина сделала первые шаги, но есть еще много проблем. Янукович повис на канатах, но мы его еще не нокаутировали. Новому временному правительству еще многое предстоит сделать, чтобы подготовить страну к демократическим выборам в мае. Мы никогда уже не вернемся к прежнему ладу, но ситуация остается очень сложной".
Сейчас Кличко беспокоит риск раскола страны на пророссийскую юго-восточную часть, которая благодаря наличию выхода в Черное море представляет очевидный стратегический интерес для российского президента Владимира Путина, и на проевропейский запад. Захват важных стратегических объектов в Крыму, где проживает большая российская диаспора, вынудила министра МВД Украины констатировать "военное вторжение и оккупацию" со стороны России.
Кличко верит, что его соотечественники всегда будут помнить о том, что являются украинцами.
"Я не верю в раскол Украины. Народ не допустит этого. Существует меньшинство, которое всё еще живет прошлым. Россия наш сосед, у нас общая история, у многих украинцев есть друзья и родственники в России. Но политики, как всегда, хотят разделять и властвовать. Украина, как младший брат России, но никто, кроме нас самих, не имеет права определять наше будущее".
"Будет уместно привести наш пример с Виталием. У нас одна кровь, но мы разные люди. Если я отказываюсь делать то, чего он хочет от меня, Виталий уважает моё мнение. Он никогда не будет принуждать меня к чему-то".
Несмотря на то, что следующий бой Владимира 26 апреля в Оберхаузене считают рядовым, чемпион мира по версиям WBA/IBF/WBO в супертяжелом весе относится к нему, как к чрезвычайно важному событию.
И дело здесь даже не в том, что будет происходить в ринге – самое важное для Кличко-младшего случится за канатами."Я буду драться с Леапаи всего за месяц до выборов. Это не просто очередной бой. Это моя сцена".«Спорт обладает колоссальной силой, способной объединять людей. Вспомнить хотя бы Евро-2012, которое объединило западную и восточную часть Украины в едином порыве болеть за нашу сборную".
"Я буду драться с Леапаи всего за месяц до выборов. Это не просто очередной бой. Это моя сцена. Украинцы будут ждать победы для всей нашей страны. Более 150 стран будут транслировать этот бой. Я работаю в нескольких направлениях, чтобы помочь развитию страны. Поверьте мне, я могу многое сделать для Украины 26 апреля".
Кличко выиграл 61 из 64 боёв на профессиональном ринге. Он является вторым по продолжительности владения чемпионским титулом и третьим по количеству успешных защит в истории этого вида спорта. Но его не беспокоит то, что следующий бой он проведёт против малоизвестного в широких кругах Алекса Леапаи.
"Это самый важный бой в моей карьере. Что может быть важнее, чем пытаться сохранить целостность страны?".
События в Украине разворачиваются очень быстро, поэтому Кличко может просто не успеть стать той объединяющей силой. Но он ни капли не сомневается, что свергнутый президент и его соратники получат наказание.
"Янукович скрылся, после чего получил политическое убежище у Путина. Я очень надеюсь и молюсь, чтобы больше не было кровопролития. Диктатор сбежал. 3 дня у нас была война, умирали люди. Януковича нужно арестовать и отдать под суд. Справедливость должна восторжествовать. У его действий должны быть последствия. Правда вылезет наружу".
"То же самое должно произойти и с бандами работающих на Януковича титушек, которые избивали людей и сеяли страх на улицах столицы. Они тоже должны почувствовать на себе полную силу правосудия"."Это самый важный бой в моей карьере. Что может быть важнее, чем пытаться сохранить целостность страны?"
Куда меньше энтузиазма становится у Кличко, когда речь касается Юлии Тимошенко – героини Оранжевой революции, бывшего премьер-министра Украины, арестованной режимом Януковича в 2011 году. После своего освобождения она приехала на Майдан, где выступила с трогательной речью.
"Карта Тимошенко играла очень много раз. Я не хочу, чтобы мы вернулись в прошлое".
"После боя с Леапаи я вернусь в Украину, и буду призывать людей участвовать в голосовании на выборах. Я хочу, чтобы люди проявили инициативу и сделали свой собственный выбор. Чем больше людей сделает это, тем больше шансов, что мы продолжим двигаться вперед. Эту возможность нельзя упускать".
"Я сотни раз выступал в поддержку брата. Я убеждал людей отдать свой голос за Виталия, но сейчас куда важнее просто участвовать в голосовании. Я не пудрил людям голову, а просто делился своим мнением. Но уверяю вас, независимо от результатов выборов, мой брат продолжит делать всё возможное, чтобы наша страна развивалась".
"Мы каждый день общаемся, затрагивая множество вопросов, как личных, так и политических. У меня есть своя точка зрения, которую не всегда разделяет мой брат. Я не состою ни в какой политической партии, включая партию УДАР. Когда я ставлю крестик в бюллетени, это только мой выбор, свободу которого мне гарантирует Конституция.
Многие считают, что дни Владимира на Олимпе хэвивейта сочтены, и ему следует последовать примеру брата, который в конце прошлого года ушел из бокса.
"Я это слышу далеко не в первый раз, - говорит он, впервые засмеявшись почти за час общения. – Еще люди любят говорить о том, что в супертяжелом весе нет достойных претендентов. Я же уверен, что всё дело в мотивации – для любого боксёра бой со мной огромный шанс. Это и делает каждого соперника опасным, особенно, если говорить о супертяжелом весе, где всё может изменить всего один точный удар"."То, что Дэвида Хэя считают лучшим боксёром в нашем весе, не в последнюю очередь обусловлено поединком со мной".«Что я могу сделать, кроме как продолжать побеждать претендентов? Кстати это также оставляет отпечаток на их репутации. Взглянуть хотя бы на Дэвида Хэя. В ринге со мной он проявил себя отличным боксёром - умным, хитрым и очень быстрым. Но то, что его сейчас считают лучшим боксёром в нашем весе, не в последнюю очередь обусловлено поединком со мной".
"Честно говоря, я не чувствую себя старше, медленнее или слабее. Пока у меня есть мотивация и здоровье, я продолжу выступать".
Мысли Владимира вернулись домой, к его отцу, который был военным офицером, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В 2011 он умер от рака.
"Мой отец гордился тем, что был украинцем. Думаю, сейчас он очень горд за свой народ и своих сыновей. Он знает, что мы не позволим вернуться Украине в прошлое".
Когда Владимир Кличко подходил к аэропорту Хитроу, где его ждал рейс во Флориду – там пройдет первый этап тренировочного лагеря, после которого подготовка продолжится в австрийском Тироле, один из прохожих пожал ему руку и пожелал ему с братом удачи.
"Спасибо, спасибо", - ответил Кличко, после чего, наблюдая за незнакомцем, тихо добавил: "Она нам понадобится.