"Кадры решают все" - в спорте эта знаменитая фраза Иосифа Сталина может быть даже более актуальна, нежели в повседневной жизни.
В бытность Украины участником чемпионата мира в элитном дивизионе, примерно за две недели до начала чемпионата возникал один и тот же вопрос: кто приедет, а кто нет. Помнится, что состав близкий к оптимальному сборной удалось собрать лишь на первых чемпионатах в элите, и уже после вылета из Топ-16. За те четыре года, которые мы живем без большого хоккея, о проблеме приезда в сборную ведущих игроков начали подзабывать, но в этом сезоне вопрос вновь приобрел актуальность.
Команда Анатолия Хоменко проводит последние тренировочные дни в Гомеле и возвращается домой. В составе 26 игроков, из них только семеро участвовали в предыдущем чемпионате мира, а две трети состава и вовсе о чемпионатах мира знают только понаслышке. Про опыт выступления на переполненной 10-тысячной арене, когда весь зал орет и гонит команду соперника вперед (а ведь это касается не только Словении, но и Австрии с Венгрией), речь вообще не идет.
Донбасс – не Сокол
Когда перед стартом сезона стало известно, что Донбасс будет выступать в ВХЛ, многие болельщики вздохнули с облегчением, дескать "ведущие игроки сборной будут иметь игровую практику в очень приличном соревновании и к чемпионату мира подойдут в хорошей форме". Ошибались…
Про уровень чемпионата судить не буду – у каждого здесь свое мнение. Но игровую практику ведущие исполнители сборной действительно получили. А вот что касается пользы для сборной, вопрос здесь довольно спорный.
В бытность киевского Сокола базовым клубом сборной частенько приходилось слышать о необходимости расставления приоритетов в конце сезона. Сколько раз Сокол концовку чемпионата доигрывал сомнительным составом? Сколько раз команда тогда еще Александра Сеуканда в конце сезона умышленно снижала к себе требования, дабы быстрее закончить соревнования? Сколько негодования со стороны болельщиков клуба мы слышали по этому поводу? Приоритет всегда (и, наверное, это правильно) отдавался сборной. Пусть и в ущерб клубу.
Но ведь Донбасс - не Сокол. Если клуб из столицы начинал работать "под сборную" после разнарядки сверху, то руководству Донбасса были интересны исключительно задачи своего клуба. Здесь – мухи, здесь – котлеты. И никак иначе.
Достаточно ли усилий Тороса?
Торос дал ответ на самый важный вопрос перед началом чемпионата мира: будет ли у Анатолия Хоменко шанс привлечь ведущих игроков к играм за сборную. Теперь известно, что шанс будет. А вот будут ли сами игроки – еще вопрос.
Помнится в феврале для Донбасса даже специально паузу в календаре ВХЛ сделали, чтобы команда могла делегировать игроков в сборную. И где были эти игроки в итоге? Сидели в Донецке на импровизированном сборе. Кто может дать гарантию, что ситуация не повторится сейчас? А ведь у ребят контракты с клубом подписаны не до 6 апреля, и не до окончания выступлений команды в соревнованиях. Руководство клуба имеет все основания потребовать у игроков выполнения контрактных обязательств.
Если же ситуация пойдет по хорошему сценарию, то тренерскому штабу сборной еще предстоит поломать голову над восстановлением донецких ребят. Хоккеисты провели очень тяжелый сезон, только закончили выступления, находятся в далеко не лучшем морально-физическом состоянии. А это совсем немаловажные факторы. Вспомните действия того же Варламова или Матерухина в серии против Тороса. В сборной ведь болельщики ждут совершенно других игроков.
Отказники
Предлагаю с этого дня (только потому, что до этого никто подобное предложение не вносил) напрочь запретить использовать в одном предложении имена Алексея Поникаровского, Руслана Федотенко и Геннадия Разина со словосочетанием "национальная сборная". Ну сколько можно твердить одно и то же? Ну не ____________ (вставьте нужное – хотят, могут, желают, рвутся) эти ребята защищать цвета флага страны, в которой они не живут уже больше десяти лет, и в которой они не получили путевку в большой хоккей. Всё, забыли о них. Пусть играют в КХЛ, НХЛ, зарабатывают деньги.
Совершенно другая ситуация с Дмитрием Толкуновым. О весьма специфическом характере Дмитрия известно давно. Уже не первый год экс-защитник Амура, Сибири и Металлурга из Новокузнецка не приезжает в сборную с очень оригинальной трактовкой: без возвращения долгов Соколом (!!!) играть за сборную не буду. Я понимаю, если бы его звали обратно в Сокол. Тогда вопросов бы не было. Но при чем здесь сборная?! Думается, даже если бы Сокол рассчитался с Дмитрием, Хоменко триста раз бы подумал о необходимости в его команде игрока с таким подходом.
Неожиданно в категорию отказников может попасть и ветеран сборной Андрей Срюбко. По словам капитана Молота он подцепил какой-то вирус. Подозрительно, но пребывая в Киеве, Андрей не прошел медобследование в сборной. А ведь оно могло бы дать ответ на вопрос о серьезности недуга защитника. Остается только пожелать Андрею скорейшего выздоровления.
Отказанные
Помимо отказников есть группа игроков, которая могла бы быть в сборной, но не была приглашена тренерским штабом. Возглавляют ее, безусловно, Вадим Шахрайчук и Константин Симчук. Еще лет 5-7 назад их место в составе сборной даже не обсуждалось бы. Но это было 5-7 лет назад. Если по Симчуку вопрос снялся еще в начале финальной серии чемпионата ПХЛ и по сугубо игровым причинам, то Шахрайчук оказался вне сборной даже не смотря на неплохую игру. Оба ветерана в чем-то похожи между собой: оба были лицом сборной начала 2000-х годов, оба сделали хорошую карьеру в России, оба игроки с задатками лидеров, но при этом оба уже и близко не напоминают себя в лучшие годы. А самое главное, к обоим можно применить знаменитое ветеранское правило: меньше игры на льду – больше слов в раздевалке. Сколько проблем было у Симчука в России из-за его языка не счесть. А в последнее время упорно ходят разговоры о том, что Константин уж очень сильно снизил требования к себе и тренировки воспринимает на уровне прогулок в парке. О любви к разговорам Шахрайчука тоже все знают. Почитайте его резкие интервью, послушайте околохоккейных людей и все поймете. Похоже, Хоменко твердо решил, что в раздевалке сборной будет только один оратор – он сам. И это правильно. Смогла же сборная Великобритании обойтись без своей главной звезды Грега Чемберса, который питает неравнодушие к стакану, вот и наша команда вполне может обойтись без Шахрайчука и Симчука. Тем более, что предыдущий чемпионат ярко продемонстрировал, что уровень их игры вызывает много вопросов.
Не будет в сборной также ряда игроков, защищавших ее цвета в предыдущие годы. Дмитрий Нименко, Александр Федоров, Роман Сальников, Артем Гниденко, Олег Благой – все эти ребята на данном этапе сборной не помощники. И пусть вас не сбивает с толку хорошая статистика Сальникова и Гниденко во внутреннем чемпионате. Там ведь и Гайдамаки с Барсами были. Да и скорости в ПХЛ на два порядка ниже, чем на чемпионате мира.
Вновь не нашлось места в сборной Игорю Гонгальскому. Но здесь причина вполне объективная – сезон у его "американцев" заканчивается только 14 апреля. А держать место в заявке под Гонгальского, который, пожалуй, будет послабее Копитара или Ванека не стоит.
Есть еще один игрок, которого хотелось бы увидеть в обойме. Хотя бы на просмотре. Павел Падакин демонстрирует уже не по годам зрелую игру. Да, мелковат, да, не очень скоростной, да, еще совсем юный и неопытный. Но ведь лучше у нас нет. И далеко не факт, что он сейчас сильно уступает нынешним сборникам. Тот же Яшон Хари наверняка попадет в заявку венгерской команды. А чем наш Паша хуже?
Вместо постскриптума
Бюрократия. Именно из-за нее не будет в сборной Виктора Андрущенко и Егора Егорова. У первого оперативное возвращение паспорта не вышло из-за его официальной смены гражданства. Обратная процедура занимает несколько месяцев и далеко не факт, что Виктор хочет терять белорусское гражданство. У Егорова и вовсе просроченный белорусский документ, что не дает ему возможности выехать даже за пределы страны. Прям как у классика: "Ні в нас, ні в них – кругом порядку нема".