Юрий Кириченко, iSport.ua
78-й по счету чемпионат мира по хоккею в Элитном дивизионе, который прошел в столице Беларуси Минске с 9 по 25 мая, оставил и украинский след. Впервые в истории независимой Украины менеджером в Топ-дивизионе работал отечественный специалист – Юрий Кириченко. Несмотря на свои 28 лет, для Юрия это был уже шестой чемпионат мира в разных дивизионах, где он работал в качестве менеджера по статистике. Обо всем этом iSport.ua пообщался с украинским специалистом.
- Как получили предложение поработать на чемпионат мира в Минске по хоккею?
- В ноябре 2013 года мне позвонил Энди Экер (менеджер Международной федерации хоккея, курирующий данное направление работы) и предложил поработать на чемпионате мира в первом дивизионе в Вильнюсе. При этом он спросил, что я думаю о работе в Минске. Я ответил согласием. В конце зимы мне пришло подтверждение, что моя кандидатура одобрена, и я был назначен менеджером по статистике на оба чемпионата.
Но если копнуть глубже, то моя деятельность на этой стези началась в 2010 году. Вместе с известным хоккейным историком Виктором Жалием мы решили восполнить некоторые пробелы в истории наших сборных команд. Обратился в Международную федерацию хоккея за помощью, и они дали мне "нужного" человека. Так я познакомился с Энди Экером. Обучение мое проходило во время юниорского чемпионата мира в Донецке в 2011 году. Дальше уже была самостоятельная работа.
- Каковы главные критерии отбора менеджеров на чемпионат мира в Элите?
- В первую очередь – это знание английского языка, правил игры в хоккей, норм устава Международной федерации, которые касаются проведения соревнований, спортивного регламента и других сопроводительных документов. Без этого базиса невозможно работать даже на чемпионате в третьем дивизионе.
Что касается критериев отбора непосредственно для элитного дивизиона, то здесь лучше спросить у самой Международной федерации. Всего программа менеджеров по статистике объединяет около 30 людей со всех уголков планеты: от ЮАР до Канады. Думаю, что при выборе учитывалось знание местного языка и наличие определенного опыта. К примеру, я уже успел поработать на семи турнирах под эгидой IIHF, включая чемпионат мира в первом Дивизионе в 2013 году и Суперфинал Континентального Кубка. Вспомнил эти соревнования, ведь уровень ответственности и объемы работы на них приближаются к элитному дивизиону.
- Что входило в ваши функции?
- Хочу сразу сказать, что броски по воротам я не считал (смеется). Всего в Минске работало четыре человека на моей позиции. Кроме меня это вышеупомянутый Энди Экер, Констанция Лещенко из Беларуси, которая уже несколько лет работает именно в элитном дивизионе, и Марекс Жукс из Латвии. Я с Констанцией отвечал за Чижовку, Энди с Марексом – за Минск-Арену.
Если отбросить всю работу, связанную с настройками системы и ее тестированием, то чемпионат для менеджера по статистике начинается в день заявки. Это огромный кусок работы – проверить документы всех команд, внести необходимые изменения в систему, если нужно, то запросить у команд дополнительную информацию.
Ну а дальше – все процедуры по ходу чемпионата. Доматчевые, во время матчевые, послематчевые процедуры, курирование работы статистической бригады. И максимальный контроль за тем, чтобы не было ошибок. Любая неточность – огромный минус в работе менеджера по статистике. Ведь за чем следят болельщики? За трансляциями матчей и за статистическими отчетами о них. Поэтому если в отчете будет ошибка – жди беды.
- Происходило ли какое-то специальное обучение до чемпионата мира в Минске?
- Непосредственно перед чемпионатом нет, хотя и планировалось. Для меня основная подготовка состоялась в Вильнюсе. Плюс летом я участвовал в обучающем лагере IIHF в Финляндии, где собрались почти все менеджеры по статистике.
- Какой матч или момент был самым сложным в работе?
- В Минске очень сложных матчей практически не было. Иногда сложности возникали с определением ассистентов при взятии ворот. Возможно, мало кто знает, но в этом году в элите ассистентов называет судья-видеогол. Иногда это занимало много времени. Поэтому нередки были случаи, когда информатор еще не объявил авторов и ассистентов первой шайбы, а команда забрасывает вторую.
- Какие еще интересные случаи происходили с вами?
- Случай, который останется навсегда со мной, произошел после матча Швеция – Чехия. Чехи подали официальный запрос на пересмотр двух моментов со взятием ворот: они хотели добавить двух ассистентов. Процедура это несложная, но может растянуться во времени. Ведь пересматривать момент должен человек, который был на этом матче судейским инспектором. И никак иначе. Так получилось, что два дня нужный инспектор работал на другой арене. В итоге момент был пересмотрен, и чехам было отказано. После этого я подошел к чехам и сообщил об отказе и причине отказа. Генеральный менеджер команды согласился, а вот Яромир Ягр нет. У меня с ним произошел интересный диалог:
- Ты знаешь, кто я такой? – спросил Ягр.
- Знаю.
- Добавь мне передачу в том моменте.
- Там не было второго ассистента, - и объясняю почему.
- Ты знаешь, какие у меня достижения?
- Знаю.
- Тогда добавь мне передачу в том моменте.
И так продолжалось несколько минут. В итоге Ягр обиделся и ушел в раздевалку. Хотя, как мне потом рассказали, для него это нормальная ситуация. Рассказывали даже, что Ягр когда-то плакал из-за того, что ему не дописали передачу.
Еще один забавный случай произошел со сборной Беларуси, которая попросила… пересчитать вбрасывания, в которых участвовал Андрей Стась. Именно вбрасывания! И, представьте себе, пришлось сажать человека, чтобы он пересмотрел всю игру и посчитал вбрасывания. Хорошо хоть время на льду ни у кого вопросов не вызывало.
- Чем удивил Минск?
- Мне понравился город. Это неудивительно, ведь здесь я стал миллионером (смеется)! Миллион белорусских рублей – это чуть больше тысячи гривен. Потому миллионеров в Беларуси больше девяти миллионов. А если серьезно, то Минск – очень чистый, зеленый, красивый город.
Здесь каждый знает о хоккее. Зайди в магазин, спроси, как вчера сыграли – назовут результаты всех матчей! Немного удивило, что фан-зону в Минске сделали без больших экранов с трансляциями игр. Возможно, таким образом хотели привлечь больше болельщиков на трибуны. В Минске вообще ходило негласное правило: если ты не побывал на матче чемпионата мира – ты неудачник. Поэтому не стоит удивляться рекорду посещаемости матчей чемпионата.
- С кем из интересных людей довелось пообщаться?
- Я жил в одной гостинице со сборной России. Это уже отдельное приключение. Каждый день был наполнен новыми историями, о которых по этическим моментам рассказывать не буду. Российская сборная – это «один сплошной ходячий прикол». (Улыбается). Если говорить о спортсменах, то мне понравился игрок сборной Канады и Вашингтон Кэпиталз Джоэль Уорд. У канадской команды работает правило: если дверь автобуса закрылась, то откроется она уже на месте назначения. Уорд опоздал на какие-то секунды на отъезд и вынужден был добираться на арену на такси. Я встретился с ним перед входом в арену, мы обсудили многие вещи, он рассказал о том, как происходит работа внутри его команды.
Огромное удовольствие получал от бесед с ветеранами мирового хоккея, людьми, которые делают хоккей. Пусть они и не столь известны в хоккейном мире, но у них многому можно поучиться, многое почерпнуть.
А вообще, чемпионат мира – это место, где можно увидеть сотни звезд первой величины. Поэтому ощущал себя пусть и маленькой частичкой, но чего-то поистине большого.
- Были ли вы на Конгрессе МХФ?
- Я был на первом дне Конгресса, когда состоялась презентация заявок. Не поленился проснуться в шесть утра, взять машину и приехать в отель "Виктория Олимп", дабы встретиться с украинской делегацией, поделиться последними новостями и посмотреть на сам Конгресс. До этого я был на Конгрессе в Братиславе в 2011 году, но непосредственно в зале, где находились делегаты, провел считанные минуты.
- Почему выбор проведения чемпионата мира Первого дивизиона в группе А все-таки пал на украинский Донецк?
- В пользу Украины и самого Донецка говорил большой и главное успешный опыт проведения соревнований IIHF. Польша собиралась проводить чемпионат на волейбольной арене, что тоже могло насторожить некоторых делегатов. К примеру, в Вильнюсе матчи чемпионата проходили на баскетбольной Сименс-Арене, где система кондиционирования воздуха не настолько мощная, как надо. Поэтому были вечные проблемы со льдом. На одном из матчей перерыв между периодами длился более 25 минут!
Плюс в Донецке выступает Донбасс, а уровень КХЛ для Международной федерации говорит о многом. Проведение многих турниров в Донецке сыграло свою роль: иностранные делегации оставались довольны и знали, что в Украине у них не будет около спортивных проблем.
- Задавали вопросы про Украину в связи с неспокойной обстановкой, когда узнавали, что вы украинец?
- Да. Иногда даже чувствовал себя каким-то инопланетным гостем. Ведь все интересовались как сейчас в Украине. Все сочувствовали, выражали свою поддержку. Даже некоторые представители Российской Федерации тоже говорили о том, что Украина должна самостоятельно разобраться со своими проблемами.
- Что важное вынесли для себя с чемпионата мира в Минске?
- Многое открыл для себя в плане организации чемпионата. Подсмотрел за рабочим процессом внутри команд. Если бы не постоянная занятость, а работать приходилось по 12-15 часов в сутки, то вынес бы значительно больший багаж знаний. Хотя и тот опыт, который я получил, вполне можно и нужно применять в Украине. Жаль, что многие вещи упираются в финансы. Но с чего-то всегда нужно начинать.
Много нового почерпнул для себя и в плане статистики. К примеру, в следующем сезоне в чемпионате Украины будем значительно серьезнее относиться к определению ассистентов. Хочется верить, что в следующем сезоне, не смотря на кризис и непростую социально-политическую ситуацию в стране, у нас будет интересный полноценный чемпионат.