О том, что перед сезоном 2012/2013 руководству Континентальной хоккейной лиги будет о чем задуматься, было известно достаточно давно. Накануне старта прошлого чемпионата, казалось бы, все наиболее яркие проблемы в календаре были устранены, а дивизионы приобрели смысл не просто дани НХЛовской моде, а стали действительно влиять на количество встреч, проведенных между командами, и, например, в квинтете Тарасова привели к тому, что до последнего места на вторую строчку турнирной таблицы претендовали сразу четыре коллектива - Торпедо, минское Динамо, Северсталь и Атлант. А ведь это не просто турнирное соперничество - в Лиге возникали и получали новые сюжетные линии уже ставшие принципиальными противостояния вроде Северсталь - Атлант и Динамо Минск - Витязь, и это, как ни крути, интерес болельщиков, проданные билеты, более рейтинговые трансляции и многое другое, на чем в Северной Америке клубы легко делали бы деньги. Которых никогда не бывает много.
Но сначала все планы разрушила авиакатастрофа под Ярославлем, из-за которой пришлось перекраивать календарь, а совсем недавно в Лигу были официально приняты две новые команды - братиславский Слован и донецкий Донбасс. Сменил прописку и Лев, но переезд клуба из Попрада в Прагу если на что-то и повлиял, то только на расстояние самого дальнего "выезда" в КХЛ. Теперь для того, чтобы попасть на выездной матч с Амуром, чешскому клубу придется преодолеть дистанцию в почти восемь тысяч километров. А это, на секундочку, пятая часть длины экватора. Хабаровчане же за регулярный чемпионат облетят вокруг Земли почти три раза. Много это или мало? Наверное, даже слишком много. В прошлом сезоне для того, чтобы минимизировать расстояние перелетов для хабаровчан, Лига дала добро на проведение спаренных матчей между Амуром и другими соперниками по дивизиону Чернышева - новокузнецким Металлургом, Барысом, Авангардом, Салаватом Юлаевым и Сибирью. И решение это было достаточно мудрым, ведь и приезжим коллективам не приходилось дважды проходить адаптацию к другому временному поясу, и очень сложная финансовая и чисто игровая (не секрет, что многие хоккеисты, выступавшие и выступающие в составе сенсации минувшего сезона, жалуются на сумасшедшее количество времени, проведенное в дороге) жизнь дальневосточников несколько упрощалась. Если копнуть глубже, то есть в Молодежную хоккейную лигу, то там Амурские Тигры и вовсе выступают в дивизионе с московскими и подмосковными командами. Чем не соломоново решение?
Теперь же эти "удобства" канули в Лету. Составляя календарь на сезон 2012/2013, Лига (да и не только, ведь в голосовании по составам дивизионов участвовали и руководители клубов) отказалась от спортивной составляющей деления команд на дивизионы, сделав чемпионат классическим "футбольным" - один матч дома и один - на выезде, добавив к этому два поединка между командами, зачастую представляющими разные дивизионы (к примеру, Ак Барс - Салават Юлаев и Амур - Атлант). Почему так? Да потому, что для более серьезной проработки состава дивизионов и конференций нужно было приложить куда больше усилий, чем, например, для подстраивания календаря под требования пражского Льва, объявившего домашнюю арену "закрытой" на почти 40 календарных дней.
Для любого человека, более-менее знакомого с простейшими принципами математики, очевидно, что число "26", то есть количество команд в Лиге, на четыре без остатка не делится. Не секретом это было и для руководства КХЛ, поэтому испугавшись возможных трудностей, оно решило пойти по пути наименьшего сопротивления, просто добавив две новые команды к загруженным с возвращением Локомотива под завязку "западным" дивизионам Боброва и Тарасова, в которых теперь числятся по семь клубов совершенно разного уровня, и отсрочив до лучших времен решение, которое напрашивается уже достаточно давно. Речь идет о "перебросе" одного из коллективов с Запада на Восток, которое раньше имело по большей части только соревновательный смысл, ведь более богатые Урал, Сибирь, Татарстан и Башкортостан диктовали другим клубам Лиги свои условия. Теперь же с появлением Донбасса и Слована, и, похоже, началом воскрешения былого могущества ЦСКА (у клуба появился доступ к деньгам Роснефти, а это, как ни крути, уже намекает на появление едва ли не чемпионских амбиций) затея упрощалась до невероятности и проблема решалась переводом Торпедо в другую конференцию. Сейчас же получается, что команды Западной конференции изначально находятся в ущемленном положении - ведь неудачников в ней будет не четыре, как на Востоке, а сразу шесть. И это не может не вызывать недоумений.
Помимо решения "количественного" вопроса, это, с учетом сохранения дивизионной системы составления календаря, помогло бы Лиге подойти к вожделенному увеличению количества матчей в регулярном чемпионате с пятидесяти с небольшим хвостиком до 70-80, о чем давно говорят многие приближенные к КХЛ специалисты, игроки и эксперты. Да и закрепиться в новых для КХЛ городах - Донецке, Братиславе и Праге, Лиге было бы куда проще, если бы у местных любителей хоккея была бы возможность два-три раза в год воочию видеть игру "золотой" системы Олега Знарка, элементами которой, к тому же, являются чехи, словаки и украинцы, блеск звезд санкт-петербургского СКА, стальные кулаки тафгаев чеховского Витязя и ставший почти легендарным несгибаемый характер рижского Динамо. Так же, без учета плей-офф, болельщики того или иного клуба получают возможность видеть свою команду лишь 26 раз за полгода, а это, если снова вернуться к "мерке" НХЛ, маловато.
Но тут "всплывает" и другая проблема - давнее и всеобъемлющее желание КХЛ идти на поводу у национальной сборной и завершать чемпионат до того, как начинается подготовка команды к столь специфическому ежегодному мероприятию, как чемпионат мира. Высказанные Александром Медведевым пожелания к ИИХФ о переносе мирового форума с мая на февраль неприемлемы в принципе, ведь с учетом давно известного отношения североамериканских сборных к турниру, проводимому, к тому же, посреди сезона, он рискует превратиться в чемпионат Европы с легкой примесью сборных минорных лиг. А это, как ни крути, сильно ударит и по уровню, и по зрительскому интересу к чемпионату мира, а соответствующих рычагов давления на руководство НХЛ для обеспечения перерыва в регулярном чемпионате за океаном у Международной федерации хоккея просто нет. И вряд ли когда-либо они появятся. К тому же, в клубах Национальной хоккейной лиги ведь не только американцы с канадцами играют, и не отпусти их тренерские штабы на мировой форум Зеттербергов, Малкиных, Хар и Овечкиных ряд европейских сборных лишился бы своего костяка. Кому бы это могло пойти на руку? Разве что сборной Норвегии, которая в таких условиях становилась бы одним из претендентов на золотые медали. А еще ведь в календаре регулярного чемпионата есть целых три перерыва на Евротур - турнир, целесообразность проведения которого давно находится под большим вопросом.
Вот и получается, что в своем стремлении пойти на уступки столь важным, но при этом единичным составляющим, как сборная или иностранный клуб, КХЛ теряет основные инструменты, необходимые для становления Лиги - потенциальных спонсоров и потенциальных болельщиков. Конечно, для кажущегося Медведеву и Ко идиллией нахождения почти всех клубов на "подсосе" у местных бюджетов и денег одной-двух крупных корпораций эти потери не смертельны. Но стоит лишь задуматься о том, что произойдет, если по причине какого-либо изменения конъюнктуры мирового рынка нефти и/или газа эти корпорации откажутся от финансирования клубов, тратящих десятки миллионов рублей только на перелеты, как за существование этой Лиги в принципе становится страшно. Ведь ни один клуб КХЛ и близко не подошел к самоокупаемости, и, например, без субсидий из бюджета субъекта федерации, 90% из них грозит мгновенная смерть. Не верите? Спросите у болельщиков тольяттинской Лады или воскресенского Химика.
Естественно, что решить все эти проблемы за один или два года просто нереально. Но и откладывать их в долгий ящик уже нельзя, ведь совсем недавно Лига столкнулась с возможностью потери еще двух команд - чеховского Витязя и екатеринбургского Автомобилиста. А ведь начать можно было бы с малого - создания нормального "дивизионного" календаря, минимизирующего хотя бы одну категорию затрат, например, по лекалам постлокаутного сезона в НБА, когда команды из разных конференций встречались между собой лишь один раз. Но, как оказалось, решить эту задачу Лига на данный момент не в состоянии.