Большинству украинских поклонников хоккея
Игорь Гонгальский стал известен в 2009 году, когда в первый и пока последний раз приезжал на сборы национальной команды Украины. Тогда в товарищеском матче с нижегородским Торпедо Гонгальский запомнился эффектным силовым приемом, который не выдержало даже заградительное стекло на катке в ТРЦ Терминал. В целом, своей силовой манерой игры Игорь оставил весьма приятные впечатления о себе. Однако дебютировать в национальной сборной в официальных матчах Гонгальскому пока так и не удалось.
С тех пор прошло уже два года – Гонгальский проделал нелегкий путь от команды Стоктон Тандэр, выступающей в ECHL, до фарм-клуба Баффало в АХЛ Портленд Пайретс, где ему удалось закрепиться и получить полноценный контракт на весь сезон.
О том, как начинал свой хоккейный путь, о дебюте в АХЛ и своих планах на будущее Игорь Гонгальский рассказал нашему сайту во время своего краткосрочного визита в Киев.
"Все началось с фигурного катания"
- Игорь, расскажи, как ты начал заниматься хоккеем, кто был твоим первым тренером?
- Началось все с фигурного катания. Сестра занималась, а мне в это время было два-три года. Я ходил на тренировки вместе с ней, начал кататься. Но потом начал со всеми драться и меня выгнали с секции. Сказали: "Иди в хоккей!" (улыбается).
Так я начал заниматься хоккеем. Моим первым тренером был Ладыгин, а потом мой год (а я играл за 1985-й) забрал Давыдов Анатолий Петрович, у которого играл до 14-ти лет, после чего моя семья эммигрировала в Канаду.
- В Канаду ты уезжал вслед за семьей, или семья уезжала для того, чтобы ты имел возможность развивать свою хоккейную карьеру за океаном?
- Можно сказать и так и так. Хоккей был одной из причин, почему мы уехали. Когда мы приехали, я начал играть в юниорской лиге Junior A в команде Сент-Майклс Базерс, где отыграл один год, после чего меня пригласили играть в Оуэн Саунд (OHL). Оттуда меня приглашали в Садбэри (OHL), но
я туда не попал, может быть не понравился тренеру. Вернулся в Сент-Майклс, и оттуда меня снова пригласили в Оуэн Саунд, а после двух с половиной лет поменяли в Ошаву. Есть такое правило, что игроков возрастом в 20 лет должно быть не более трех в команде. Я оказался лишним, и попросил, чтобы меня поменяли. На следующий день мне позвонили и обменяли в Ошаву. В Ошаве мне очень нравилось – я играл с
Тавересом, Клатербаком, МакЛейном…
- К слову, тогда Таваресу было 15 лет – он был одним из самых молодых в команде. Наверное, уже тогда Джон выделялся среди других игроков?
- Да, уже тогда он выделялся. Стиль игры у него, можно сказать, незаметный. Ты можешь с ним играть, не замечая его, но он все равно забьет два гола и отдаст три передачи! К нему всегда приходит шайба. У Тавареса были такие моменты, когда он выходил два в один с партнером, пытался отдать пас, а шайба, попав в конек защитнику, все равно отлетала в нему, после чего он забрасывал уже в пустые ворота. Я даже не знаю, как это назвать, чувство или нет, но шайба к нему буквально приходит. Он всегда выделялся, и выглядел взрослее своих лет. Он меня младше, но мы с ним всегда хорошо общались и сейчас общаемся – хороший парень.
- Когда ты только приехал в Канаду, прочувствовал какие-то отличия в детском хоккее?
- Да нет, детский хоккей он, наверное, везде одинаковый. Разницы, в принципе, нет.
- Пройдя ОХЛ, ты выдал потрясающий первый сезон в ECHL, однако сходу пробиться в АХЛ не удалось – почему?
- Конечно, возможность была, но я считаю, что не был готов, чтобы сделать шаг из ECHL в АХЛ. Хотя решил это не я. Я был готов сделать все, чтобы играть в АХЛ. Но когда звонили с этой лиги, мой тренер, с которым я до сих пор дружу, сказал, что я еще не готов играть на таком уровне. Просто, если ты попадаешь в АХЛ и не можешь сразу себя зарекомендовать, тебя "спишут" и больше брать не станут.
"Мне нравиться драться!"
- К слову, первый сезон в ECHL стал для тебя самым урожайным в плане штрафного времени. Тебе приходилось доказывать на льду свою состоятельность в боях, либо же это изначально был твой стиль игры?
- В большей степени этой мой стиль. Я его не то, чтобы выбираю, но когда ты дерешься, и все знают, что ты всегда можешь постоять за себя, другие игроки тебя больше уважают, дают больше времени обработать шайбу, не ударят лишний раз. Так что я считаю, ничего плохого в этом нет.
- Само собой – это же одна из составляющих хоккея!
- Да и мне нравиться драться (улыбается).
- Судя по всему, твои бойцовские навыки формировались еще с детства, с фигурного катания?
- Ну, я не могу сказать, что с фигурного катания (смеется). В мой первый год в OHL, когда я пытался пробиться в эту лигу, мне нужно было что-то привнести с собой, чтобы попасть в команду. Потому я и начал драться. Немного, я ведь не дерусь часто – раз 15 в сезон. Могу за себя постоять, подраться когда надо, а когда не надо, просто отойду от боя.
- На твоем счету более 50-ти боев. Какой из них запомнился больше всего?
- Как-то я подрался с
Деннисом МакКоли. Разбил ему бровь, себе порвал связки большого пальца, пришлось делать операцию, из-за чего пропустил два месяца. А в этом году мы с ним играли в одной команде – он оказался очень хорошим парнем.
"Жду предложение от Баффало"
- Первая попытка закрепиться в АХЛ, в составе Сан-Антонио Рампэйдж у тебя вышла неудачной…
- На то время Сан-Антонио была командой Финикса. У них забрали игроков "наверх", и им были нужны хоккеисты. Но в любом случае, когда игроки возвращаются, как бы ты не играл, места в составе у тебя не будет, и я это прекрасно знал.
- Зато через год свой шанс закрепиться в АХЛ ты, кажется, использовал сполна...
- До перехода в Портленд я играл в ECHL в Калифорнии (Стоктон Тандерс – прим. iSport.ua), и в нашей лиге конференции не пересекаются. Я попросил, чтобы меня поменяли в другую конференцию. Тренер произвел обмен, и я начал сезон в Южной Каролине, в команде Гринвилл Роад Уорриорс, которая только образовалась. Сыграл два матча и потянул пах. Пропустил недели три, после чего доктора сказали, что я могу играть. Но тренер не ставил меня в состав. Сначала одну игру, потом вторую. Наверное, я ему не понравился, даже не знаю почему. Когда я подошел к нему, спросив, почему я не играю, он ответил, что я пропустил три недели, и он не может меня сразу поставить. Меня это даже задело. Потом было турне по северным штатам – шесть или семь игр, из которых я сыграл две. После чего мне позвонили из Портленда, сказав, что они хотят меня взять.
Кроме того, еще раньше я тренировался в летнем лагере Баффало, фарм-клубом которого являлся Портленд. Главный тренер
Кевин Денин меня уже знал. Он позвонил в Баффало, сказав, что я ему нужен. Так я и подписал контракт.
- Сильно ли отличается уровень ECHL от АХЛ?
- Да, конечно! Все намного быстрее, больше адреналина. Сейчас разницу уже не ощущаю, ведь отыграл весь сезон в АХЛ. А в самом начале сезона меня поставили в тройку к
Марку Манкери и
Метту Эллису. Оба игрока из НХЛ. Их уровень настолько выше! Когда он отдает пас, или пытается обойти игрока, сбросить шайбу… Настолько интереснее играть с хоккеистами, которые выше по уровню, и ты пытаешься тянуться к ним.
- Практически весь сезон ты провел в третьем-четвертом звене – какова роль отводилась вашей тройке?
- У Кевина Денина вообще не было такого понятия как "четвертое звено". Он мог выпустить че
твертую тройку против первого звена соперника. Вообще Денин очень хороший тренер, исповедующий, можно сказать, новый стиль хоккея. Не просто вход в зону через вброс шайбы, а по возможности через пас. Более европейский стиль. Если у тебя шайба, он просил не отдавать ее, не вкидывать в зону, а разыграть. Я считаю, это очень правильно.
- От Портленда в плей-офф ожидали более высокого результата, чем второй раунд – почему не удалось пробиться по турнирной сетке выше?
- Когда мы играли с Бингхемтоном, а это фарм-клуб Оттавы Сенаторз, у них вернулось из НХЛ шесть или семь игроков. У нас тоже было пополнение из Баффало – Манкери и Элисс. Ну а забрали и не вернули Граньяни. Конечно, плохо, что мы проиграли, но в Бингхемтоне была хорошая команда.
- Какие у тебя планы на следующий сезон, есть ли у тебя предложения из НХЛ?
- Сейчас планов нет – я жду решения Баффало. Я знаю, что агент звонил в Нью-Йорк, в Коннектикут Уэйл. Мы с ними играли в первом раунде плей-офф, и они во мне тоже заинтересованы. Но у меня такая профессия, что никогда не знаешь, где окажешься завтра. Может быть заинтересован один клуб, а уеду в другой. Но я все-таки надеюсь на то, что мне предложит контракт Баффало.
- Не было ли у тебя предложений продолжить карьеру в Европе или КХЛ?
- Сейчас я считаю, что мне еще рано уезжать из Америки в Европу. Потому что потом будет очень сложно вернуться назад. КХЛ – конечно я был бы рад сыграть в этой лиге, но предложений пока не было.
"Я всегда готов приезжать в сборную – для меня это одно удовольствие!"
- Украинских болельщиков интересует история с твоим вызовом в сборную Украины – приходил ли официальный запрос в клуб?
- Да, конечно, приходил вызов. Мой хороший друг и тренер
Николай Майко сказал, что меня ищут из сборной Украины. Мне позвонили, сказали, что хотели бы, чтобы я выступил за сборную. Я, конечно же, согласился. Сказал, что буду только рад. Но у нас были матчи плей-офф АХЛ, и я не смог прилететь.
- Проясни пожалуйста ситуацию по гражданству – есть ли у тебя украинский паспорт?
- Мне просто надо сделать спортивный паспорт (кажется, так он называется), и тогда я смогу сыграть за сборную Украины.
- Говорил ли с тобой кто-то по поводу твоего возможного участия на чемпионате мира во время твоего первого участия в сборах национальной команды в 2009 году?
- Я не знаю, кто говорил, что меня приглашали в сборную, а я не хотел приезжать. Меня пригласили, я сразу же согласился, мне было очень приятно, что меня еще помнят. И я всегда готов приезжать в сборную – для меня это одно удовольствие!
- Какие были твои впечатления от первого матча, пусть и товарищеского, в составе сборной Украины?
- В первой игре была паника (улыбается). Совсем другой стиль! В Америке вбросить шайбу в зону – это считается нормальным, а здесь раскатывается вся пятерка, играют в быстрый пас, а если не могут войти в зону, снова возвращаются к синей линии и повторяют попытку. В АХЛ и ECHL такого нет. Здесь совершенно другой стиль игры, но мне он очень нравится.
- Яромир Ягр в одном из интервью сказал, что отличие европейского хоккея от НХЛ настолько кардинальное, что эти два стиля объединяет только одно название – "хоккей"
- Я бы с ним согласился. Это называется хоккей, но он настолько отличается, что даже сравнить нельзя. Это не так заметно, когда смотришь со стороны, но когда играешь – ощущаешь насколько это разные стили. В первой игре на европейской площадке я себя чувствовал очень не комфортно, но во второй уже привык.
- С кем из наших ребят поддерживаешь отношения?
- Дима Найда, он живет в Портленде. У него была травма колена, и он завязал со спортом. Юра Ковалев, играли вместе за 1985-й год. И Славик Медведев – он тоже 85-го года. Еще Коля Сидоров, но мы с ним последнее время потеряли связь.
- Как считаешь, тренер-иностранец – это лучшее решение для нашего хоккея, или лучше доверять украинским специалистам?
- Сложно сказать… Канадский хоккей отличается очень сильно – в стиле, в тренировках. Лично для меня канадский стиль намного привычнее, так что ничего плохого в том, что американец или канадец тренировал бы нашу сборную, я не вижу. Наоборот, считаю – что это было бы хорошо.
Досье iSport.ua:
Игорь Гонгальский
Дата рождения: 5 октября 1986 года
Возраст: 24 года
Рост: 183 см
Вес: 102 кг
Амплуа: левый нападающий
Хват: левый
Профессиональная карьера: Бэмптон Кэпиталс (OPJHL), Сент-Майклс Баззерс (OPJHL), Оуэн Саунд Аттак (OHL), Ошава Дженералс (OHL), Фрешно Фалконс (ECHL), Стоктон Тандэр (ECHL), Сан-Антонио Рампэйдж (AHL), Гринвилл Роад Уорриорс (ECHL), Портленд Пайретс (AHL).