Приятным бонусом для болельщиков НХЛ является достаточно большая финансовая открытость Лиги, которая позволяет заглянуть в кошельки игроков значительно глубже, чем в том же европейском футболе. Плюс открытые платежные ведомости всех клубов дают возможность оценить работу менеджмента и прогнозировать какие-то дальнейшие шаги руководства.
Дополнительным штрихом в картинку зарплат хоккеистов являются высокие налоги, которые платят в Северной Америке. Поэтому, оценивая условный контракт на один миллион долларов какого-нибудь заурядного тафгая, проводящего на льду в лучшем случае по 3-4 минуты за матч, стоит помнить о реальных деньгах, получаемых игроком на руки.
С учетом того, что в разных штатах Америки и в разных провинциях Канады действуют различные ставки налогообложения, хоккеисты наверняка выбирают новую команду не только по спортивному принципу. Ранее считалось, что наиболее выгодно подписывать контракты с клубами из штата Флорида - Флоридой и Тампой-Бэй - где не было отдельных налогов штата и из зарплат высчитывался нижний процент налога всех США, а именно 35,7%. Отсутствие налога в самом штате не означает, что хоккеисты получали 100% своей зарплаты, однако при нижней ставке в 35,7% игроки с миллиона получали около 650 тысяч.
Любопытно, что такая же ставка была в штатах Техас и Теннесси - соответственно, игроки Тампы-Бэй, Флориды, Далласа и Нэшвилла получали значительно больше своих коллег по НХЛ. Кроме того, ранее налоги наиболее тяготили команды из Канады, однако сейчас коллективы из этой страны занимают как первое место по уровню налогообложения, так и последнее.
Официально известно, что в сезоне 2014-2015 выгоднее всего играть за Калгари и Эдмонтон из провинции Альберта, где из зарплаты в пользу государства изымается 38,5%. Пятерку лидеров с самыми низкими налогами замыкают старые знакомые: Молнии, Пантеры и Хищники - там ставки были подняты до уровня 40,5%. И если больше всех экономят хоккеисты Флеймз и Ойлерз, то сильнее всех налогами задавили провинцию Квебек и клуб Монреаль. Игроки Канадиенс вынуждены отдавать в бюджет больше половины своих заработков, а именно 54%. При этом в 2012 году Квебек и был на последнем месте в этом рейтинге, но тогда уровень налога составлял 52,3%.
Другими словами, если сейчас кто-нибудь из Канадиенс подписал контракт на 10 миллионов, то на руки в итоге получил бы 4,6 миллиона, а остальное пришлось бы отдать в качестве налогов. Думается, теперь понятна одна из причин, почему защитник Пи Кэй Саббен получил контракт сразу на 72 миллиона, и дело тут не только в его игровых качествах.
Впрочем, если посмотреть на команды, где игроки платят меньше всех налогов, то это никак особенно не сказывается на их успешности, и топовые свободные агенты не всегда с удовольствием бегут в тот же Нэшвилл или Флориду. Кроме того, в штате, где самый высокий уровень налогов, обитает наиболее успешная команда НХЛ последних лет. Хоккеисты Лос-Анджелеса в качестве налогов вынуждены отдавать 53% своей зарплаты, что является самым высоким показателем в США. Соответственно, такие же калифорнийские налоги платят хоккеисты Анахайма и Сан-Хосе, которых едва ли можно назвать аутсайдерами чемпионата.
Завершим нашу небольшую статью двумя трейдами-примерами, которые иллюстрируют работу налогов в разных странах. Например, переход из Оттавы в Даллас, благодаря приятному налогообложению штата Техас, сэкономил Джейсону Спецце 395 тысяч долларов. А вот Па Паренто, который был обменян из Колорадо в Монреаль, из-за этого перехода потерял 350 тысяч долларов.
Отметим, что популярный у топовых и не только хоккеистов пункт в контрактах о полном или частичном запрете на обмен без согласия самого игрока принят не исключительно по спортивным, но и по логичным финансовым причинам, ведь банальный трейд из Эдмонтона в Лос-Анджелес может существенно отразиться на зарплате игрока.