Первые драфты прошли именно в стенах этого отеля
В НХЛ кроме самого хоккея есть еще множество любопытных вещей, способных привлечь к игре внимание большинства болельщиков. Процедура драфта как раз и является одним из интереснейших мероприятий в течение истории Лиги. Драфт-2010 давно завершился, до старта следующего выбора игроков почти год, но мы в рамках наших "хоккейных историй" решили коротко рассказать об идее возникновения и развития драфта, а также интересные факты, связанные с данным событием в жизни НХЛ. Собственно, идея драфта воплотилась в жизнь в 1963 году из-за желания руководства НХЛ сделать Лигу более равной и справедливой для всех, пусть тогда в чемпионате и участвовало всего шесть команд. В то время молодых хоккеистов банально переманивали к себе самые богатые клубы, а именно Монреаль и Торонто. Они же в основном и боролись за Кубок Стэнли, редко позволяя вмешаться в большую игру другим представителям "Оригинальной шестерки" (не зря у Монреаля сейчас 24 Кубка, а у Торонто 13), поэтому было решено каким-то способом уравнять силы разных коллективов.
Тогда президентом НХЛ был Кларенс Кэмпбелл, который кроме введения процедуры драфты отметился несколькими новациями - например, он увеличил количество матчей регулярного сезона с 50 до 70 и поспособствовал возникновению шоу Олл-Стар Гейм. Кэмпбелл стал руководителем НХЛ в 1946 году, продержавшись на своем посту 31 год! В итоге Кэмпбелла ввели в Зал славы НХЛ и его именем назвали одну из двух конференций, известной сейчас как западная. Чтобы увековечить память выдающегося функционера, вместо названия конференции его имя носит трофей, вручаемый нынче финалисту Кубка Стэнли от Запада (сейчас это Чикаго Блэкхокс).
Так вот, в середине 50-х годов именно при Кларенсе Кэмпбелле появилась идея драфта, то есть выбора командами молодых хоккеистов по завершению сезона, чтобы каждый клуб НХЛ мог заполучить себе хорошего исполнителя и все лучшие кадры не стекались только в команды с большими финансовыми возможностями. Первая процедура драфта, названная NHL Amateur Draft, была назначена на 5 июня 1963 года и состоялась в отеле "Королева Елизавета", город Монреаль. Согласно тем правилам, к выбору были доступны хоккеисты, которым исполнится 17 лет во временном промежутке между августом 1963 года и июлем 1964 года. Интересно, что игроки ничего не знали о том, кто их выбрал до исполнения ими 18 лет - только тогда клуб имел право начинать переговоры со своим хоккеистом. У руководства было 72 часа, чтобы подписать исполнителя или поместить его в специальный список, указывающий на то, что команда готова вести переговоры с другими коллективами об обмене игрока.
Порядок выбора уже тогда был построен по знакомой нам системе: команда, завершившая чемпионат на последнем месте, имеет право выбрать игрока первой, предпоследняя - второй, и так далее. Хотя далее сохранялась круговая система выбора, то есть если команда в первый год драфта выбирала игрока, скажем, второй, то через сезон будет выбирать первой, а клуб, имевший первый выбор, перемещается на шестую позицию, и так все команды постепенно проходили по кругу. Впрочем, клубы могли или отказаться от права выбора в определенном раунде, или передать свой выбор другой команде. Сезон, предшествующий драфту, завершился последним местом Бостона, но в результате переговоров первым выбирал Монреаль, а Медведи пошли только третьими. В тот год шесть команд выбрали 21 игрока в четырех раундах, но процент удачных попаданий оказался весьма слабеньким - лишь пятеро хоккеистов заиграли в НХЛ, только один из них выиграл Кубок Стэнли (Петер Маховлич с Монреалем, был выбран Детройтом) и никого из первопроходцев драфта не внесли в Зал славы Лиги.
В следующем сезоне процедура драфта прошла все в том же отеле Монреаля и все по тем же правилам. Любопытная история приключилась с Кеном Драйденом, выбранным Бостоном под 14 номером третьего раунда. Вратарь, узнав о заинтересованности в нем команды НХЛ, заявил, что пока не намерен становиться профессиональным хоккеистом, желая и дальше выступать за команду Корнельского университета и получить высшее образование. В такой ситуации Медведи решили обменять свои права на "заучку" Драйдена в Монреаль, где терпеливо дождались завершения учебы Кена, пригласив его к себе в 1970 году. Драйден сыграл за Канадиенс семь полных сезонов, выиграл Конн Смайт Трофи, Калдер Трофи, Везина Трофи, участвовал в пяти Олл-Стар Гейм и является обладателем шести Кубков Стэнли.
В следующем году драфт вышел совсем скудненьким и команды выбрали всего одиннадцать игроков. Представители Торонто, посмотрев на доступных игроков, вовсе отказались участвовать в драфте-1965. Следующее значимое событие в истории драфта случилось в 1967 году, когда НХЛ решилась на существенное расширение чемпионата, добавив еще шесть команд: Лос-Анджелес Кингз, Миннесота Норс Старз, Филадельфия Флаерс, Питтсбург Пингвинз, Оклэнд Сеалс и Сент-Луис Блюз. Чтобы дать новичкам определенное преимущество и возможность хорошо укомплектовать составы, им предоставили возможность выбирать перед клубами "Оригинальной шестерки". Кроме того, немного изменили и правила выбора хоккеистов, позволив драфтовать игроков в возрасте от 18 до 20 лет.
Шестой по счету драфт НХЛ запомнился действиями недавнего новичка Лиги, Оклэнд Сеалс, которые первыми в истории обменяли свою возможность стартового выбора, отдав это право Монреалю. Более того, единственный раз сложилась ситуация, когда одна команда, а именно Канадиенс, в результате переговоров и обменов с другими командами смогли выбрать первых трех хоккеистов драфта-1968. Естественно, все сразу не могло пройти гладко, поэтому Лига почти каждый год изменяла правила драфта, постепенно приводя процедуру к ее современному виду. В 1969 году случилось важное изменение, так как Лига получила возможность выбирать для себя европейских хоккеистов. Правда, для этого надо было запросить разрешение соответствующей федерации в Европе, а только потом драфтовать интересующего исполнителя. Первым игроком Старого света, задрафтованным в НХЛ, стал финн Томми Салмелайнен, выбранный Сент-Луисом. В Лиге форвард так и не дебютировал.
Кроме того, этот драфт стал последним для Монреаля, когда клуб имел право приоритетного выбора двух франкоговорящих канадских игроков. К тому времени в Лиге перешли уже от четырех раундов драфта к пятнадцати, и с 1970 года в каждом раунде выбирали уже 14 игроков, так как НХЛ пополнилась еще двумя командами - Баффало Сейбрз и Ванкувер Кэнакс.
Прошло уже почти десять лет с момента введения драфта, а потому клубы, попривыкнув, начали искать выгодные пути для получения высоких номеров. В то время у сильных команд появилась практика обменивать своих квалифицированных ветеранов в слабые клубы ближе к концу сезона, получая у них взамен выбор в первом раунде драфта. Естественно, мощные команды надеялись, что те, с кем они провели сделку, закончат чемпионат в подвалах таблицы (желательно последними) и отдадут им первый номер. Ради достижения своих целей некоторые шли на пусть и законные, но уловки. Например, Монреаль в 1971 году выменял у аутсайдера, клуба Калифорния Голден Сеалс (бывший Оклэнд Сеалс), их право выбора в первом раунде, однако под конец сложилась ситуация, когда Калифорния начала резко набирать очки и могла уйти с последнего места. Главными же претендентами на последнюю позицию первенства стали Короли Лос-Анджелеса, которых почти догнали хоккеисты Калифорнии.
Монреаль, решив утопить Голден Сеалс ради первого номера драфта, берет и отправляет в состав Королей своего сильного центрфорварда Ральфа Бэкстрема с целью усиления Лос-Анджелеса. План Канадиенс сработал, и Короли в таблице оказались выше Калифорнии, а Монреаль в итоге под первым номером выбрал знаменитого Ги Лефлера, будущего члена Зала славы...
Во второй части материала мы расскажем о противостоянии НХЛ и ВХЛ (World Hockey Association), превращение драфта в публичное шоу и несколько других историй, связанных с процедурой выбора молодых игроков Лиги.