Первый матч финала Кубка Стэнли…Что можно к этому добавить? Пожалуй, немного истории, немного статистики и немного стоит поговорить о составах.
Итак, об истории. Бостон – пятикратный обладатель Кубка Стэнли (1929, 1939, 1941, 1970 и 1972). Медведи оказались в финале Кубка впервые с 1990 года, когда команда в 5-ти матчах проиграла Нефтяникам. Вообще после 1972 года (именно тогда Медведи в последний раз поднимали над головой Кубок Стэнли) Бостон Брюинз пять раз добирался до финала и неизменно там проигрывал. Хуже того, из 25 сыгранных на этой стадии турнира поединков команда из Массачусетса выиграла лишь 5. То есть, в среднем брала один матч финальной серии.
Ванкувер попал в финал впервые с 1994 года (тогда канадцы уступили Рейнджерам 3-4), и в третий раз в своей истории. А первое участие команды из Британской Колумбии в решающей стадии турнира датируется 1982 годом (тогда, как вы понимаете, балом правили Островитяне, они и выиграли ту серию всухую).
О статистике. Главное различие между коллективами мгновенно бросается в глаза, и заключается оно в следующем: Бостон - лучший в Лиге коллектив по результатам игры в равных составах. Так было в регулярном чемпионате, сохранилась тенденция и в плей-офф - 48 заброшенных шайб против 31-й у Ванкувера. А Касатки удерживают первую строчку по реализации лишнего игрока: 17 шайб в большинстве, в то время как Медведи лишь 5 раз наказывали соперников за нарушения правил (показатель третий с конца). Что перевесит в данном противостоянии – дополнительная интрига финальной серии.
И о составах. Бостон подошел к первому матчу в полном здравии. Канадцы не досчитались Самуэльссона, для которого сезон закончен, зато вернулись на лед Кристиан Эрхофф и Аарон Роум, и со дня на день ожидается возвращение Мэнни Малотры.
Переходим к событиям первого матча. Начался финал с атак хозяев, которые с первых минут встречи заперли Медведей в их зоне. Попытка ошеломить гостей стартовым штурмом и застать их врасплох не увенчалась успехом, Тим Томас без проблем отразил четыре броска по своим воротам на данном отрезке, а на 5-й минуте периода вектор игры изменился. Даниэль Седин получил 4 минуты штрафа за игру высоко поднятой клюшкой против Здено Хары, и подопечные Клода Жульена оказались в большинстве.
Как Бостон реализует лишнего мы уже говорили, и в последующие минуты имели прекрасную возможность убедится в правильности этих слов. Двойной малый штраф Касатки убили без особых проблем, хотя гости и нанесли несколько бросков по воротам Роберто Люонго. Любопытно, что Жульен продолжает использовать в РР вариант спецбригады с тремя защитниками – Каберле и Сайденберг располагаются на синей линии, Крейчи и Хортон – по краям, а Хара скринит вратаря и борется на пятаке.
Не успел Даниэль Седин вернуться на лед, как уже Ванкувер получил численное преимущество. Совсем необязательный штраф заработал Келли, который неосторожно сыграл высоко поднятой клюшкой в зоне хозяев. Нельзя сказать, что Ванкувер действовал в РР не намного эффективнее, чем Бостон, но пару опасных бросков по воротам Томаса им нанести все же удалось. Игра в большинстве продлилась недолго, так как за 30 секунд до выхода на лед Криса Келли судьи выписали штраф Алексу Барроусу.
Далее события развивались в том же ключе. Медведи поиграли в большинстве, вновь не смогли создать ничего путного, через пару минут в свою очередь нарушили правила, и две минуты преимуществом владел Ванкувер. И вновь обошлось без заброшенных шайб и невероятных моментов. Концовка периода прошла в равной борьбе. По разу команды ошиблись позиционно в обороне, но форварды от излишнего волнения и усердия запороли все потенциально опасные моменты.
Вообще о первом периоде можно сказать одно – ощущалось невероятное напряжение, которое буквально мешало хоккеистам играть. Оголенный нерв матча чувствовался и на трибунах, которые вели себя неожиданно тихо, лишь на доли секунды вздрагивая при намеках на опасные моменты. Преимущество по броскам было у Бостона (17:12), но это тот случай, когда цифры статистики не значат ровным счетом ничего. Команды очень боялись ошибиться, играли в высшей степени внимательно и осторожно, плюс волновались соответственно моменту – вот единственный итог, который можно вынести из первого периода.
В конце первой 20-минутки произошла небольшая заварушка за воротами Томаса, которая отразилась на игре уже на старте второго периода. Судьи выписали 2 минуты Бержерону и 4 - Барроусу, в результате чего Бостон начал второй отрезок в РР. А уже на первой минуте 2-го периода Кевин Биекса проследовал в пеналти-бокс, и Медведи получили почти две минуты двойного численного преимущества 5 на 3. Ситуацию для хозяев усложнял тот факт, что их лучшие пеналти-киллеры Барроус и Биекса оказались на скамейке штрафников.
Бостон не был бы Бостоном, если бы реализовал данное большинство. Броски по воротам Люонго были, но со всеми справился кипер Кэнакс. Ванкувер отбился, и, что интересно, даже тот факт, что команда выстояла в ситуации 3 на 5, зрители на Роджерс Арене встретили достаточно сдержанно, без привычного энтузиазма. Да, отвыкшие от матчей на подобном уровне болельщики Ванкувера тоже изрядно нервничали!
Далее продолжился парад удалений. На 4-й минуте пеналти-бокс посетил Дэвид Крейчи. Касатки действовали в РР беззубо и даже ни разу не попали в створ ворот. На 10-й минуте периода удалился Деннис Сайденберг, и пока Ванкувер пытался разыграть отложенный штраф, прекрасный проход удался Райану Кеслеру. Он фактически вышел один на один с Тимом Томасом, но в последний момент шайба сошла с крюка 17-го номера Ванкувера. Снова можно обвинить в этом излишнее волнение.
Через 30 секунд после удаления Сайденберга неосторожно в средней зоне сыграл Рич Певерли, за что в свою очередь получил две минуты. Поиграть 5 на 3 Касаткам не удалось, так как через пару секунд после вбрасывания в зоне гостей судьи уже выписывали две минуты Алексу Барроусу (за подножку на Тиме Томасе). Удаление сомнительное, но вполне в духе судейства, которое мы наблюдали с первых минут игры.
На этом удаления во втором периоде на какое-то время прекратились (лишь за 2 минуты до конца судьи удалили Бержерона, но Бостон выстоял и в этот раз), и команды получили возможность немного поиграть в равных составах. На продуктивности это никак не отразилось, и мы ушли на второй перерыв все с теми же нулями на табло.
Какие выводы можно было сделать после 40 минут игры? Участников финального противостояния продолжало сковывать излишнее волнение, хоккеисты действовали словно с наглухо застегнутыми воротниками и в большей степени боялись ошибиться, нежели думали о созидательных действиях. Отсюда и неудачная игра в большинстве, когда ватные от нервов руки не могут отдать быстрый и неожиданный пас, отсюда малое количество действительно опасных бросков. Были отдельные моменты, в которых эмоции брали верх, и игроки начинали действовать более раскованно. В эти секунды сразу же возникало некоторое оживление у ворот, но продолжались такие "просветления" недолго, и очень скоро команды возвращались к невероятно консервативному ведению игры.
Третий период команды начали неожиданно активно. На первой же минуте хороший момент получил Барроус: Даниэль Седин от синей линии прострелил на пятак, и Алекс подставлял клюшку – Тим Томас оказался на месте. Тут же ответил Бостон: Ференс в похожем стиле отправил шайбу с фланга на пятак, передачу замкнул Лучич, но и тут победу одержал голкипер.
В следующей же смене Раффи Торрес выиграл борьбу у борта и доставил шайбу на пятак. Макс Лапьерр бросил с трех метров, но Томас ловушкой остановил каучуковый диск. Бостон в ответ на это предложил бросок Сайденберга от синей, Люонго щитком отвел угрозу от ворот. Кульминацией данного отрезка стал выход Янника Хансена один на один с Тимом Томасом (Бостон допустил позиционную ошибку при выходе из зоны и вдобавок к этому потерял шайбу), но переиграть голкипера Медведей нападающему третьего звена Ванкувера в том эпизоде не удалось. Счет остался прежним, а команды, словно испугавшись собственной прыти, вновь закрылись.
А во второй половине заключительного периода игра полностью перешла под контроль хозяев. Отличные моменты имели Эдлер, Хансен, Эрхофф. Тот же Эдлер на 15-й минуте периода зарядил в штангу, после чего не на шутку оживились зрители на трибунах! Но все эти действия раз за разом разбивались о стену имени Тима Томаса.
Казалось, что овертайма нам не миновать, шли последние секунды третьего периода. Команды и сами уже мысленно настраивались на дополнительное время, когда свое веское слово сказал Райан Кеслер. Менее чем за 30 секунд до сирены он выиграл борьбу у борта и перевел атаку на противоположный фланг. Янник Хансен сместился в центр и нашел передачей Раффи Торреса. Защитники Бостона и Тим Томас в данном эпизоде уже были отыграны, и Торрес без труда переправил шайбу в практически пустой угол ворот. Шайба пересекла линию за 18,5 секунд до конца основного времени. 1:0! Невероятная развязка первого матча!
В заключении несколько "заметок на полях":
- в конце первого, начале второго периода был 12-минутный отрезок, на протяжении которого Касатки не нанесли ни одного броска в створ ворот Тима Томаса;
- в ситуации 5 на 3 Алан Винье использует особый вариант РР-юнита: Седины и Кеслер располагаются на линии кругов вбрасывания по горизонтали, Сами Сало – на вершине "зонта" на синей линии, а Алекс Барроус – на пятаке перед воротами. В серии против Сан-Хосе эта бригада решила исход четвертого поединка;
- Ванкувер большую часть поединка провел с 5-ю защитниками – травмировался Дэн Хэмьюс;
- Алан Винье фактически играл в три звена: Орескович, Тамбеллини и Болдуц за всю игру провели на льду лишь четыре смены (около 2-х минут каждый);
- Даниэль Седин нанес по воротам Томаса 13 бросков: 8 – в створ, 3 – заблокированы, 2 – мимо цели;
- у Ванкувера больше всех времени на льду провел Кристиан Эрхофф – 26:26, Кеслер лидер среди форвардов – 24:23; в Бостоне таким человеком стал Хара – 28:09.
Ванкувер - Бостон 1:0 (0:0, 0:0, 1:0)
Шайбы: 59:41 Торрес - 3 (Хансен, Кеслер) - 1:0
Вратари: Люонго - Томас
Броски: 34 (12+8+14) - 36 (17+9+10)
Три звезды: Люонго (В), Томас (Б), Торрес (В)
Ванкувер ведет в серии 1:0