В сентябре 2011 года завершилась целая эпоха в истории северо-американского хоккея. О своем уходе на пенсию объявил один из самых выдающихся амеркианских форвардов - Майк Модано. iSport.ua рассказывает о насыщенной карьере последнего игрока, успевшего поиграть в НХЛ еще в 80-х.
Начало
Майкл Томас Модано появился на свет 7 июня 1970 года в 100-тысячном городке Ливония, что на юго-востоке штата Мичиган. Первые хоккейные подвиги Майка датированы 1985-м годом. Тогда 15-летний Мо, играя за Detroit Compuware, набрал 131 (66+65) очко в чемпионате хоккейной лиги Мичигана (MNHL). Хотя в детском хоккее настолько высокая результативность случай не редкий и 100-очковыми сезонами на таком уровне вряд ли кого-то удивишь, слава о юном даровании мигом разнеслась по всей округе. А вскоре о талантах Майка разузнали профессиональные скауты и тут же появилась масса вариантов продолжения карьеры.
Налетчик
Несмотря на настойчивые приглашения нескольких американских университетов, Модано решил попробовать свои силы по другую сторону границы с Канадой, в клубе Prince Albert Raiders из Западной хоккейной лиги (WHL). Тогдашние Рэйдерс старались соответствовать своему звучному имени (прим. - Рэйдерс в вольном переводе с англ. значит налетчики) и играли преимущественно в силовой жесткий хоккей. Основу клуба составляли крепкие задиристые ребята, способные при случае и шайбу забить, и в кулачном бою померяться силами. Поэтому когда Модано присоединился к своей новой команде, мало кто из партнеров поверил, что длинный, но уж больно тощий паренек с брекетами на зубах действительно собирается играть вместе с ними.
Однако когда команда впервые вышла на лед, сомнения развеялись - новичок вытворял невероятные вещи с шайбой и всем стало ясно сразу, что перед ними большой талант. Набрав в дебютном сезоне в WHL относительно скромные 62 пункта, в следующем году Майк удвоил свой очковый баланс и в 17-летнем возрасте вошел в число двенадцати лучших бомбардиров лиги (лучше всех тогда зажигали Джо Сакик и Тео Флери — по 160 очков за сезон). На этом приятности не закончились. На драфте НХЛ, состоявшемся по завершению игрового сезона в Монреале, Миннесота Норс Старз выбрала Модано под общим первым номером. Таким образом, Майк стал лишь вторым на тот момент воспитанником американского хоккея, удостоившимся такой высокой чести.
Сейчас мы привыкли, что первые номера драфта перемещаются в НХЛ как можно быстрее, но руководство Северных Звезд не стало опрометчиво бросать свою новую надежду в НХЛовскую мясорубку — Модано еще на годик отправился радовать болельщиков Рэйдерс. В своем третьем сезоне в Западной хоккейной лиге Майк буквально доминировал, по-другому и не скажешь. Если бы удалось сыграть полный сезон, то наверняка 18-летний уроженец Мичигана смог бы претендовать на титулы лучшего бомбардира и лучшего игрока года. Но так как здоровье позволило провести только 41 матч из 70 возможных, Модано ограничился вторым подряд 100-очковым чемпионатом.
Северная звезда
А осенью 1989 года Майк отправился покорять НХЛ. Ожидания в связи с его приходом были самые высокие. Конечно, один человек, даже самый талантливый, не в состоянии кардинально перевернуть ход событий, если дела не идут у всей команды. Но, учитывая высокий драфтовый номер, от Модано ждали чудес. С индивидуальными достижениями 9-ки Миннесоты был полный порядок. В премьерном сезоне НХЛ вчерашний "рэйдер" записал на свой счет 75 (29+46) очков. Сегодня такой результат вероятно вызвал бы массовую истерию в среде болельщиков, ведь нынче только избранные могут сразу дотянуться до отметки 60 баллов. Но в конце 80-х как раз был бум результативности, лучшие игроки лиги могли набирать полторы сотни очков за сезон, а 75 баллов это, скорее, был результат на уровне хорошего игрока второго звена.
Как бы там ни было, даже в те годы для дебютанта это считалось отличным достижением, и быть бы Модано лучшим новичком года, да помешало несовершенство правил голосования. Дело в том, что в 1990-м году кандидатом на звание лучшего новичка мог считаться любой игрок, проводивший свой первый сезон в профессиональной северо-американской лиге, независимо от возраста. А по ту сторону Атлантики незадолго до этого рухнул железный занавес и лучшие хоккеисты из СССР дружно ринулись на ледовые арены США и Канады. Вместе с Модано свои первые шаги в НХЛ тогда сделали все участники легендарной первой пятерки советской сборной — Фетисов, Касатонов, Крутов, Ларионов, Макаров. Последнему и достался Колдер Трофи-90, хотя на самом деле трудно было назвать абсолютным новичком 31-летнего игрока с десятком чемпионатов мира и несколькими Олимпиадами за плечами. Именно этот случай вынудил лигу ввести так называемое правило Макарова (с тех пор новичком может считаться игрок не старше 26 лет).
Следующие два года Модано провел без особого прогресса, а в четвертом сезоне сделал качественный прыжок вверх — впервые в карьере набрал 93 очка. Только на результатах команды в целом это никак не сказалось. Норс Старз как были середнячком своей конференции, так им и оставались. Из года в год Миннесота проигрывала чаще, чем выигрывала, занимала 4-5 место в своем дивизионе и благополучно вылетала на ранних стадиях плей-офф. Затяжная полоса посредственных результатов негативно сказалась на посещаемости матчей, и даже в таком хоккейном регионе болельщикам надоело ждать крупных успехов.
Исключением из правил стал лишь сезон 1990-91, когда Северные звезды, предварительно проведя регулярный сезон по привычной схеме, весной внезапно добрались до финала Кубка Стэнли, по пути устранив две лучшие команды чемпионата - Сент-Луис и Чикаго. В финале их ждал Питтсбург во главе с Лемье, что тоже отнюдь не подарок. Здесь уж Звездам на еще одну сенсацию задора не хватило. В шести матчах выиграл тот, кто и должен был выиграть. Потом была еще парочка невзрачных сезонов и летом 93-го терпение хозяина Миннесоты лопнуло - команда была перевезена в Даллас, а Звезды из северных превратились в обычных.
Просто звезда
На новом месте о канадской забаве с шайбой знали разве что из выпусков новостей по телевизору. Во всем северном Техасе в лучшем случае было 2-3 хоккейные арены. По воспоминаниям самого Модано, местные фанаты поначалу были настолько далеки от хоккея, что категорически не разбирались в правилах проброса и не понимали, почему за драку во время матча удаляют всего на 5 минут. Несмотря на опасения, хоккей в Далласе прижился. Тут как нельзя кстати пришелся первый и единственный сезон, в котором Модано наколотил 50 голов. Яркое выступление главной звезды коллектива несомненно помогло привлечь дополнительных болельщиков на трибуны.
Сезон 1995-96 для техасцев начался не так хорошо, как хотелось бы. В первой половине чемпионата Старз одержали скромные 11 побед, настало суровое время перемен в тренерском штабе. Новым наставником Далласа назначили тренера-дебютанта Кэна Хичкока, и это ход стал поистине судьбоносным для Майка. До драфта и в первые годы в НХЛ Модано рассматривался исключительно как атакующий игрок. Как это часто бывает у креативных форвардов, Майк недолюбливал силовую борьбу, но был очень искуссным в зоне соперника. Выдающееся катание, хлесткий и точный бросок — вот чем был известен форвард на заре своей карьеры.
Будучи безоговорочным лидером команды в результативности, 9-й номер Старз раз за разом заканчивал сезон с отрицательным показателем полезности. Но новый тренер, не откладывая дело в долгий ящик, сразу взялся за перевоспитание ведущего нападающего. К чести Модано, он нашел в себе силы наступить на горло собственной песне и неуклонно исполнял волю своего командира. Вероятно, такая переквалификация в двустороннего форварда поставила крест на мечтах о еще одном 50-голевом сезон, но результаты Далласа постепенно пошли вверх, и это было главным.
Вершиной сотрудничества Старз и Хичкока стал сезон 1998-99. В регулярке Звезды набрали рекордные 114 очков (в т.ч. 51 победа), тем самым обеспечив себе Кубок президента, а через пару месяцев неслучайность успеха была подтверждена победой в финале Кубка Стэнли. Наш герой уже привычно играл важнейшую роль на обоих концах площадки, регулярно появляясь в спецбригаде меньшинства, при этом не забывая набирать очки по графику один пункт за игру. Хотя в том розыгрыше Модано и стал самым результативным игроком своей команды, до индивидуального приза как всегда не хватило самую малость — самым ценным хоккеистом кубковых баталий был признан его одноклубник Джо Ньювендайк, набравший чуть меньше очков, но при этом забивавший в два раза чаще.
Через год команда по инерции второй раз подряд вышла в финал Кубка, Модано снова набрал свои 23 очка в 23 матчах, но на этот раз главный трофей года ускользнул в руки соперника. Играть постоянно на таком высоком уровне невозможно, и, видимо, сказалась накопившаяся усталость (за 3 года Старз провели 309 матчей в чемпионатах и плей-офф), поэтому дальше кривая результатов пошла по наклонной. Через два года после поражения в финале Даллас не смог даже пробиться в восьмерку сильнейших команд конференции и с Хичкоком пришлось прощаться.
Очередная смена наставника дала свои плоды - Старз вернулись в плей-офф, но лучшие годы лидеров были позади и снова забраться на доминирующие позиции в лиге им было не под силу. Модано продолжал играть в свой разносторонний хоккей, хотя иногда случались и срывы. Если в период с 1996-го по 2003-й годы Майк был одним из самых полезных форвадов лиги (с точки зрения такого статистического показателя как плюс-минус), то в сезоне 2003-04 его ждал оглушительный провал — непривычно низкая результативность (44 очка в 76 матчах) в сочетании с "-21" в графе плюс-минус. Во время локаута было над чем задуматься, и, поговаривают, Модано в тот момент серьезно рассматривал возможность перехода в Бостон.
Для решения трудного вопроса с продлением многолетнего лидера был вовлечен Том Хикс, владелец Далласа. Хикс убедил Модано остаться с Техасе еще на 5 лет. К сожалению, ничем выдающимся за этот период ни Даллас, ни Модано не отметились. Первый чемпионат после локаута вышел довольно продуктивным, что было связано с диким количеством удалений - команды едва ли не треть игры проводили в неравных составах, отсюда и скачок в результативности. Затем постепенно Модано скатился на уровень 40-50 очков за регулярку.
Более-менее удачным в плане личных достижений можно еще назвать 2007-й год. Сначала в марте Модано вторым из американцев забросил 500-ю шайбу в карьере, а некоторое время спустя стал лучшим американским снайпером в истории НХЛ, обойдя Джо Маллена. Осенью того же года с помощью дубля в ворота Сан-Хосе он вышел на первое место в историческом списке лучших американских бомбардиров.
Детская мечта
Летом 2010 года подошла к концу 5-летняя сделка с Далласом. Новый генменеджер клуба, тот самый Джо Ньювендайк, недвусмысленно дал понять стареющему Майку, что команде пора двигаться вперед и предлагать новый контракт 40-летнему ветерану он не собирается. Модано уж было собрался повесить коньки на гвоздь, как вдруг поступило предложение, от которого он не смог отказаться. Как было сказано ранее, родился и рос Модано в Мичигане. При таком раскладе у него просто не было другого выбора, как с самого детства болеть за Детройт.
И вот теперь, на закате игровой карьеры, Ред Уингз позвали его в свои ряды. В тот момент казалось, что это просто идеальная сделка для обеих сторон. Модано получал возможность осуществить детскую мечту и при этом снова побороться за Кубок Стэнли. Детройт обзавелся великолепным форвардом-универсалом, идеальным центром для третьего звена, пусть скорость его уже не та, но свое он может взять опытом. На деле же мечта оказалась не такой красочной как на бумаге.
Начало выдалось лучше не придумаешь, и счет забитым голам был открыт первым броском в первой игре сезона. Но потом дела пошли хуже. В ноябре Майк получил травму запястья из-за чего пропустил половину чемпионата. Вернувшись в строй через три месяца, он успел отыграть еще 20 матчей до конца сезона, но своей игрой не убедил тренерский штаб краснокрылых в готовности к кубковым играм. И за решающими боями своего последнего сезона Модано наблюдал с трибун.
Все-таки уход
Безрезультатно проведенный сезон в Детройте дал понять, что время Модано ушло. Если год назад Ред Уингз решительно предлагали ему односторонний, более чем миллионный контракт, то в последнее межсезонье максимумом из предложенного был пробный контракт от Ванкувера. Взвесив все за и против, Майк решил со второй попытки закончить активную карьеру игрока.
Прознав о намерениях своей легенды, даллаские Звезды успели подписать с Модано символичный контракт на сумму 999 999 долларов, чтобы он красиво ушел на покой как член своего первого нхловского клуба.