Казалось бы рядовой перевод игрока из фарма в основную команду – что тут особенного? Форвард, которому в ближайших матчах предстоит играть что-то около 5-10 минут в третьем, а скорее, четвертом звене. Рядовое событие, если бы этого нападающего звали не Шон Эвери. Наверное, мало во всей Лиге игроков с более противоречивой репутацией, чем у Эвери. Но мало игроков, которые были бы настолько неординарными и уникальными персонажами. Шон – единственный и неповторимый, он хулиган и задира, любитель позубоскалить и ударить в зубы, ценитель моды и борец за права гомосексуалистов. Он – необычен, он – живое воплощение черного и белого в одном лице, его ненавидят, и одновременно любят. В этом весь Эвери.
Шон родился и вырос в провинции Онтарио, где собственно говоря, других вариантов времяпровождения, кроме игры с шайбой на льду и нет. Но в отличие от многих будущих хоккеистов, маленький Шон не отличался габаритами, поэтому уже с малых лет ему приходилось сталкиваться с более крупными ребятами, что не могло не закалить в нем определенную жесткость, наглость и смелость. Каждый пробивается как может, и если у тебя нет волшебного таланта или необычайных физических данных, то остается только характер. Характер, бойцовский дух, упорность – качества, которыми Шон владеет в совершенстве.
Шон вместе с родителями успел покататься по Онтарио, поиграв во многих детских командах, но его первым серьезным коллективом стал Оуэн Саунд Плейтерс из ОХЛ, где Эвери закрепился в 16-летнем возрасте. Молодой задорный парнишка с первых дней в Лиге Онтарио сумел произвести неплохое впечатление – неуступчивый нападающий с хорошей результативностью, к тому же умеющий за себя постоять. Это может показаться странным, но Эвери уже во втором сезоне набирал в среднем больше одного результативного очка за игру, что говорило о его неплохих атакующих задатках. Однажды, в матче с Кингстон Фронтенакс, Эвери сделал хет-трик, добавив к нему три результативные передачи. Уже через несколько дней менеджер Кингстона Лари Мейвети сделал все возможное, чтобы Шон оказался в его команде.
К сожалению, в отличие от многих партнеров Эвери по командам ОХЛ, к примеру, Эндрю Брюнетта, Шон не был задрафтован в НХЛ, поэтому и тут ему пришлось проделывать собственный путь. Правда, в чем-то судьба была благосклонна к энергичному юноше. Детройт Ред Уингз после небольшого просмотра заинтересовался парнем, дав ему шанс испытать свои силы в системе клуба. Так Шон оказался в Американской Хоккейной Лиге, в клубе Цинциннати Майти Дакс, где сразу же принялся демонстрировать свое желание буквально выгрызать с мясом право играть в "большой" хоккей.
Пожалуй, никто другой более емко не соответствовал названию клуба, чем Шон Эвери. Он действительно стал могучим, в чем-то гадким утенком, который мог бы стать прекрасным лебедем. Но нет, врать не будем, прекрасным лебедем он не стал, он остался боевитым, наглым селезнем. Уже тогда в АХЛ нападающий отличался не так блестящим дриблингом или изящными передачами, а скорее, качествами бойца и задиры, набрав в своем первом сезоне фантастические 304 штрафные минуты! Уже на следующий сезон молодого форварда начали привлекать к играм основного состава Красных Крыльев. Он отыграл добрую половину сезона 2001/02 в НХЛ, запомнившись не голами или ассистами, а регулярными отсидками на скамейке штрафников. В каждой команде должен быть свой плохой полицейский, и в небольшом, но крепко сбитом канадце мичиганцы увидели тот огонек безумства и смелости, характерный для лучших терминаторов Лиги, после чего у них не поднялись руки отправить Шона назад в АХЛ.
Правда, уже на следующий год руководство Красных Крыльев избавилось от Эвери, обменяв его в Лос-Анджелес Кингз. "Мы дали шанс молодому парню, но он со временем просто потерял уважение к этой игре. Шон все никак не может повзрослеть", - так позже говорил менеджер Уингз Кен Холланд. Да, никто не спорит, уже тогда у Эвери сложилась не лучшая репутация в НХЛ, но чего же хотели руководители Детройта от игрока, собиравшего в АХЛ по 200-300 штрафных минут? Парадоксально, что многие клубы привлекают к играм хоккеистов плана Эвери с вполне конкретной целью, а потом всячески стараются отбелить свое имя. Ведь грязную работу все привыкли исполнять руками таких как Шон, а потом делать невинные лица.
Тем не менее, Шон Эвери, чтобы там кто не говорил, не затерялся в Лиге. Он добротно и вполне в своем духе откатал несколько сезонов в составе Королей, собирая за год пару сотен штрафных минут и дисциплинарных санкций. Именно в те времена за Шоном закрепилась слава самого ужасного персонажа в современном хоккее. Его ненавидели и боялись, его имя постоянно поносили в прессе, словосочетание Шон Эвери стало олицетворением вселенского зла.
О признании говорит хотя бы огромный ряд специфических шуточек и анекдотов в стиле "Чак Норрис", посвященных нашему герою: "Когда вы убили Шона – он не становится мертвым. Этим вы просто можете его разозлить". "Шон Эвери играет в русскую рулетку с полной обоймой патронов. И выигрывает". "Квентина Тарантино попросили снять фильм по мотивам биографии Шона Эвери. Он отказался, ведь он не может демонстрировать в фильме столько насилия". "Шон Эвери победил рак, теперь курить абсолютно безопасно".
Эрик Беланже, партнер Шона в Лос-Анджелесе: "Шон такой парень, что он сначала что-то ляпнет, а потом подумает. Всеми правдами и неправдами он привлекает внимание прессы и соперников, а потом игроки других команд выходят на матч с целью конкретно так приложить Эвери. Тем самым он зарабатывает для них глупые пенальти, что дает нашей команде преимущество. Это его стиль. Он не плохой парень, нет, на самом деле, он замечательный человек, но только если остается самим собой, а не начинает играть в свои дурацкие игры".
Действительно, во времена выступлений Шона на Западном Побережье к его репутации добавилась слава мастера trashtalk – иными словами говорил он много, обидно, часто переходя на оскорбления, не признавая авторитетов. Его обвиняли в расизме, в оскорблениях франкофонов, в неуважении к руководству НХЛ. Он умудрился ссориться с партнерами по команде, тренерами и даже комментаторами ТВ. В конце концов, Короли обменяли своего анфан террибль в Нью-Йорк Рейнджерс.
"Я счастлив оказаться в Нью-Йорке. Это по-настоящему хоккейный город. Не то, что Лос-Анджелес, где меня узнавали в лицо считанные разы", - Шон в своем репертуаре прокомментировал сей трейд. В Нью-Йорке Эвери действительно нравилось, хотя от ярлыка "плохого парня" он не избавился. Да и не хотел избавляться. Правда, справедливости ради, скажем, что каждый шаг, каждое слово Шона рассматривались под микроскопом. И Лига всяческим образом старалась подчеркнуть, мол, вот какой подлец этот Шон Эвери.
Конечно, Эвери иногда перегибал палку. Пожалуй, самая гнусная история, связанная с именем Эвери, произошла в Калгари во времена кратковременного выступления Шона за Даллас Старз в 2008 году. Именно тогда перед матчем с Флеймз он, пытаясь унизить Диона Фанефа, сказал, что "некоторые игроки НХЛ взяли за моду влюбляться в использованных второсортных девушек", намекая на связь Фанефа и своей бывшей пассии Элиши Катберт. Получилось подло и низко, даже по меркам такого провокатора, поэтому скандал поднялся нешуточный. Закончилось все нелепым покаянием Шона, в которое никто, кажется, не поверил, посещениями психолога и разрывом контракта с техасцами. Одно дело материть игроков соперника, а другое - обижать беззащитную девушку.
Но Шон не особо печалился, ведь он снова вернулся в Нью-Йорк, где ему, пожалуй, комфортнее всего. Даже Джон Торторелла, тренер Синерубашечников, до этого ворчавший, что "таким придуркам не место в Лиге", согласился предоставить шанс Шону. Эвери в столь любимом городе занялся привычным делом: бил исподтишка Тима Томаса по затылку, избивал Милан Юрчину до крови, сквернословил, острил, дрался и задирал всех, кто находился рядом с ним. Как не вспомнить знаменитую историю со времен его первого пришествия в город на Гудзоне, когда он в матчах плей-офф закрывал обзор, махая клюшкой перед лицом Марти Бродо, вызвав очередную порцию всеобщего гнева и доведя легендарного вратаря Дьяволов до белого каления.
После серии Марти даже не пожал руку Шону, что является очень редким случаем и нарушением давней традиции. НХЛ, как обычно в своих тяжелых взаимоотношениях с Эвери, приняла сторону его оппонента и признала подобные действия нарушением правил. А гуру хоккейной аналитики Дон Черри просто констатировал: "Я знаю этого парня с самого детства. Что тут говорить, если ты идиот, то это уже навсегда, и тебя ничего не исправит".
Сам Эвери довольно четко обрисовывает свое поведение и манеру игры: "Я люблю залезть противнику под кожу. С другой стороны, все, что происходит на льду, там и остается. Мы можем быть лицо друг другу, а потом после игры пойти выпить пива. На самом деле, это просто круто".
Повторюсь, Шон Эвери как будто создан для Нью-Йорка и для Рейнджерс, о чем он не устает повторять. Он был не просто бесноватым бунтарем и антагонистом всей Лиги (хоть как раз пик ненависти его персоны пришелся на период в Рейнджерс), он стал важным элементом игры команды. На самом деле, Шон умеет играть в хоккей, просто ему на это часто не хватает времени из-за всех своих "приключений". Правда, характер взял над ним верх, в последнем сезоне Шон сдал и в итоге после некоторых раздумий Рейнджеры отправили Эвери в Коннектикут, играть в уже изрядно подзабытую АХЛ.
Шон начал вздыхать, что, мол, придется ему покинуть любимый Нью-Йорк и вообще вряд ли появится он в НХЛ, а скорее переедет в Европу. Привязанность Эвери к Большому Яблоку кроме игровых аспектов можно объяснить и личными причинами. Именно в этом мегаполисе Шон имеет возможности для раскрытия всех граней своей столь непростой натуры. Тяжело себе представить, но Шон Эвери, человек – гроза всей Национальной Хоккейной Лиги, является активным защитником прав сексуальных меньшинств, владеет популярным баром на Манхэттене, пробует свои силы в кинематографе. Кроме этого, пожалуй, Шон - главный модник в мире хоккея.
"Я люблю носить одежду от Диора, Ив-Сен Лорана, Александра МакКвина. Неужели это плохо, что я хочу хорошо выглядеть, пахнуть? Хоккеисты вообще, наверное, одеваются хуже всех. А я люблю одеваться ярко, и всегда веселюсь, когда мои партнеры смотрят на меня с недоуменным видом", - смеется Шон, - "И вообще я люблю куда-то пойти, потусоваться, классно провести время. Надо наслаждаться жизнью".
После довольно нестабильной игры на старте сезона Рейнджеры решили вернуть своего форварда в основной состав. 5 ноября Шон сыграл в синей джерси против Монреаля, а на следующий день против Джетс. Удивительно, но Нью-Йорк в этих встречах одержал две уверенные победы. Парадокс? Совпадение? Или подтверждение факта, что игроки калибра Эвери тоже нужны команде? Спросите болельщиков Рейнджерс, они в своем "негодяе" души не чают. "Добро пожаловать домой, Шон!", - в таком духе отзывается большинство фанатов команды.
В жизни нет ничего однозначного, весь наш мир словно соткан с противоречий. И чтобы кто не говорил, Шон Эвери заслужил право быть в этой Лиге. Он такой, как есть, и не скрывает этого. Хороший, плохой – это просто слова. И не всегда оценки определенных действий являются верными. Все субъективно. Как говорится, Бог ему судья.