После трех лет безвылазного пребывания в АХЛ талантливый российский защитник Вячеслав Войнов в этом сезоне получил шанс проявить себя в основном составе ЛА Кингс. И пока что, несмотря на присутствие сильных конкурентов и наличие двустороннего контракта, позволяющего отправить его в любой момент в АХЛ, Слава, как его привычно называют в Америке, не дает поводов усомниться в своем классе и потенциале. Более того, Войнов многих очаровал своей уверенной не по годам игре и атакующими действиями, достойными иного форварда. Нам Слава рассказал об адаптации в НХЛ, русском Лос-Анджелесе, суровом Челябинске, гимне от Александра Фролова и вырванных из контекста фразах.
Тяжелый путь в НХЛ
- Слава, этот сезон стал для тебя первым в НХЛ и вот уже как 3 месяца ты играешь в основном составе Королей. Как себя чувствуешь, уже адаптировался к НХЛ?
- С каждой игрой чувствую себя все увереннее, но до конца пока еще не адаптировался. Все-таки играю первый сезон, да и времени игрового не так много, как хочется. Давит двусторонний контракт. Но процесс адаптации идет, и я, как сказал, уже намного увереннее играю, да и тренер, который пришел в команду, мне доверяет, что немаловажно.
- Говоря о двустороннем контракте. Тяжело психологически, когда ты знаешь, что в любой момент тебя могут отправить в фарм-клуб?
- Когда меня только вызвали из фарма, эта мысль меня просто убивала: вот сейчас ошибусь, и поеду назад. Потом у меня состоялся разговор с главным тренером и генеральным менеджером. Они мне сказали, мол, чем твоя голова забита, ты не думай о пустяках, ты сейчас находишься с основой, и если будешь хорошо играть – останешься тут. Теперь я понимаю, что есть право на ошибку, и это раскрепостило меня.
- Тем не менее, несмотря на боязнь ошибок, уже с первых игр ты порадовал всех уверенной игрой в атаке, забитыми голами и результативными передачами. С чем это связанно?
- Это мой стиль игры. Люблю забивать, отдавать передачи, если, конечно, это получается.
- Но что для тебя важнее – забитые голы или надежная игра в обороне?
- Конечно, игра в обороне. Лучше отыграть на ноль, чем забить три шайбы и проиграть 3:6.
- Расскажи о первой забитой шайбе в НХЛ.
- Меня выпустили на большинство 5 на 4, тренер дал задачу открываться на дальней штанге, вот я ездил туда-сюда. Тут на ближней штанге Браун получил передачу, и я даже не ожидал, что он переведет шайбу мне, на дальнюю. В принципе, мне оставалось только не попасть во вратаря.
- Хранишь памятную шайбу?
- Да, она всегда со мной, во всех поездках (улыбается).
- Забитая шайба наверняка добавила уверенности?
- Да, конечно, и это касается не только первого забитого гола. Все голы, отданные передачи, даже просто надежная игра в отдельных эпизодах добавляют уверенности.
- Ты сказал, что адаптировался в НХЛ еще не в полной мере. А что на счет самой команды? Ты освоился в основном составе Кингс?
- Я уже познакомился со всеми ребятами, со всеми нахожусь в хороших отношениях. Даже возникает чувство, что я играю здесь давно. К хорошему быстро привыкаешь!
- Наверное, особенно остро чувствуешь контраст с фармом, ведь доводилось читать, что жизнь в Манчестере и бесконечные автобусные переезды для тебя стали просто тихим ужасом.
- Надеюсь, что все это в прошлом, ведь это действительно был ужас, по сравнению с тем, что здесь. Тут тебе надо просто играть в хоккей, а все остальное сделают за тебя – обеспечивают формой, носят ее за тобой, всюду самолеты… Ты просто должен хорошо играть, и ни о чем не думать.
- Но все-таки особенности твоего контракта дают возможность руководству даже сейчас отправить тебя в фарм. Нет таких опасений?
- Последнее время эта мысль все дальше от меня, и я пытаюсь полностью от нее избавиться. Стараюсь, концентрироваться на хоккее и просто делать свою работу.
Все могут Короли
- Поговорим о твоем клубе. В чем причина не самых выразительных выступлений Королей в текущем сезоне?
- Хороший вопрос, на который тяжело ответить. Возможно, это связанно с тем, что у нас много новых игроков. От нас ожидали хороших результатов, и потом что-то пошло не так, поменялся тренер, тактика поменялась. Вот сейчас с приходом нового наставника команда начинает "разбегаться". У нас впереди еще 30 с лишком игр, хватит времени, чтобы проявить себя.
- Может причина в том, что у вас много молодых игроков, где-то банально не хватает опыта?
- Если брать оборону, то играют три молодых защитника и три ветерана. Получается такой сплав скорости и опыта. Так что в обороне проблем, в принципе, нет. Да и вратарь у нас отличный. Вот в нападении, да, чего-то не хватает. Вроде играем, играем, а голы не залетают.
- Ты хвалил оборону, но часто получается так, что ваш голкипер, Джонатан Квик, чуть ли не в одиночку вытаскивает отдельные игры…
- Да, было большое количество бросков по нашим воротам, намного больше, чем мы наносили по воротам противника, но такая тенденция характерна для первой половины сезона. В последний месяц мы играем намного лучше в этом компоненте.
- То есть, ты считаешь, что сейчас ваша командная игра улучшается?
- Думаю, да. Стали более ответственно относиться к играм. Даже не знаю, как правильно объяснить, что с нами происходило. Попали в какую-то психологическую яму, с которой не могли выбраться.
- Но команда уровня нынешнего Лос-Анджелеса должна попадать в плей-офф в любой ситуации?
- Я считаю, что другой ситуации и быть просто не может. Мы должны играть в плей-офф! А там уже может все случиться. Там будет другая игра.
- Что принес в команду ваш новый тренер (Дэррил Саттер – прим. iSport.ua)?
- С предыдущим тренером у нас была установка: чем больше бросаем, тем больше забиваем. И неважно, откуда эти броски, хоть от синей линии. Сейчас меняется тактика, появились новые опции игры для нападающих, у них появилось пространство для импровизации, появилась возможность демонстрировать личные качества. Защита, в целом, играет так же. Изменились маленькие детали. Нам говорят, что надо играть попроще, не бегать все время за чужими воротами в зоне нападения.
- Новая тактика: больше оборонительная или атакующая?
- Тяжело ответить однозначно, но все-таки мы стали играть более раскрепощено в зоне нападения. Раньше как было: влево, вправо - расстрел. А сейчас такая карусель, нападающий делает то, что считает нужным.
- У Саттера репутация довольно жесткого человека. Насколько это отвечает истине?
- Я бы сказал по-другому, он – справедливый человек. Ему все равно, ошибется ли это Войнов или, к примеру, Даути. Он будет ругаться абсолютно одинаково, что на одного, что на другого. Саттер неоднократно грозил нам, что мы закончим игру в два или три защитника, и те, кто не хочет играть, не будет играть. Бывало, что выходит звено Копитара в большинстве, и не могут ничего толкового сделать, тренер их убирает, и выпускает четвертое звено. Он не смотрит на фамилии, и поэтому считаю его справедливым, хоть и немного жестким, с другой стороны.
- Недавно произошел забавный случай, когда вы играли с Калгари, и тем самым схлестнулись два родных брата Саттера. Ваш тренер настраивал вас по-особенному на эту встречу?
- Ничего такого особенного не было, чтобы говорить о принципиальном сопернике. Но "наш" Саттер знал всю их команду, и нам было намного проще подготовиться к ним, чем им к нам.
- Ты вспоминал Дрю Даути. Как вся эта летняя история с подписанием нового контракта повлияла на его игру?
- Где-то соглашусь, что там больше бизнеса, и такие деньги, как он получает… Но Даути такой человек, что ему все равно – что о нем пишут, говорят, думают. Он – веселый парень, и по нему не скажешь, что деньги его испортили.
- И все же, чего не хватает Лос-Анджелесу, чтобы бороться за самые высокие места?
- Я думаю, нам не хватает парочки забивных игроков, которые могут взять на себя игру, и вытащить отдельный матч. Не то, чтобы они обыгрывали всю команду соперника, но чтобы в тяжелые минуты вели нас за собой. К сожалению, у того же Копитара это не всегда получается. Нам бы не помешали один-два форварда высокого класса.
- Но вот летом к вам перешел именно такой нападающий – Майк Ричардс из Филадельфии. Но что-то у него не получается в полной мере проявить себя в составе Кингс…
- Майк из тех, кто не только забивает, но и рояль таскает. Он такой игрок, который работает много, пыхтит, и если он много не забивает, это ведь не только его беда, но и проблема командной игры. Если же смотреть комплексно на его работу на льду, считаю, он оправдывает все авансы, которые ему выдавали.
- А какие задачи, и какой спектр работы определяет тренер именно для тебя?
- Со мной больше работает ассистент Саттера Джон Стивенс. Наставник гнет свою линию - он хочет видеть во мне жесткость во всех эпизодах, чтобы я играл стабильно, прибавлял от игры к игре.
- Что для себя ты вынес за первые месяцы игры в сильнейшей Лиге мира?
- Впечатления только положительные. Другие скорости, партнеры просто замечательные. Тебе не приходиться делать за кого-то работу, все знают свои задачи. Скорость принятия решения совсем другая. Мне еще над этим работать надо. Тут считанные секунды, и если не отдал вовремя пас, к примеру, не знаешь дальше, что делать.
- Раньше ты говорил в интервью, что для тебя это последний шанс закрепиться в НХЛ, ведь тебе надоело просиживать годами в АХЛ. Как думаешь, ты воспользовался этим шансом?
- Не то, чтобы там прямо шанс закрепиться/не закрепиться. До этого я играл 3 года в АХЛ, и у меня не было ни одного подъема вызова в первую команду. Ничего не было. Как будто меня и не существовало. Я говорил в интервью, что я просто устал ждать погоды у моря. Но потом меня начали замечать, работать со мной, проводить беседы. Лед тронулся, и я понимаю сейчас, что не просто так ждал эти три года.
- Почему так получается, что на талантливых ребят с АХЛ долго не обращают внимание?
- Я и сам этого не знаю. Я, например, старался со всех сил. Мне сказал тренер еще в первом сезоне: поезжай в АХЛ, там сыграешь в Матче всех звезд, и мы подумаем. Я играл на высоком уровне первый год, второй, третий, и ничего не менялось. Были моменты, когда меня могли поднять в первую команду, но вместо этого руководство покупало нового защитника для первой команды, причем игрока среднего класса. Этого я никогда не понимал и не пойму.
- Возможно, существует какая-то предвзятость именно к русским игрокам?
- Даже и не знаю. Такое бывает. Допустим, есть два защитника – один канадец, а другой – русский. Играют они одинаково. Понятно, что возьмут канадца. Надо играть на голову выше, чтобы на тебя обратили внимание, и выбрали русского, а не канадца.
California Dreamin’
- И снова об адаптации. А как проходит твое привыкание к Америке – ты уже выучил язык, привык к местному укладу и стилю жизни?
- Я к их традициям и не пытаюсь привыкнуть. Что касается языка – я разговариваю на английском, которого мне хватает для общения в команде, для покупок каких-то, но почему-то больше не получается. Даже не знаю почему! Но после Манчестера привыкнуть к Лос-Анджелесу ну очень просто! Тут много русских, есть русские рестораны, магазины.
- Как тебе вообще живется в Лос-Анджелесе? Чувствуешь близость к звездам?
- У многих людей не такое представление о Лос-Анджелесе, как это есть в реальности. Все думают, что тут звезды ходят по улицам, что тут все так красиво и дорого (улыбается). На самом деле, все немного по-другому. Вот погода действительно уникальная. Я все никак не свыкнусь с мыслью, что играю в хоккей там, где всегда тепло, нет снега. Зато приятно!
- На игры баскетбольной команды Лейкерс приходят многие звезды, в том числе Голливуда. Замечал кого-то известного на матчах Кингс?
- Я когда играю в хоккей, я на трибуны не смотрю (улыбается). Приходили на игры мои товарищи, так они видели там Бекхэма, Коби Брайанта - он любит посмотреть хоккей.
- Не чувствуешь отставание в плане популярности хоккея, по сравнению с баскетболом в Лос-Анджелесе?
- Та не особо чувствую. Это огромный город. Да, Лейкерс тут любят больше, но у нас на играх всегда полные арены.
- Одним словом, подытожив, тебе комфортно в ЛА?
- Да, все супер. Тут рядом тренировочная база, до аэропорта не далеко. Мало переездов. Все на высоком уровне. Просто играй в хоккей, и не забивай себе голову посторонними вещами.
Молодые да ранние
- И еще о российских игроках. Сейчас появляется много молодых игроков, но не все из них могут закрепиться в составе. Почему, например, регулярно не играет твой партнер и друг Андрей Лактионов?
- Я не знаю. Сейчас ему доверяют, он играет в центре, ему доверяют, он много работает. Часто удача не на его стороне. Он обкрадывает игроков, создает себе момент, а потом не может забить, то в шнурок попадет, то в кочку какую-то, что-то не везет ему, одним словом.
- Еще один молодой россиянин, твой товарищ, Евгений Дадонов поменял Флориду на Каролину. Это пойдет на пользу его карьере?
- Считаю, это будет полезно для него. Новая команда, новая обстановка. Во Флориде ему не особо доверяли, он играл в четвертом звене. Он перешел в более слабую команду, где у него будет больше шансов проявить себя.
- В целом, с кем из русских НХЛ-овцев ты общаешься больше всего?
- Вышеупомянутые Лактионов, живущий в соседней комнате, Дадонов, Грачев. Со всеми ровесниками.
- Успел познакомиться с главными звездами – Ковальчуком, Овечкиным, Малкиным?
- С ними я еще не знаком. Мы играли против них, мы поздоровались, но не больше.
- Думаешь о сборной России?
- Конечно, играть за сборную хотят все. Но для меня сейчас главная цель закрепиться в основе Кингс. Если позовут в сборную – я с удовольствием приеду и попробую свои силы.
- Сейчас в Лиге есть целый ряд молодых российский защитников – ты, Куликов, Орлов. В будущем видится сильная оборонительная линия для сборной России…
- Мы все еще довольно молодые, нам необходимо, в первую очередь, набраться опыта. В будущем у нас действительно будет сильная оборона.
И Саша Фролов, поющий гимн на стуле…
- Есть ли те игроки, которых ты мог бы назвать своими кумирами?
- В детстве это был Рэй Бурк, а на данный момент таких игроков нет.
- Не могу не вспомнить фразу, которую российские коллеги вынесли в заголовок (известный российский спортивный сайт представил интервью со Славой под заголовком: "Иногда скучаю по нашему быдлу" - прим. iSport.ua)…
- Я понял, что ты имеешь в виду. Я сказал так, но все поняли это чуть иначе. Это не значит, что я утверждал, что в России живет одно быдло, и мне этого не хватает. У России просто люди более агрессивно, кто-то друг друга толкнет, и вот уже драка. А здесь, в Америке, ты толкнул кого-то случайно, и даже тот человек извиняться будет. Зайдешь в лифт, а там незнакомый парень может рассказать, как вчера на рыбалку ездил. Это даже слегка утомляет. Я в том интервью просто пытался сравнить две страны, а не утверждал, что в России только быдло-пребыдло (улыбается).
- Так чего сейчас тебе не хватает за океаном?
- Я скучаю по родным, друзьям, хотя уже за последние годы привык к этому.
- А каких-то русских традиций? За ними не скучаешь?
- Та здесь все есть: и бани, и еда русская, и магазины – рестораны. В Лос-Анджелесе с этим проблем точно нет!
- Ты родом из Челябинска. Объясни, почему в одной известной юмористической передаче его называли городом суровых мужиков?
- Слава Богу, сейчас уже про это меньше вспоминают, а раньше надо мной подшучивали на эту тему, мол, вот, суровый мужик. Вообще не знаю, откуда они взяли эту фишку, про суровых мужиков? Придумали себе что-то. Может, из-за того, что у нас там заводов много? Я без понятия.
- И о шутках. Ты столкнулся с теми розыгрышами, которые часто сопровождают появление новичков в команде?
- В НХЛ не успел еще. Меня официально и не приняли, ведь когда тут устраивали вечер новичков, меня отправили в низшую команду как раз. Вот в АХЛ было весело. Там и в женские платья заставляли переодеваться, и рокерами наряжали, и вечер шуток устраивали. Правда, вот Саша Фролов, когда приехал в Лос-Анджелес, то стал на стул и пел гимн Российской Федерации.
- А ты бы спел? Вот недавно вся команда Флориды, включительно с Куликовым и Дадоновым, кстати, поздравили болельщиков с Рождеством, спев вместе легендарное Jingle Bells.
- Надеюсь, мне повезет, и я петь не буду. А если вся команда будет, то я разве что могу постоять в заднем ряду тихонько (смеется). Не любитель я петь, да и английский мой хромает.
- Так может попробовать себя в рэпе, как вот недавно Саша Овечкин?
- Та нет, это не для меня, не вижу себя в таком: чтобы песенку спеть или потанцевать в клипе.
Досье iSport.ua
Вячеслав Войнов
Защитник Лос-Анджелес Кингс и молодежной сборной России. Родился 15 января 1990 года в Челябинске, СССР.
Играл за Трактор (Челябинск) – 67 игр, 1 гол, 3 результативных передачи; Манчестер Монаркс (АХЛ) – 224, 35, 71; Лос-Анджелес Кингс (НХЛ) – 31, 4, 7.
Чемпион мира до 18 лет – 2008 год. Призер юниорских и молодежных чемпионатов мира в составе сборной России.
В материале использованы фото Getty Images