Еще недавно о делах калифорнийских Королей мы разговаривали с другим молодым россиянином – Славой Войновым, а сейчас на наши вопросы любезно согласился ответить его партнер по команде и хороший товарищ – Андрей Локтионов. В чем-то их судьба схожа, оба они пытаются закрепиться в основе Кингс, и время от времени выдают удачные отрезки, а потом отправляются в фарм-клуб, но есть и отличие, ведь для Войнова этот сезон дебютный, а Андрей уже успел окунуться в баталии сильнейшей лиги мира, и проводит уже третий сезон. Тем не менее, назвать полноценно основным игроком команды при всем несомненном таланте Локтионова нельзя, но уверен, в составе Лос-Анджелеса или другой команды, Андрея ждет большое будущее.
Жизнь в доме тренера
- Ты и Александр Радулов – два игрока из России, которым удалось победить в престижнейшем турнире юниоров в Канаде – Мемориал Кап. Расскажи о перипетиях того турнира и эмоциях после выигрыша?
- Мы в финальной части начали с трех стартовых поражений, после которых произошло командное собрание, на котором тренер нам сказал: "Ребята, может, хватит уже проигрывать?". Нам уже не было, что терять, вот мы и собрались, и все последующие матчи выиграли. Сложилось все удачно, так что, конечно, мы все были счастливы, довольны, нас очень хорошо встречали болельщики. В истории Виндзора (команды Локтионова на тот момент – прим. автора) это случилось впервые, так что весь город гулял! Этот турнир в целом, если говорить, считается очень сильным, там играют хорошие ребята, лучшие канадские команды. Для меня это был вызов – попробовать свои силы среди лучших хоккеистов. У меня тогда и партнеры были отличные – сейчас много кто в НХЛ играет. Достаточно вспомнить Холла из Эдмонтона или Хенрика из Нью-Джерси. Недавно, по-моему, Райана Эллиса в Нэшвилл подняли.
- Будущий первый номер драфта Тайлор Холл сильно выделялся на фоне остальных?
- Ну… Выделялся, я скажу. У него хорошая скорость, техника, бросок. Кроме того, он много забивал, всегда был один из лидеров среди бомбардиров. Думаю, его первый номер заслуженный.
- Выступления еще одного твоего бывшего партнера по Виндзору, Адама Хенрика, стало для многих откровением в этом сезоне. Ты ожидал от него такой прыти?
- Для меня это абсолютно не удивительно. Это отличный центрфорвард, умный, хорошо отрабатывает в защите. Сюрпризом его выступление могло стать для тех, кто его не видел, я же видел, знаю, поэтому не удивился его успеху.
- Есть такая забавная история, что во времена своих выступлений на юниорском уровне ты жил какой-то период в доме главного тренера. Как так получилось-то?
- Это был мой первый год, когда меня пригласили показаться в Лос-Анджелес, но тогда меня отправили в ОХЛ. На тот момент у команды было выездное турне, я сыграл две игры. А поскольку мне не нашли семью, чтобы я смог там жить, я на некоторое время поселился в доме главного тренера. Я несколько недель у него пожил, а потом нашли семью, и я от него съехал.
- Тогда команду тренировал Боб Бугнер – человек с репутацией настоящего енфорсера во времена игровой карьеры. Он как-то проявлял свою жесткость во время работы тренером?
- Он – адекватный тренер. Если ты играешь хорошо, команда выигрывает – зачем злиться? А если плохо сыграли, тогда был небольшой разнос, анализировали ошибки, видео смотрели, каждому игроку доставалось. Но особых криков не было.
- В России есть пример Витязя, когда у тренера-бойца вся команда сверхбоевая, скажем так. Бугнер вас настраивал на драки?
- У нас такого не было, что ты! Были свои бойцы, которые, как заведено, между собой дерутся, по правилам установленным. Это не так, как у Витязя, когда напрыгивают на простых игроков, которые и драться не умеют, да и не нужно им это. В Америке драка происходит только по обоюдному желанию. Наш тренер не говорил никому, мол, иди, подерись с тем-то. Была одна задача – выиграть. Правда, вот вспомнил случай, когда наш тренер, Боб Бугнер, сам чуть не подрался с другим тренером. Мы играли с Плимутом, это минут 20 от Виндзора, очень напряженное дерби считается. Их игрок припечатал нашего ведущего защитника, Райана Эллиса, так наши тренера начали лезть, чуть до драки не дошло, хотели доказать, что так делать нельзя (смеется). Но приказов или призывов к дракам не припомню особо.
Голы не пахнут
- Перейдем к тренерам Лос-Анджелеса. Ты несколько сезонов поиграл под руководством Терри Мюррея. Что у него не вышло, почему его уволили?
- Почему уволили? Команда играла плохо, не показывала результат. Были длительные проигрышные серии, нестабильность. Генеральному менеджеру надо было что-то делать, вот он решил уволить тренера, чтобы взбодрить команду, заставить играть лучше.
- Попробуй сравнить игру при Мюррее и Дэрилле Саттере. Войнов утверждает, что сейчас вы играете в более умный хоккей.
- Я соглашусь со Славой. Мы играем намного интереснее в зоне нападения, в центральной зоне. Мюррей – тренер, как бы сказать так, "олд-скульный", представитель старой школы. Прокинули шайбу в зону, побежали, навалились на ворота – вот и вся атака. Сейчас играем в комбинационный хоккей, тренер сам поощряет инициативу, чтобы каждый придумывал что-то интересное. Когда был Мюррей, мы на тренировках отрабатывали выход 2 в 1, и он всегда говорил, что надо только бросать, никаких передач. Лично я, это мое мнение всего лишь, считаю, что так неправильно.
- А если еще вернутся к твоим выступлениям в ОХЛ и АХЛ. Там хоккей все же более веселый, в плане результативности, большего количества драк, как считаешь? Особенно это касается АХЛ.
- В АХЛ там все люди бьются, стараются каждую игру, там сам хоккей жестче. Все хотят себя проявить, поэтому много драк, голов. Но сам уровень хоккея, конечно, намного слабее.
- Еще в АХЛ надо много ездить автобусом…
- Да, много переездов. И по 4-5 часов в автобусе проводишь. Но и в НХЛ выезды бывают длительные, в самолете и по 3 часа проводим. Просто с автобуса на самолет пересели (улыбается)!
- Когда тебя подняли в основу, не было опасений, страха, вот ошибешься, и все – прощай НХЛ?
- Когда ты молодой игрок, только начинаешь играть, тебе стараются что-то подсказать, но иной раз и на лавочку посадят в воспитательных целях. Но первая игра – особенная. Тебя поднимают, и ты хочешь везде успеть, все свое мастерство продемонстрировать, бегаешь, как заряженный. Но, конечно, небольшой страх ошибки присутствует, от него не деться никуда.
- А еще ты в своей первой игре получил травму плеча, которая поставила точку в выступлениях в НХЛ в твоем дебютном сезоне. Неужели не проскакивала мысль, что это может быть твой первый и последний шанс?
- Нелепая ситуация получилась, хотел подвинуть человека плечом в средней зоне, а оно у меня вылетело. На второй сезон второе плечо вылетело, но сейчас уже все починили, и плечи меня не беспокоят. А мыслей о последнем шансе не было. Меня поддержали, мой агент Игорь Ларионов очень сильно помог, говорил, что залечат плечо, и я еще сильнее заиграю. Я не уходил в себя, постоянно общался с друзьями, и к концу сезона полностью восстановился и играл в плей-офф АХЛ.
- Свой первый НХЛовский гол ты забил в ворота Джастина Петерса из Каролины практически из-за ворот! Как считаешь, повезло?
- Я пытался отдать на пятак, на Брауна, а попал во вратаря, в клюшку, и рикошетом в ворота. Гол есть гол (смеется). Эмоционально он меня поднял. И для команды он был важен, он стал победным, мы выиграли 4-3. Всякий гол считается, если он по правилам забит (улыбается).
- Тебе на первых порах помогал обжиться в городе и команде Александр Фролов?
- Саня Фролов в этом плане красавец, он мне и Войнову помогал, город показывал, к себе приглашал на ужин. Бытовые вопросы помогал решить, переводил. В этом плане я очень благодарен Сашке, классный парень.
- С кем из партнеров по нападению ЛА Кингс тебе удобнее всего играть?
- Со всеми хорошо (смеется). Всюду есть свои плюсы. Я играл с Копитаром, Брауном в первом звене, но, опять-таки, я играл на фланге, не на своем месте, чувствовал себя не в своей тарелке. С ними, конечно, хорошо играть, они техничные, пас могут отдать великолепный. С Майком Ричардсом хорошо играть.
- Кстати, ты опять вспомнил о том, что тебя часто ставят играть на левый фланг, а по своей натуре ты центральный нападающий и тебе удобно в центре. Если пофантазировать, что для тебя лучше – играть в первом звене на фланге или в четвертом в центре?
- (Смеется) Какой каверзный вопрос! С одной стороны, в первом звене много игрового времени, там хорошо играть, с другой и в центре хорошо играть! Везде хорошо (смеется).
"Может, тренироваться больше надо?!"
- Почему последнее время ваш тренер критикует упомянутых Копитара и Брауна, да и в целом, как так получилось, что атака твоей команды худшая во всей лиге?
- Согласен. Он не только Копитара или Брауна критикует, он всех критикует, но им больше всех достается, так как они лидеры, ведущие игроки. Мне тоже нужно голов больше забивать. Может, с них спрос побольше, но мы же одна команда, все одинаково виноваты, неважно, играешь ли ты в первом или четвертом звене.
- Ты все правильно говоришь. Но, вот вроде же и тренер поменялся, игроки неплохие, и работаете над собой. Но не забиваете же?!
- Ты думаешь, мы сами знаем, почему так происходит? Мы не хотим забивать, или что (смеется)? Мы на тренировках стараемся, тренер говорит, чтобы больше атаковали. Мы в игре атакуем, создаем моменты, но не забиваем…
- Кстати, слабая реализация моментов и твой главный бич. В этом сезоне ты долго не мог открыть счет забитым голам, и только недавно отправил первую шайбу в ворота. Как считаешь, почему так происходило?
- До моей первой шайбы у меня чуть ли не в каждой игре было по два момента голевых, но не забивал. Не знаю почему. Может, надо больше тренироваться (смеется)?
- Но ты забил гол, и вроде все наладилось?
- Мне надо было просто забить, и я почувствовал себя увереннее намного. Везение пошло. Забил 3 шайбы в 6 играх – неплохой результат вроде?
- Данный сезон ты снова начинал в фарме, кстати, и шанс получил только после травмы Дастина Пеннера. Нет обиды, что тебя вызывают только после травм основных, то есть, рассматривают исключительно, как подмену другим?
- Ну а как по-другому? У меня двусторонний контракт, места в основе нет, а у остальных односторонние контракты. Куда они меня всунут? Вот и приходится ждать, когда травма у кого-то происходит. Меня пригласили после травмы Пеннера, потом одного парня на драфт отказов выставили, другого выставили. Сейчас у Ганье травма. Мне кажется, что Саттер мне доверяет, это самое главное, и я это чувствую. Сейчас, в принципе, все хорошо.
- У Дэррила Саттера, согласно высказываниям многих твоих соотечественников, существует репутация "ненавистника всего русского": мол, он недолюбливает русских игроков и максимально старается усложнять им жизнь…
- Я тоже читал такие высказывания. Лично я не могу их подтвердить, ибо ко мне и к Славе он хорошо относится. Не могу ничего плохого сказать о тренере. Он не орет, спокойно объясняет, что кому надо делать. Не замечаю в нем какой-то "нелюбви" к русским. Он – справедливый, и ему все равно, кто неважно сыграл: я или Копитар, он тебе скажет все в лицо, он ко всем одинаково относится.
- Самое смешное то, что Войнов сказал о Саттере практически слово в слово, как ты!
- Ну, потому что, это все видят, видят такое отношение тренера. Если ты стараешься – он будет хорошо относиться, занимаешься ерундой – такое же отношение будет. Ты сам вспоминал, что он критиковал Копитара и Брауна за плохую игру – вот и пример.
- В этом сезоне борьба на Западе очень азартная, и 13 команд до сих претендуют на плей-офф. Как ты расцениваешь шансы Лос-Анджелеса?
- Мы очень хотим пробиться в плей-офф и надеемся на это. Нам нужно стараться в оставшихся играх выиграть максимально большое количество раз. А в таблицу смотреть не надо, нужно выходить и играть.
- Наверное, если у вас улучшатся показатели в атаке, то проблемы отпадут сами собой…
- Должна же пойти атака, в конце концов (смеется)!
Великолепная красная пятерка
- В преддверии дэдлайна ходили слухи, что ты можешь стать частью большой сделки. Ты обращаешь на это внимание?
- Я слышал, что ЛА хочет получить забивного форварда. Не знаю, как относиться ко всем этим разговорам. У меня еще не было трейдов. Это рабочая ситуация: поменяют - так поменяют, я не зациклен на этом. Будем работать, где скажут.
- Но если, гипотетически, ты окажешься в более слабой команде, том же Коламбусе – такой вариант видится перспективным в плане игровой практики. Вот Никита Никитин выбился в ключевые защитники Блю Джекетс, а в Сент-Луисе грел банку… Ты сам как думаешь?
- Наверное, это был бы для меня хороший вариант. Там было бы больше практики. Если ходили такие разговоры, значит Коламбус или кто другой заинтересован во мне, а это означает, что там должны больше доверять.
- В начале интервью ты упоминал этого человека, да и пресса много пишет о том, что вы крепко дружите с Игорем Ларионовым. Как так сложилось?
- Когда я еще играл в России, то пересекался с его старшим братом. А когда я уже приехал в Америку, встретился с Игорем Николаевичем, он стал мне помогать, он еще агентом не был. Он давал мне советы по питанию, тренировкам, игровым ситуациям. Мы созванивались практически каждый день. Вот общались, и по сей день общаемся, потом он стал агентом и сейчас ведет мои дела. У него есть чему поучиться и что послушать, человек выиграл все, что можно в мире.
- Думаю, тогда даже спрашивать не надо, какая команда была твоей любимой в детстве и кто твой любимый игрок.
- Это нормальная ситуация, тогда, мне кажется, каждый мальчишка в России хотел играть в Детройте, там была русская пятерка. Это все, что мы знали о хоккее (смеется). Мне и другие нравились игроки. И Макаров, и Сергей Федоров. У всех можно учиться, брать какие-то качества себе. Но играть нужно в своем стиле, и просто подражать кому-то – неправильно.
Сон – это главное
- В эти дни в Лос-Анджелесе проходит подготовка к вручению премии Американской Киноакадемии, в народе именуемой Оскаром (разговор происходил 23 февраля – прим. автора). Ажиотаж присутствует?
- Пока ничего не замечаю, все тихо. Никто об этом не кричит (смеется).
- А самому бы хотелось побывать на подобном мероприятии?
- Не горю желанием, если честно (улыбается).
- Войнов упоминал, что у людей неправильное мнение о Лос-Анджелесе, и звезд там не так много. Ты их часто встречал?
- Та нет. Может кто и звезда, но я их в лицо не знаю (улыбается). Как-то все равно, если честно.
- Неужели ты никогда не выбирался в легендарные ночные клубы в Лос-Анджелесе, которые славятся своим шиком и блеском?
- Нет, не был ни разу. Когда ходить? У нас утром тренировки, игры через день. А между играми и тренировками надо отдыхать.
- А как тогда ты отдыхаешь?
- После тренировки иду домой, сон час-полтора, потом ужин. И весь отдых. Иногда с друзьями можно пообщаться, в русскую баню на выходных ездим. Но, главное – поспать (улыбается)!
- Неоднократно, игроки признавались в том, что на ужине новичков пели гимн – и Поникаровский, и Войнов о Фролове поведал. У тебя как проходило?
- Что серьезно? Я тоже российский гимн пел! Смешно даже.
- Это уже прямо традиция какая-то!
- Просто когда приезжаешь, то ребята местные травят шутки, пародируют кого-то, а ты же не в курсе, английский не знаешь. То они говорят: "Ну, хоть гимн свой спой?!".
- А Войнов сказал, что он петь не будет!
- А куда он денется, ты мне скажи? Петь он не будет! Все поют, и он будет. Может, он еще и за ужин платить не будет (хохочет)?!
- Илья Брызгалов стал объектом насмешек после своих рассуждений о Вселенной. Ты никогда над такими вечными темами не задумывался?
- Я молодой еще, мне пока рано об этом думать (смеется)! Но если человеку интересно – это его право думать, о чем угодно.
- Тот же Брызгалов очень любит книги, и неоднократно признавался в любви к ним. А ты любишь читать?
- Я все время читаю: в переездах, в самолете. Мне Булгаков очень нравиться, я почти всего его перечитал. Пауло Коэльо 2-3 книги прочел.
- И напоследок, какая твоя цель в хоккее, ведь ты только, по сути, начинаешь взрослую карьеру?
- Как у любого хоккеиста – выиграть Кубок Стэнли и Олимпиаду (улыбается).
- Ну, это глобально, а если говорить о более приземленных вещах?
- Я о мелочах не думаю, ставлю только большие цели (смеется).
Досье iSport.ua. Андрей Локтионов, нападающий Лос-Анджелес Кингс. Родился 30 мая 1990 года в городе Воскресенске, Россия. Выступал за
Локомотив (Ярославль) – 7 игр, 1 очко (0 голов+1 голевая передача);
Виндзор Спитфайерс (ОХЛ) – 51, 66 (24+42), а также в плей-офф 20, 33 (11+22);
Манчестер Монаркс (АХЛ) – 82, 69 (20+49), в плей-офф – 16, 9 (1+8);
Лос-Анджелес Кингс (НХЛ) – 59, 14 (7+7). Чемпион (2007 год) и серебреный призер (2008) чемпионатов мира среди юношей в составе сборной России. Обладатель Мемориал Кап – 2009.
Использованы фото АР и Getty Images