Недавно вроде бы закончилась эпопея с переходом или, вернее, не переходом Ши Вебера. Слегка нахмурившись и проклиная всех и вся, Нэшвилл повторил предложение Филадельфии о контракте в 110 миллионов долларов на 14 лет. Тем самым Предаторз подтвердили устоявшуюся тенденцию – надо платить много и заключать контракты на добрый десяток лет. А то мало ли.
Последнее время завелась такая мода – заключать длительные соглашения. Этим грешат многие клубы, ну а игроки, сами собой, кровно заинтересованы в таком развитии событий. Не нужно же объяснять элементарные вещи – игроки тоже люди и тоже любят кушать хлеб, причем с икрой и другими деликатесами, ну а также ездить на Ламборгини и отдыхать на всяких там экзотических островах. Длительный и финансово выгодный контракт обеспечивает хоккеистам сытую и спокойную жизнь на долгие годы вперед.
Тем не менее, понятно, что такие золотые клетки часто убаюкивающе действуют на внутреннюю мотивацию спортсмена. Зачем же рвать жилы и потеть на изнурительных тренировках, если деньги на банковский счет регулярно капают изо дня в день. Система североамериканского спорта сложилась так, чтобы максимально соблюдать всевозможные права и привилегии спортсмена. Должно произойти что-то из ряда вон выходящее, чтобы у клуба была возможность легально избавиться от игрока, который давно утратил мотивацию и является ржавым якорем на быстроходном судне. В большинстве случаев неудачливые клубы ждут сумасшедших предложений от еще более эксцентричных и менее адекватных менеджеров других команд по поводу обмена того или иного игрока.
Если говорить об НХЛ, тут не удержаться от приветов в сторону Монреаля, Торонто или Коламбуса, куда устремляются взоры жаждущих спихнуть что-то ненужное, очередной чемодан без ручки. Тем не менее, в основном, от огромной части контрактов избавиться без потерь и финансовых тупиков просто невозможно, вот и вгоняют себя франшизы в такие финансовые барьеры, что просто иногда диву даешься – как же это возможно. Достаточно вспомнить несколько наиболее ярких примеров "удачных сделок" в хоккее – переломанный Рик Ди Пьетро в Айлендерс будет выписывать больничные, судя по всему, до 2021 года, заработав при этом 67,5 миллионов долларов. Не забудем и о памятной сделке Рейнджеров со Скоттом Гомесом – в июле 2007 года соглашение на 7 лет и 51,5 миллионов долларов показалась руководителям нью-йоркских "мажоров" удачным развитием событий. В итоге удачным стал не сам договор, а обмен Гомеса в Монреаль – на сегодня Скотт не отрабатывает и десятую часть своего контракта.
Конечно, часто виной таких неурядиц становятся травмы, но ведь часто и сам хоккеист перестает усердно работать на тренировках, зная о приятном количестве нулей на своем личном счету. И все же клубы раз за разом расшибают себе лбы, заключая договоры, которые финансовые аналитики назвали бы, по крайней мере, рискованными. Только нынешним летом, кроме вышеупомянутого соглашения Вебера, на ум приходят новые контракты Зака Паризе и Райана Сутера с Миннесотой на 13 лет и 98 миллионов долларов каждому, 10-летний трудового договор Джордана Стаала с Каролиной на 60 миллионов и новый союз Сидни Кросби с Питтсбургом – 12 лет стоимостью в 104,4 миллиона. Причем в последнем случае Пингвинов не остановила ни история болезни Сида, ни его долгоиграющее сотрясение мозга.
Самым же ярким примером хоккейной "кабалы" назовем суперконтракт российской хоккейной звезды Ильи Ковальчука. Эпопея с Кови будоражила умы общественности и функционеров Лиги все жаркое лето 2010 года и была отмечена громкими скандалами и судебными разбирательства. В итоге Нью-Джерси был оштрафован Лигой, ну а Илья получил договор на 15 лет и 100 миллионов долларов.
И знаете, тут мы приходим к парадоксальной мысли – длительные контракты выгодны и клубам. Действительно, а почему бы и нет? Разве смог бы Нью-Джерси обойти нюансы потолка зарплат и получить топ-игрока, не имея возможности заключить большой контракт с градацией зарплаты по годам? Это первый и один из самых важных моментов. Но, пожалуй, главное, что движет клубами в их стремлении задержать у себя хоккеиста на добрую дюжину лет – это, конечно же, маркетинг. В США с их бешеным стремлением из всего извлекать финансовую выгоду понятие "бренд" стало практически нарицательным. Во всех главных спортивных лигах Северной Америки клубы стремятся заполучить, так называемого, "франчайз-плэйера", исполнителя вокруг которого можно строить целый коллектив на долгое время. И дело даже не в игровых успехах, а в том же маркетинге и стратегии развития клубного бренда. Игроки с "именем", которые, к тому же, являются символом того или иного клуба, а то города или даже региона – это крайне выгодно.
Благодаря Майклу Джордану весь мир узнал о Чикаго Буллз. В хоккее такими яркими примерами являются Марио Лемье из Питтсбурга или Никлас Лидстрем из Детройта, сейчас таковыми можно назвать Александра Овечкина для Вашингтона, Хенрика Лундквиста для Нью-Йорка или до последнего времени Рика Нэша для Коламбуса. В Коламбусе, кстати, даже сагу с уходом/не уходом капитана обставили с привлечением масс-медиа и бил-бордов. Ну а персона Алекса Овечкина, такое ощущение, и вовсе превратила скромный Вашингтон в объект повышенного внимания со стороны рекламодателей и прессы. Ну и последнее – у клубов нет желания отпускать свою звезду за мешок шайб и клюшек, поэтому и заключают контракты так, чтобы в случае чего получить достойную компенсацию.
Обратная сторона медали – это то, о чем мы говорили выше. Риск травм, потери формы и мотивации, психологические проблемы игроков. Но момент бизнеса, пожалуй, превышает все остальные аргументы. Когда на кону стоит большой куш, то можно и рискнуть. Как тот же Нэшвилл, ведь потерять в миг весь оплот обороны означал бы для провинциального клуба значительную потерю интереса со стороны общественности, а значит и рекламные убытки. Ну и игровые моменты никто не отменяет. Судя по всему, Ши будет в очередной раз вести команду к сияющим успехам, которые так и не покорились Хищникам. Посмотрим, долго ли просуществует это сотрудничество. Посмотрим также, кто станет следующим птенцом в очередной золотой клетке.