В развернутом интервью сайту
goals.by Александр Летецкий, долгое время являвшийся руководителем канувшего в Лету Керамина, рассказал о главных проблемах белорусского хоккея - не самом грамотном управлении, слабой работе тренерского штаба сборной, и хоккеистах-легионерах, думающих, прежде всего, о больших контрактах. Не обошел функционер вниманием и игроков национальной сборной Украины, в разное время защищавших цвета коллектива, Олега Шафаренко и Романа Сальникова.
Об Олеге Шафаренко
Не было людей, стремящихся просто срубить побольше? Конечно, были. Вот Олег Шафаренко. Человек, который построил свою тактику на маневрах, переходя из клуба в клуб. Хоккеист не успел закрепиться в Химволокне, как сразу же вышел на переговоры с Керамином, Юностью, еще каким-то клубом, если не ошибаюсь, Неманом. Потому что вид спорта сам по себе, извиняюсь за термин, панельный. Там предлагают услуги и понимают, что за них платят деньги. Поэтому у некоторых игроков идет сдвиг в эту сторону: как можно быстрее и больше заработать. Встречались люди, как, например, тот же Роман Сальников, которые оговаривали условия вначале. И потом не ходили, не клянчили — добавьте, накиньте... Один раз сказал — и на этом тема закрыта. К счастью, таких было большинство.
О Романе Сальникове
Когда он выступал в Витязе, а мы его агитировали поиграть в нашем клубе, его тренер Богданов подошел и говорит: "Вы хоть знаете, что собой Ромочка представляет? Он постоянно нарушает режим и так далее". И когда Сальников к нам перешел, у него некоторое время были соответствующие проблемы. Но потом, когда мы пообщались, человек поверил в себя, попробовал реализовать свои возможности. Я ему объяснял, что это нельзя делать натужно, это должно происходить естественно, нужно просто попробовать раскрыться и все, чем ты обладаешь, постараться реализовать в том деле, которым ты занимаешься. И у него получилось. Роман, правда, потом связал это с какими-то цифрами, что 37 — это счастливое число. Я ему это и порекомендовал. Тут нет никакой мистики, можно сказать, что на эту тему я пошутил. Но оказалось, что в каждой шутке есть доля правды. Он отложил для себя эту картинку, и она послужила для него достаточно серьезным стимулом. Ушел Сальников из Керамина - и почему-то не сложилась у него дальнейшая спортивная карьера, подобных результатов он не повторил. А в нашем клубе он стал чемпионом, и по системе "гол+пас" набрал максимальное количество очков.
О минском Динамо в КХЛ
Что касается КХЛ, то это была просто бездарная идея. Люди, которые ее предложили, большие, мягко говоря, авантюристы. Если вы создаете такую структуру, нельзя делить людей на главных и второстепенных. Это ошибка. Сделать белорусов какими-то посредственными и дать им одни условия контрактов, приглашая лидеров, которые якобы делают результат, и создать им другие условия... Я не знаю, как это назвать, подходящие слова на ум не приходят. Это абсолютно неправильно. Глупо, бездарно. Это не на дилетантском уровне, а на уровне вредительства. Получилось так. Понятна психология белорусских хоккеистов: если у вас, ребят, контракты такие огромные, то и флаг вам в руки. Мы — на подтанцовке, а вы — давайте, делайте результат. А те думают: раз я должен приносить победы, то постоянно рискую своим здоровьем. У меня жизнь впереди, будущее, семья. А вы — белорусы, это ваша команда, ваша честь спортивная, так чего же не принимаете никакого участия?
Белорусский хоккей на том уровне, на котором он находился, не дорос до КХЛ. Должна была быть еще одна волна от детско-юношеского хоккея. Мы 10 лет вливали средства в наш вид спорта, чтобы создать эту модель на всю Беларусь. К чему должны были стремиться детско-юношеские клубы, молодые игроки. Это должно было стать категорией мышления, восприятия этого вида спорта. Должен был быть стандарт. Мы в него очень много вложили, а потом в одночасье все разрушили, вытащили этого идола, которого назвали Хоккейный клуб Динамо, дали ему статус какого-то небожителя, они куда-то улетели. Но для всей Беларуси это непонятно что. Просто статистика: Динамо выиграло или проиграло с таким-то счетом. Вот что достается людям вне Минска. Раньше развитие хоккея было понятно каждому, кто жил в Витебске, Бресте, Гродно, и это было куда более ценно. Стоило делать так, как латвийцы. Надо было создать мощную ночную лигу. Требовалось еще несколько лиг. Сбалансировать так, чтобы были понятны все нюансы, моменты, которые относятся к восприятию хоккея в целом, чтобы он стал национальным видом, как в Канаде. Мы должны были идти этим путем. И сразу стало бы понятно, кто халтурит, кто нормально относится, все бы проявилось, если бы мы создали всю необходимую инфраструктуру. Но мы все делаем раньше времени. Покромсали, развалили, выбросили к чертовой матери. И вот что сейчас с этой КХЛ делать?
О сборной Беларуси
А что это была за сборная на последнем чемпионате мира? Для пацанов — огромная ответственность, но большинство еще не соответствовало уровню. Если есть два фактора — человеческий и материальный — нужно было загодя провести переговоры с господами Костицыными, Калюжными, теми, кто мог бы создать ядро людей, которые имеют на уровне чемпионатов мира определенные знания, психологию. У нас же получилась команда, которая агонизировала на уровне "мы хотим". Мы все время хотим, но этого не достаточно даже для того, чтобы определить отдельный результат, потому как нет сил, мощи, энергетики, которая определяет понятие "победитель". А главный тренер должен был знать эти вещи как прописные истины. А мы получили тренера, который больше демонстрировал неадекватность, растерянность, непонимание того, куда он попал.
Я не против Андрея Владимировича Скабелки, очень уважаю этого человека как спортсмена в прошлом, как тренера, даже делал ему предложение, чтобы он в перспективе вернулся в Минск и возглавил Керамин. Но для тренера сборной он был не готов. Было больно смотреть. Даже на самом низком уровне было понятно, что ничего в сборной не продумано — ни в подготовке, ни в подборе игроков. Этот маленький Андрющенко... Я очень уважаю этого мальчика, собственно, в нашем клубе он и стал на ноги. Но в том виде, в котором он сейчас находится, это не игрок сборной. Член национальной команды — это человек, который может определить результат в любой ситуации. А здесь были "шпанты", которые по случаю могли использовать ситуацию. Это совершенно другой уровень — уровень чемпионата города, ну, республики, но не во всех клубах. Человек, который использует ситуацию, — это не игрок сборной. Нужен человек, который ее определяет.